Двадцать удачливых

Льготный режим импорта комплектующих и деталей для автопроизводителей стран Таможенного союза позволит россиянам упрочить свои позиции на казахстанском рынке

Двадцать удачливых

8 февраля Комиссия Таможенного союза (ТС) опубликовала перечень автопроизводителей, которым предоставили право на льготной основе (от 0% до 5%) покупать за рубежом комплектующие и детали (см. «Неприкасаемые»). Они работают в режиме промышленной сборки, а сегодняшний уровень локализации производства позволяет надеяться, что в будущем заводы могут наладить у себя полный цикл. Правда, речь идет не обо всех игроках: льготы положены лишь тем, кто при двусменной работе производит не менее 25 тыс. штук автомобилей в год и импортирует компоненты в объеме не более 70% их общей стоимости. Временные, девятимесячные, послабления получили компании, собиравшие не менее 5 тыс. авто в год.

Все эти новшества окажут заметное влияние на отечественный автомобильный рынок. Официальным дилерам придется, расторгнув договоры с мировыми производителями, привязываться к российским автосборочным предприятиям. Линейки брендов, производимой на российских заводах, достаточно, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Перспективы казахстанского автопрома становятся еще более туманными, чем прежде.

Качели для дилеров

Осваивать новые правила работы автодилерам придется в нелегких условиях. В минувшем январе продажи официальных дилеров упали на 25% по сравнению с прошлым январем. «Это случилось потому, что дилеры осторожничают и не заказывают автомобили в последние месяцы года. Конец года они потратили на распродажу старых моделей в предновогодние праздники», — говорит менеджер по маркетингу представительства General Motors в Казахстане Асель Кожакова.

Теперь игрокам, поставляющим машины из дальнего зарубежья, придется еще туже затянуть пояса. Цена на их товары резко вырастет. Согласно таможенным ставкам, принятым в рамках ТС, автомобили со сроком выпуска не более трех лет и не подпадающие под льготный режим облагаются таможенными ставками и пошлинами в размере от 48 до 54% в зависимости от стоимости автомобиля.

По мнению директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, одновременно с переориентацией спроса на новые автомобили произойдет переориентация фокуса интереса потребителей из ценовой ниши 20—40 тыс. долларов в сегмент с ценником ниже 20 тыс. «То есть туда, где он сосредоточен на рынках с цивилизованным таможенно-тарифным режимом», — уточняет он.

Высокие пошлины вызовут рост продаж новых автомобилей. Но это уже будут автомобили не «родной» японской или европейской сборки. Если компания является официальным дилером машин, аналогичных собираемым в России, то теперь, скорее всего, ей придется переориентироваться на поставщиков из РФ. Ведь они будут закупать комплектующие почти без таможенных накруток и завозить свой товар в Казахстан беспошлинно.

Одновременно ожидается уменьшение объемов «серого» импорта. До 1 января соотношение «белого» и «серого» ввоза авто составляло 1:4 в пользу последнего. Теперь «серым» придется задирать цены из-за роста издержек на растаможку.

Гендиректор AllurAuto Андрей Лаврентьев считает, что ключевыми факторами на рынке станут увеличение продаж автомобилей, собранных в России, и рост темпов производства автомашин на казахстанских автопредприятиях.

Наше все?

Не только г-н Лаврентьев пристально следит за «Азия Авто». Когда в перечень льготников не попал российский «Автотор», производящий те же модели, что и усть-каменогорский завод, многим показалось, что в новых условиях «Азия Авто» только выиграет. «Распределение территориальных рынков между сборочными предприятиями регулируется головными офисами мировых автоконцернов. И торгового каннибализма они стараются избегать», — отмечает президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев. В последнее время объемы производства на заводе резко упали. За 11 месяцев прошлого года он выпустил 691 машину, в то время как на пике роста, в 2007-м, за год было собрано 6,3 тыс. авто (это почти в 7 раз меньше мощности завода).

Но г-н Мандиев смотрит в будущее с оптимизмом. И говорит, что не боится прихода конкурентов. «Иностранному автоконцерну, располагающему производственной базой полного цикла на соседних рынках, нет особой нужды запускать дополнительные мощности на территории СНГ. Мы же рассматриваем повышение глубины технологического передела как перспективный инвестпроект, прежде всего позволяющий сократить себестоимость и расширить номенклатуру автокомпонентов», — заявляет он. Что же касается ценового вопроса, то, по словам г-на Мандиева, предприятие готово к усилению ценовой конкуренции: «Мы к ней были готовы еще в минувшем году. Сегодня средняя стоимость казахстанских автомобилей находится на уровне их российских аналогов. Снижения себестоимости мы добились за счет экономии на транспортно-логистических издержках, ведь наше производство размещено непосредственно на территории сбыта». Хотя остается актуальным вопрос, не нанесут ли по компании удар проблемы основного партнера — АвтоВАЗа.

Теоретически завод «Азия Авто» может переориентироваться на других производителей автокомпонентов. Сегодня в России действует более 400 предприятий по выпуску комплектующих. В свете недавнего ужесточения требований по локализации автокомпонентов для российских сборочных производств стоит ожидать модернизации многих из них. И с учетом пересечения производственной линейки «Азии Авто» с рядом российских заводов, по словам г-на Алферова, возникают предпосылки для кооперации в снабжении казахстанского конвейера.

Старый друг дороже новых двух

Правда, усилится не только кооперация, но и конкуренция. «По нашим предположениям, в последующие два-три года несколько крупных российских дилеров зайдут на наш рынок. Поэтому нашим дилерам придется объединяться, чтобы защитить свои инвестиции, вложенные в развитие рынка», — говорит г-н Лаврентьев. Россияне имеют больший опыт работы на рынке и большие финансовые ресурсы. Государственные программы поддержки и стимуляции продаж автомобилей местного производства стоимостью до 12 тыс. долларов позволили российским дилерам нарастить продажи и накопить денег, необходимые для внешней экспансии.

В долгосрочной перспективе казахстанский рынок ждет ввоз подержанных иномарок с российского рынка и обновление автопарка. «Все должно встать на свои места, как и задумывалось — развитие цивилизованного рынка автоиндустрии в Казахстане с отличной сервисной поддержкой и здоровой конкуренцией. И еще наши автолюбители наконец осознают преимущества нового авто», — надеется г-жа Кожакова.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики