По дороге с облаками

В борьбе с наступающими конкурентами Microsoft не собирается демпинговать — корпорация делает ставку на новые прорывные проекты и продукты

По дороге с облаками

На прошлой неделе корпорация Microsoft представила свой новый продукт — операционную систему (ОС) для мобильных телефонов Windows Phone 7. Отметим, что предыдущие версии ОС для телефонов назывались Windows Mobile.

Выхода мобильной «семерки» ждали с нетерпением. По рынку ходили слухи, что презентация ОС может быть отложена чуть ли не до 2011 года. В условиях жесткого состязания с конкурентами (по данным компании Canalys, Microsoft занимает лишь 4-е место на рынке ПО для смартфонов) промедление было бы нежелательным. Впрочем, в продаже устройства с Phone 7 появятся лишь к концу года. Учитывая, что ряд других компаний также анонсировал выпуск своих программ для «соток», битва за потребителя ожидается нешуточная.

В других сегментах рынка позиции Microsoft прочнее. Факт остается фактом — именно Microsoft сделала компьютер по-настоящему персональным, и без преувеличения. Ее разработки стали ключевыми для процесса всеобщей информатизации. Эксперты даже говорят о формировании компьютерной монокультуры, базирующейся на ПО от детища Билла Гейтса. Доминирование Microsoft вызывает внутренний протест многих пользователей. Корпорацию упрекают в монополизме, в неадекватных ценах на свою продукцию, закрытости разработок. Критику вызывает и лицензионная политика компании. Европейские чиновники несколько раз налагали на нее крупные штрафы, общая сумма которых превысила миллиард долларов.

Но Microsoft и не думает сбавлять обороты. В прошлом году корпорация сделала очень сильный ход, выпустив на рынок новую оперативную систему (ОС) Windows 7. Директор по маркетингу и развитию бизнеса Microsoft по региону Центральная и Восточная Европа Майкл Хартманн уверен — корпорации есть что противопоставить конкурентам и помимо «семерок», и новые продукты от крупнейшего разработчика ПО лишь укрепят его позиции на рынке.

Софтверный энерджайзер

— Господин Хартманн, как компания Microsoft пережила прошлый год? Сказался ли на корпорации кризис, и если да, то как с ним боролись?

— 2009-й стал довольно сложным годом и для наших клиентов, и для самой корпорации. Мы, как и все остальные, пострадали из-за кризиса. Чтобы минимизировать потери, руководство Microsoft приняло два ключевых решения. Во-первых, мы постарались сократить наши операционные расходы, в том числе на поездки, командировки. Например, чтобы не тратиться на проезд, мы организовывали видеоконференции, онлайн-совещания — то есть использовали наши собственные технологии. В результате наше подразделение, отвечающее за Центральную и Восточную Европу, смогло снизить операционные расходы примерно на 10 процентов. Во-вторых, мы постарались повысить интенсивность и эффективность нашего труда. А вот чего принципиально не стали делать — не сократили расходы на исследовательскую работу и разработку новых продуктов. В прошлом году Microsoft потратила девять миллиардов долларов именно на эти цели. Я могу сказать, что в R&D (исследования и разработки. — «ЭК») мы вложили больше, чем какая-либо другая компания, занятая созданием программного обеспечения. И считаем, что именно новые инновационные разработки помогут нам преодолеть последствия глобального кризиса. Все знают, что в прошлом году мы запустили целую линейку новых продуктов: операционную систему Windows 7, новую версию серверной Windows и Microsoft Exchange Server, предназначенную для обмена сообщениями и совместной работы разных пользователей. Это и был наш главный ответ мировому кризису.

— Как рынок встретил эти продукты?

— Windows 7 стал настоящим энерджайзером для всей IT-индустрии, подтолкнул продажи десктопов и ноутбуков с предустановленной операционкой. Люди стали охотнее покупать новую технику, использовать предоставленные ею возможности. Вы знаете, что заметно возросли продажи процессоров. В одном из последних исследований такой авторитетной компании, как IDC, показано, что на каждый евро, заработанный Microsoft от продажи Windows 7, компании, занятые в отрасли IT, зарабатывают по 18—19 евро. По нашему прогнозу, к 2012 году общая прибыль от продаж Windows 7 составит 12 миллиардов евро и поможет создать 300 тысяч рабочих мест во всем мире.

