Хипстеры с мозгами

Участники проекта Modest Debauchery хотят направить клубный досуг в креативное русло, сформировав культуру потребления и производства образов

Хипстеры с мозгами

Локальные культурные события, раньше проходившие на театральных подмостках, в концертных залах, выставках, перемещаются в клубы. Возможно, это объясняется, с одной стороны, желанием быть представленным большей части аудитории, с другой — расширяющимися вкусами публики. Вал Алишев — бывший участник альтернативной команды Antiparty gang, организатор показов Future Shorts в Казахстане (завоевав постоянную аудиторию в Алматы, фестиваль короткометражек расширил географию — показы теперь проходят в Астане и Караганде), считает, что нашему обществу нужна своя молодежная субкультура. Если задачами Antiparty gang (державшейся на нескольких активистах, которые сейчас разъехались по разным странам) было продвижение андеграунда в клубной среде, то новый проект Вала Modest Debauchery («Скромное дебоширство») — попытка заложить цивилизованные основы потребления молодежной масскультуры, в противовес которым затем можно было бы строить реальную контркультуру.

Ничего искусственного

Помимо Вала, выступившего организатором проекта, костяк сообщества составляют Есен Булумбаев, Георгий Афанасьев и Ермек Утемисов. Идея проекта зародилась во время совместного времяпрепровождения благодаря схожим вкусам и общим взглядам на события в Алматы и мире, одинаковому восприятию культуры. «Скромные дебоширы» не претендуют на создание искусства, они хотят создать среду повседневного обитания и отдыха. Их интересы зиждутся скорее на популярной культуре и веяниях моды и не имеют отношения к высоким сферам творчества. Это больше развлечение и досуг. Но, как подчеркивают ребята, это не тупой, а думающий, креативный отдых. Modest Debauchery — открытое сообщество, постепенно обрастающее новыми знакомствами и контактами. Оно приглашает в свои ряды всех, кто имеет схожие интересы. «Мы пропагандируем определенный life style, в нем нет ничего искусственного, высосанного из пальца, он отражает жизнь его участников», — рассказывает Вал. Помимо реальной (вечеринки, выступления, квартирники, другие события), сообщество ведет активную виртуальную жизнь — у него есть свой сайт Modest Debauchery (www.modestdebauchery.org). Это рупор, информирующий о том, чем занимаются его участники, он выполняет важную для современной культуры функцию рефлексии, презентуя фоторепортажи и отчеты в реальном времени и по горячим следам о жизни молодежной тусовки. У «дебоширов» есть и своя этика — близкое к ироничному отношение к себе и людям, раскрепощенность, неагрессивное восприятие того, чего они не понимают.

«Значительную часть нашей жизни представляет собой сфера потребления — мода, развлечения, кофешопы и бары, где мы встречаемся. Цивилизованный досуг — это одна из форм развития культуры. И в то же время ее отражение. Поэтому то, что мы делаем, это не просто развлечение и вечеринки, — уверен Вал. — Мы формируем свою городскую культуру, понятную нам и другим».

Деньги — не главное

Круг интересов «дебоширов» довольно широк, они интегрируют в свои развлекательные проекты разные жанры современного искусства. Они хотят продемонстрировать, что такое хороший дизайн, репортажная фотография, музыка, мода, видео. То, чем интересуются ребята, имеет отношение к сфере развлечений, но они не ставят целью извлечь из этого прибыль. «Например, Есен и Георгий — диджеи, но они не зарабатывают этим. Они покупают музыку на свои деньги, и их выступления эти затраты не окупают. Ребята играют с винила, а это недешевое удовольствие», — утверждает Вал. И это нормально для всего цивилизованного мира. Существует огромное количество людей, даже не называющих себя диджеями, но обладающих широкой фонотекой, серьезно относящихся к музыкальному искусству, и при этом они делятся своей музыкой с другими и нередко бескорыстно. Музыке, по признанию Вала, отдается ведущая роль в сфере интересов «дебоширов». Вокруг нее начинает крутиться все остальное. «Мы не стремимся следовать вымученным тенденциям, но то, что мы играем, сейчас в Европе считается самой хипповой музыкой. В ней мы не видим каких-то глубоких смыслов или противостояний, она нам просто нравится. Если бы мы ставили цель зарабатывать, мы бы играли другую музыку. То, что сейчас в фаворе у массового слушателя, не вызывает у нас никакого энтузиазма. Если у нас появится аудитория, готовая платить за наши выступления, то, конечно, никто не будет отказываться», — признается он. То, чем занимаются участники проекта, — скорее всего, показатель современных тенденций культуры. Его цель — делиться информацией и в процессе обмена ее интерпретировать. Интерпретация — это шаг к созданию нового. «Если наш проект встроится в чью-то брендинговую активность, мы не будем против, — не скрывает он. — Хотя наша главная задача — формирование алматинской молодежной среды, создание своего ареала обитания».

В авангарде моды

Цивилизованный консьюмеризм — часть современной городской культуры и часть повседневной жизни любой группы людей. «Дебоширы» хотят придать процессу потребления большую избирательность. Но их интерес не сводится к поклонению брендам или именам. Можно говорить о формировании потребительской эстетики. Почему мы готовы отдать больше денег за то, что нам понравилось, чтобы носить именно эту одежду, слушать именно эту пластинку? Почему вещи так трогают нас?

В структуре социально-культурных явлений место и задачи сообщества можно определить как стремление быть в авангарде культурных тенденций — новинки музыки, моды, событий, которые приходят к нам через «дебоширов» с Запада. Открываем новых музыкантов, новые форматы событий, и если это нам интересно, следим за этим и показываем нашим друзьям, в каком направлении можно двигаться. Можно определить самые общие границы вкусов сообщества людей, которым адресована деятельность «дебоширов» — клубная жизнь, электронная музыка, ди- и виджеинг, мода, фотография, дизайн. Более конкретные штрихи, формирующие пристрастия коллектива, в музыке различные жанры диско, балеарик, дэнс-рок, пост-панк. В фотографии — Rankin, Nick Knight, Terry Richardson. В моде — Gareth Pugh и Alexander McQueen — дизайнеры, которые внесли арт в моду, что не мешает «дебоширам» быть любителями продвинутой уличной моды.

Способы коммуникации

Пристальное внимание Modest Debauchery привлекает не только музыка, но и мода, манера одеваться. И здесь выбор и вкусы каждого из участников сообщества совпадают. На сайте есть раздел, в котором содержатся примеры для подражания, подборки с описанием ряда брендовых вещей. «Дебоширы» делают это не для рекламы, они просто отмечают ориентиры в мире моды, представляя то, что заинтересовало их самих. «Всем приятно видеть хорошо одетых людей, одетых со вкусом. В Алматы таких немного, — считает Вал. — Это примеры того, что носят люди нашего возраста и наших интересов в Европе. Внешний вид — это коммуникация. Хорошо одетый человек демонстрирует своим видом уважение к окружающим людям. По сравнению с городами Европы и той же Москвой мы еще не умеем одеваться так же стильно и своеобразно. Но мы не зацикленные на шмотках люди. Умение одеваться должно восприниматься как попытка отражения своего характера и проявление уважения к другим».

Хотя в современной культуре многие явления строятся вокруг музыки и моды — помимо подкастов (которые знакомят пользователя с новой музыкой) в блоге значительное внимание уделяется текстам и иллюстрирующим их фотографиям. Так, кроме реальных событий в жизни сообщества возникает виртуальный план, где уже со стороны наблюдают за происходящим, рефлексируют, обсуждают. «Мы не отталкиваемся от глубоких размышлений. Современная культура визуальна и очень ускорена. С развитием технологий стала возможной фиксация событий в режиме реального времени. И нам это нравится, находясь в каком-то событии, мы фиксируем его через наш twitter и рассказываем людям, чем мы в данный момент занимаемся. И не стремимся к тому, чтобы фото были профессиональными. Мы хотим продемонстрировать наше ироничное отношение к тому, что мы делаем», — поясняет Вал.

От потребления к производству

Хотя для того, чтобы научиться создавать продукт, сначала нужно узнать, что есть нового в мире, что брать за примеры. «Дебоширы» — не только культурные потребители. На сайте есть рубрика «Новые герои», посвященная новым именам, молодым людям, которые что-то делают. «Один из основных наших разделов, который мы будем развивать, это истории о делателях, творцах нового. Мы хотим рассказывать нашим читателям и единомышленникам о тех людях, которые не только потребляют, но и вышли на новый уровень, вдохновляясь примерами других, они стремятся делать что-то самостоятельно. Например, о том, что делают наши друзья из Almaty Garage Sale, организовавшие на манер западных блошиных рынков распродажу дизайнерских вещей, или про проект обмена книгами Book-crossing. В итоге наша цель не только в том, чтобы прививать культуру потребления, а в том, чтобы мы наконец начали создавать — что-то свое через индивидуальное осмысление существующих примеров», — говорит Вал.

