Будущее уже наступило

Пользователи Интернет и мобильной связи уже сейчас крайне зависимы от доступа к сети, и у них большие ожидания по развитию новых технологий в самом ближайшем будущем

Будущее уже наступило

На прошлой неделе европейский оператор связи TeliaSonera представил отчет о тенденциях в телекоммуникационном секторе. Это исследование основано на опросе, проведенном в сентябре-октябре 2009 года среди частных лиц и предприятий в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Казахстане и Литве. Trend Report регулярно публикуется в Европе, Казахстан был включен в него впервые. В нашей стране было опрошено более 1000 человек и 500 компаний (по всем странам выборка составила 10728 респондентов). Интересно, что ответы казахстанцев на многие вопросы не сильно отличались от ответов в других странах, где проводился опрос, и ожидания потребителей очень похожи.

Итоги исследования подтверждают: сотовая связь и Интернет стали неотъемлемой частью жизни. Абсолютное большинство опрошенных казахстанцев отмечают, что им необходима широкополосная сеть для работы и дома. Трое из пяти жителей страны никогда не отключают свой мобильный телефон или доступ к Интернету, чтобы всегда быть на связи.

Телефон на солнечных батареях

С помощью стационарного телефона каждый день звонят 66% опрошенных казахстанцев. Но 78% респондентов каждый день звонят с помощью мобильного телефона. Так что этот вид связи стал уже более популярен. 66% отправляют регулярно SMS. При этом среди мужчин SMS пользуются примерно 60% опрошенных, а среди женщин более 72%. Также женщины чаще используют социальные сети, каждая третья ежедневно обновляет свой статус на сайтах социальных сетей.

В компании TeliaSonera считают, что за счет существенного повышения скорости сетей и производительности услуги распределенной сети (когда мы станем хранить данные в Интернете) будут распространяться все активнее и начнут закладываться черты виртуального рабочего кабинета. Кроме того, в течение пяти лет мобильный телефон обретет функцию бумажника, станет инструментом цифровой идентификации, кредитной картой, ключом к электронным дверям, пультом управления для телевизора и др. А вся бытовая техника в доме будет подключена к Интернету. SIM-карты будут устанавливаться везде, от грузовиков — для отслеживания пути, до пожарных противогазов — для определения содержания газов в месте пожара.

Что будут уметь делать сотовые телефоны, зависит прежде всего от предпочтений покупателей. Абсолютное большинство участников опроса отметили, что хотели бы заряжать аккумулятор телефона от солнечной энергии — этот же вариант ответа был очень популярен в Европе. Многие хотели бы использовать свой телефон для определения состояния здоровья и в качестве кредитной карты. Среди женщин и более высоких возрастных групп было бы популярно использование мобильного телефона в качестве устройства сигнализации при нападении на них. Большее число мужчин (примерно 44%) хотели бы использовать мобильный телефон в качестве пульта дистанционного управления, а среди женщин популярно использование мобильного телефона для получения электронных скидок — эту функцию отметили 46% представительниц прекрасного пола.

Более 35% респондентов никогда не просматривали интернет-страницы с помощью мобильного телефона, более трети делают это редко. Таким образом, Интернет в телефоне пока не стал популярной услугой. Однако это характерно не только для нашей страны. Например, в Швеции две трети опрошенных никогда этого не делали, а в Дании — 67,5%. В Казахстане относительно большую популярность мобильного Интернета можно объяснить слабым развитием кабельной инфраструктуры. И мобильный доступ, возможно, получит гораздо большее распространение с появлением в стране связи третьего поколения. Пока же около 40% респондентов каждый день просматривают интернет-страницы с помощью широкополосной фиксированной или беспроводной сети, этот же тип доступа популярен и в некоторых европейских странах.

В целом же интернет-контент становится все более популярен. Большинство респондентов получают фильмы, музыку и игры, легально скачивая их из Интернета, и хотели бы продолжать получать этот контент тем же способом. Трое из пяти опрошенных предпочитают смотреть фильм в Интернете или загрузить его, вместо просмотра по телевизору или покупки диска.

А вот более специфичные возможности Интернета пока вызывают скепсис. Только 12,5% респондентов хранят резервные данные с личного компьютера в Интернете. Главная причина, заставляющая не хранить данные в Интернете — нежелание зависеть от подключения к Интернету, если потребуется доступ к данным. Впрочем, в европейских странах, где проходил опрос, этот способ хранения данных не намного популярнее.

Всеобщий доступ

Что касается требований к самим телефонам, то здесь ответы пользователей были более ожидаемы. Когда респондентов спросили, какие функции должен иметь их следующий мобильный телефон, бесспорным победителем стала фото- или видеокамера. Ее вспомнили 80% опрошенных. Чуть менее популярны электронная почта, подключение к Интернету и музыкальный проигрыватель. Большее число мужчин по сравнению с женщинами отметили, что хотели бы иметь большой экран, а также сенсорный экран. Женщины чаще мужчин говорили о музыкальном проигрывателе и больших клавишах на телефоне.

Большинство респондентов считают, что к 2015 году не будет мест без покрытия мобильных сетей и постоянного доступа в Интернет, а также отпадет необходимость в использовании кабелей и не будет мест без постоянного доступа в Интернет. Эти же три ответа пользовались наибольшей популярностью и в Европе. По мнению экспертов, в Казахстане вполне возможно добиться 100-процентного проникновения связи, хотя операторы неоднократно выражали сомнения на этот счет.

Можно ли заменить  личную встречу?

Отдельный опрос проводился среди корпоративного сектора. Судя по данным опроса, инвестиции компаний в современные способы связи в 2010 году по сравнению с 2009-м останутся неизменными или незначительно вырастут.

В рамках инвестирования в современные способы связи многие компании намерены вкладывать в портативные компьютеры и в более быструю широкополосную сеть — это самые востребованные инвестиции в рамках этого направления. А вот сотовые телефоны и смартфоны корпоративных пользователей не интересуют, также как и электронная почта в мобильных телефонах. Более 56% опрошенных компаний также отметили, что готовы инвестировать в переход на беспроводные средства связи.

Перспективы широкого использования мобильных телефонов в корпоративном секторе также пока не очевидны. Большинство опрошенных не считают, что через два года они будут хранить всю важную корреспонденцию в мобильных телефонах, точно также немногие планируют пользоваться календарями и картами. Компании не планируют заменять портативные компьютеры передовыми мобильными телефонами.

При этом большая часть опрошенных планирует через два года подключаться к бизнес-системам с помощью мобильных телефонов и пользоваться телефонами для доступа к рабочим серверам.

Около 40% компаний отметили, что инвестировали в подключение домашних компьютеров некоторых сотрудников к широкополосной сети. Но лишь около 17% компаний, вероятно, будут делать такие инвестиции в следующие два года.

85% участников опроса отметили, что с переходом на современные способы связи (Интернет, телефонные конференции, телефонные службы, электронную почту и т. д.) их компания стала работать более эффективно по сравнению с предыдущим годом. 46% отметили, что их компания вообще не смогла бы работать без подключения к Интернету, не испытывая трудностей. Кроме того, абсолютное большинство респондентов говорит, что клиенты, поставщики или деловые партнеры стали предъявлять более высокие требования к возможностям доступа к информации или связи с компанией, чем два года назад.

Большинство компаний достаточно консервативно и общается с клиентами в основном по телефону, электронной почте и при личных встречах. С личной встречей, по мнению большинства, мог бы сравниться разве что голосовой чат с веб-камерой или видеоконференция. При этом 58% компаний используют современные способы связи (например, видео- или телефонные конференции).

Девять из десяти опрошенных потребителей считают, что для предприятия важно поддерживать диалог о продукции и услугах со своими клиентами. Половина жителей Казахстана занималась сравнением цен на продукцию и услуги с помощью Интернета. Клиенты, как выяснилось, весьма нетерпеливы. Всего через несколько секунд ожидания загрузки сайта предприятия часть людей утрачивает доверие к компании, а ожидание более 30 секунд оказывает отрицательное воздействие на доверие каждого третьего казахстанца. 

Интернет и мобильная связь играют все большую роль в жизни населения и корпоративного сектора, а также во взаимоотношениях компаний с их клиентами. И потребители современных технологий, судя по результатам опроса, очень надеются на ближайшее будущее, так как еще многих возможностей им недостает.