Что не менее важно для нас: успешные продажи и собственно «седьмых окон», и всей линейки новых продуктов показали инвесторам, что деньги, вложенные в программное обеспечение и железо, возвращаются, несмотря на кризис. Настал момент, когда и мы, и наши партнеры, и даже наши конкуренты — все можем выиграть. Сейчас самый правильный момент для развития IT.

— Действительно, Windows 7 показал просто фантастические продажи. Но помогут ли они компенсировать провалы предыдущих кварталов, которые стали для Microsoft худшими за все годы работы?

— Да, помогут. Но эффект будет заметен не сразу. Microsoft, как и другие американские компании, живет финансовыми годами, которые начинаются с 1 июля каждого календарного года. Если посмотреть на показатели прошлого, 2008-го финансового года, то в первой его половине у нас был рост, а потом прибыль резко пошла вниз. Нынешний год, начавшийся для нас 1 июля 2009-го, мы считаем годом стабилизации прибыли. И только со следующего года, с июля 2010-го, начнется год роста. Это касается не только продаж операционных систем, а всей корпорации в целом.

Что же касается региона, за который отвечает наше подразделение, то тут тоже есть особенности. У нас особенно велика доля продаж ОС не в коробочной версии, а в качестве предустановленного оборудования. Пройдет определенное время, пока люди закончат пользоваться ранее приобретенной техникой и купят новые компьютеры с Windows 7. Соответственно, рост прибыли начнется с некоторой задержкой. Это нормально.

Не корысти ради

— Вероятно, на динамике продаж в нашем регионе сказывается любовь юзеров к пиратскому софту?

— Пиратство — да… Это большая проблема, причем не только для нас. Компании, которые продают нелегальный софт, поступают нечестно по отношению к своим коллегам по бизнесу, к конкурентам. Они получают незаконную прибыль, лишая порядочные компании их доли на рынке. Пираты идут против всего общества. Они не платят налоги, а значит, покупая пиратский диск, пользователь обкрадывает и себя, и своих сограждан.

С пиратством мы боремся по трем направлениям. Во-первых, поддерживаем наших партнеров, продающих легальный софт. Во-вторых, объясняем, что взломанные программы — это не только незаконно, но еще и опасно. Дело тут не только в нашей интеллектуальной собственности и недополученной прибыли. Как люди устанавливают пиратские программы? Скачивают их с каких-то сайтов, находят на форумах ключи или просто покупают диски на «блошиных рынках». Как показало исследование той же IDC, до 60% софта, загружаемого через Интернет, содержит вирусы, червей, программы-шпионы и прочие вредоносные включения. Вы же не хотите, чтобы конфиденциальная информация, которая хранилась на ваших компьютерах, стала доступна посторонним? Наше собственное исследование показало, что при использовании ломаных программ количество сбоев в системе увеличивается в четыре раза, а продуктивность компаний падает на 10%.

Ну и третье — это работа с компаниями, которые не знают, что купленный ими ранее пиратский софт подчас можно лицензировать. Или не знают, как это сделать. Мы даем им необходимые разъяснения.

— На ваш взгляд, ситуация с пиратским ПО меняется к лучшему?

— Мы видим некоторый прогресс. Появляется все больше ответственных компаний и клиентов. Государство все чаще проводит проверки. В частности, в Казахстане уже были случаи возбуждения дел по фактам продаж нелегального софта. Ряд торговцев понесли административные наказания, были и уголовные дела. Ну и само программное обеспечение совершенствуется. Например, на компьютер с Windows 7 сложно инсталлировать ломаные программы.

Мы понимаем, что ситуация не изменится за одну ночь. Но мы ожидаем позитивных сдвигов.

А роза упала на лапу Azure

— Многие пользователи ставят пиратский софт потому, что им не по карману лицензионные продукты. В России уже были примеры, когда, скажем, школы решали поставить бесплатные разработки на базе Open Source вместо платной Windows…

— Может быть, они просто не знали о наших спецпрограммах по поддержке образования. Возможно, мы тут недоработали, и нам нужно больше рассказывать о таких проектах. Например, у нас есть программа Microsoft Partners in Learning («Партнерство в образовании»). По ней школам предлагается ПО по очень низкой, буквально символической цене. Есть и другие продукты. Например, Windows Starter — дешевая базовая версия ОС для тех, кто только начинает пользоваться компьютером. Есть и другие продукты. Есть «Microsoft Office для Дома и Учебы» — недорогая версия Office для студентов. Последние два года мы совместно с нашими партнерами проводим акции, направленные на продвижение данной версии, и к сегодняшнему дню она уже успела завоевать популярность среди домашних пользователей и студентов Казахстана.

Люди часто не знают о том, какие возможности у них есть.

— Корпорация Билла Гейтса обычно не ассоциируется у рядовых пользователей с такими понятиями, как дешевизна. Чтобы студент пошел искать «Office для Дома и Учебы», он должен знать о такой программе. Планирует ли компания обеспечивать широкий промоушен таким продуктам?

— Да, мы понимаем, что нам нужно усилить работу в этом направлении. И, как я уже говорил, мы уже ведем такую работу вместе с партнерами.

— Но все равно эти продукты не бесплатны. Как вы собираетесь конкурировать с бесплатным ПО на базе Open Source или «Документами Google»?

— Вы знаете, бесплатное программное обеспечение на базе Open Source на самом деле не является бесплатным. Это одно из распространенных заблуждений. Вы не платите за саму программу. Но вам придется платить за ее установку, обучение специалистов, обновления. Часто, суммируя расходы и сравнивая преимущества «бесплатного» софта с лицензионным, можно увидеть, что издержки от первого выше, а возможностей — меньше. Да и цена ПО от Microsoft по итогу иногда оказывается ниже.

Что касается предоставления программ через Интернет, то у нас тоже есть такие разработки. Это интернет-система Windows Live — бесплатная почта, обмен сообщениями, хранение самых разнообразных данных, обмен файлами. Возможно, тут снова возникает вопрос коммуникаций — нам, видимо, нужно шире информировать пользователей о своих продуктах.

— Насколько обычные пользователи, физические лица, важны для компании? Иногда складывается впечатление, что Microsoft уделяет им намного меньше внимания, чем корпоративному сектору. Вот и ваш поисковик Bing, как пишут эксперты, ориентирован на запросы бизнеса…

— Может быть, такое впечатление и создается. На самом деле корпоративный сегмент доминирует в прибыли компании. Особенно на развивающихся рынках — например, в Казахстане. Но при этом мы все больше фокусируемся на обычных юзерах. Для них предназначены такие продукты, как упоминавшийся Windows Live или XBox — игровая приставка, разработанная Microsoft вместе с партнерами. Да и в целом мы стараемся уделять больше внимания конечным пользователям, тем, кто работает с нашим ПО дома или в офисе. Если человек инсталлировал на свой домашний компьютер «семерку» и она ему понравилась, наверняка он скажет своему IT-менеджеру: давай поставь мне на работе вместо Windows ХР «седьмые окна»! И чем больше будет таких людей, тем больше будут продажи в корпоративном сегменте. Так что оба сегмента важны для нас.

— Вслед за Windows 7 на рынке появилась Windows Phone 7, но устройства на базе этой ОС появятся в продаже ближе к концу года. К этому времени на рынок могут выйти такие платформы для мобильных телефонов, как Android, новые разработки Apple. Что противопоставит им ваша разработка?

— Windows Phone 7 для нас была и остается стратегическим приоритетом. У нас тут свой концептуальный подход. Microsoft считает, что у людей должна быть возможность синхронизировать работу на всех платформах — компьютерах, сотовых телефонах, телевизоре. Легко переносить данные с одного носителя на другой. С учетом этого разработан почтовик Microsoft Exchange Server. А с помощью Windows Live можно синхронизировать, скажем, десктоп и Windows Phone. Вот в этом направлении — интеграции всех платформ — мы и будем развиваться.

— Какие еще разработки являются приоритетными для корпорации?

— В этом году намерены представить Microsoft Office 2010. Это удивительный продукт. Вы уже сейчас можете скачать с официального сайта его бета-версию и посмотреть, насколько он облегчит работу на компьютере. А самое революционное, над чем мы работаем — это серверная ОС Windows Azure. Она относится к классу систем, основанных на облачных вычислениях. То есть с ее помощью для обработки данных вы можете использовать мощности других компьютеров, получая доступ к ним через сеть Интернет. При этом вы будете загружать другие компьютеры, не заботясь о том, чтобы управлять ими.

Не важно, насколько у вас крупный бизнес. Допустим, у вас небольшая компания, создающая веб-сайты или какие-то приложения. С помощью облачных вычислений вам не нужно будет тратиться на дорогостоящее оборудование и специалистов. Вместо этого вы задействуете совокупную мощность машин по всему миру, свободно пересекая границы между странами и континентами. Вы сидите в Казахстане или в Германии, а ваши данные обрабатывают серверы в Австралии или Канаде. Это действительно инновационные технологии, соответствующие нашему глобальному миру.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?