В планах открытие новых рубрик, создание издания в формате PDF, где будем рассказывать о молодых местных талантах, тех, кто уже что-то сам придумывает и создает. Это могут быть любые люди, которые, находясь в контексте современной культуры, создают фотографии, рисуют картины и иллюстрации, придумывают одежду, организуют мероприятия, не только развлекательные, но и образовательные. Журнал — наш следующий шаг от разрозненных сообщений и тем в блоге, мы хотим перейти к более серьезному изложению информации. У нас уже собралась команда, которая может заняться этим PDF-журналом. Он требует затрат на печать и распространение и при этом может быть с точки зрения контента таким же интересным и качественным, как весомое печатное издание, уверен он.

Своя аудитория

Как соединить интересы, вкусы и бизнес, тем более что речь идет о сфере досуга и отдыха, о сфере потребления, посредничестве в распространении или даже о производстве собственной продукции?

В Алматы не развит молодежный маркетинг. На то есть объективные причины. Массовый потребитель у нас не такой требовательный, к тому же наблюдается кризис идей в рекламе и маркетинге. В то время как в Европе и крупных городах России самостоятельно зарабатывающая, а также пользующаяся родительской поддержкой молодежь — одна из самых платежеспособных категорий, тратящая на life style довольно солидные средства. Речь идет не о дорогих, а о доступных демократичных брендах. В связи с чем много критики и сарказма в зарубежной прессе проскальзывает по поводу хипстеров, которых называют поколением безмозглых потребителей. Хотя если смотреть объективно, то все социальные слои являются таковыми и покупают в большинстве случаев более неразборчиво все, что им предлагает массовый маркетинг. У молодых это связано с образом жизни, их интересы на виду и служат легкой мишенью для насмешек. В Алматы время для продвинутого маркетинга еще не настало. Новое поколение 18-летних более подвижное и продвинутое, отличается большей независимостью и открытостью к новым идеям. Подавляющая часть нашей публики — те, кому еще нет 25 лет. Они восприимчивы к новой музыке и моде, более открыты.

Одно дело — привносить образцы и наладить их транслирование, быть, так сказать, авангардом моды и формировать свою аудиторию. Другое — создавать что-то самостоятельно. В планах, во что может вылиться деятельность сообщества в будущем — организация первого в Казахстане творческого кластера. Именно об этом серьезно мечтают ребята и уже формируют адресную социальную группу заинтересованных участников и потребителей.

Устойчивые образования

Как рассказывает Вал, творческий кластер — современное урбанистическое явление. Идею активно продвигает Юнеско, она разработана в рамках программы развития городских зон. Берутся заброшенные заводские цеха — в них и вокруг строятся галереи, бары, офисы, кино- и демонстрационные залы. Все в одном. В Европе уже давно такая практика успешно существует. На заводах постиндустриального общества теперь занимаются производством образов, в них расположились кино- и дизайнстудии, мастерские прикладного искусства, рекламные офисы, галереи, магазины и неизбежно их сопровождающий общепит, места, где потом все эти люди встречаются и варятся в одном котле. В Москве такие кластеры созданы на территории бывших производств: «Винзавод», шоколадная фабрика «Красный Октябрь», «Флакон». В прошлом году открылось подразделение «Винзавода» в Екатеринбурге. Преимущество креативного кластера перед социальными программами госдотаций на культуру в том, что он структурирован как бизнес-проект и в нем могут участвовать также и те, кто не имеет портфолио или высшего образования, необходимых для получения госгранта. Кластер помогает самостоятельному старту и привлекает заинтересованных людей самых разных занятий и профессий. Артистам, художникам, музыкантам, промоутерам необходимо общение. Творческие кластеры помогают и в этом, предполагая совместные проекты. Найдется ли критическая масса творцов для того, чтобы они функционировали?

«Творческих людей больше, чем мы думаем, — уверен Есен. — Мы познакомились с рядом дизайнеров и фотографов, которые делают свою работу на высоком уровне. Никогда не узнаешь, сколько у нас профессионалов и любителей, пока не начнешь их искать. Мы начали работать в сети с алматинскими молодежными группами. Думаю, многие сами найдут нас через Интернет. Возможно, подтянутся Астана и другие города Казахстана. Мы сможем работать с ними виртуально». Тысячи творцов не нужны, полагает он. Кластеры — это не только мастерские, но и офисы. Творческим людям нужны промоутеры. Ребята надеются, что помимо художников, музыкантов в кластере будут задействованы хорошие юристы и менеджеры. Не обязательно быть человеком искусства, существует много технических и организационных аспектов. Нам нужны светлые головы, подчеркивает Есен.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности