Apple не продешевит

Apple не продешевит

Первым изданием, распространившим неофициальную информацию о том, что Apple работает над созданием дешевого iPhone, была влиятельная в бизнес-кругах газета The Wall Street Journal. Американское издание со ссылкой на анонимные источники сообщало, что компания из Купертино выпустит пластиковый аппарат, выполненный из максимально дешевых материалов, и будет продавать его по розничной цене в 150 долларов.

Выглядел такой слух очень и очень логично. Apple продает американским операторам связи свои телефоны по 400 долларов за штуку. Смартфон генерировал до 65% общей выручки компании и все эти годы оставался главным источником ее доходов. Вот только была одна проблема: рынок заполонили дешевые китайские и корейские Android-аппараты, их стали активно покупать небогатые потребители. Apple демонстративно сторонилась такого подхода: мол, компания всегда разрабатывала исключительно продукты премиум-класса.

Для тех, кто в США не мог найти 200 долларов на iPhone с контрактом или 650 долларов за его "свободную", отвязанную от операторов, версию, Apple предлагала устаревшие "айфоны": по 100 долларов продавались гаджеты предудыщего поколения, а бесплатно раздавались еще более старые. Собственно, так обстоят дела и сегодня: iPhone 4S в США с контрактом оператора можно приобрести за 100 долларов, а iPhone 4 - и вовсе получить бесплатно.

У такой политики есть один неоспоримый плюс. Apple не тратила денег и усилий на разработку аппаратов "подешевле". Плюс ко всему китайские партнеры компании были довольны: они могли рассчитывать, что будут производить один и тот же гаджет компании не один год, а два или даже три подряд. Это выгодно: не нужно раз в год менять оборудование на заводах и обучать сборщиков новым технологиям. В итоге рентабельность при торговле старыми аппаратами тоже была очень высокой.

Но не всем потребителям нравятся устаревшие модели телефонов. Особенно - когда на рынке полно Android-аппаратов. Отсюда пошли слухи о том, что Apple работает над выпуском дешевого варианта своего главного продукта. В пользу этих слухов говорил и тот факт, что Apple выпустила-таки миниверсию своего планшетника iPad, который значительно дешевле своего "старшего" собрата.

И вот еще что. В третьем квартале 2012 года доля компании Тима Кука в мировых поставках смартфонов составила всего 14,6% рынка. Доля Samsung, которая не брезгует производством дешевых аппаратов, за это время выросла до 31,3% рынка. А еще пару лет назад расклад был явно в пользу компании из Купертино.

Стоит также отметить, что слухи об  iPhone mini распространило также очень авторитетное тайваньское отраслевое издание DigiTimes. Его журналисты активно общаются с тайваньскими подрядчиками всех американских IT-компаний и имеют доступ к инсайду. В общем, дело о выпуске дешевого iPhone казалось решенным. Была, пожалуй, только одна нестыковка: источники указывали, что дешевый смартфон из Купертино будет иметь "модный" сегодня 5-дюймовый дисплей. Это несколько нелогично, ведь у "старшего" айфона экран имеет диагональ в четыре дюйма.

Но здесь вот какое дело. Сегодня Apple выпустила пресс-релиз, в котором четко указывает, что никакого дешевого iPhone не будет. Ответственность за это заявление взял на себя директор по маркетингу Apple Фил Шиллер. Впервые он об этом заявил в интервью китайской газете Shanghai Evening News. Оно и неудивительно: сообщалось, что Apple хочет выпустить дешевый iPhone с прицелом именно на китайский рынок, где позиции ее бренда очень сильны, но у большинства потребителей попросту не хватает денег для того, чтобы стать владельцами ее смартфонов.

"Это не то направление, в котором мы хотим развивать наши продукты", — подчеркнул Шиллер. И на всякий случай добавил: Apple контролирует около 20% рынка смартфонов, но при этом получает около 75% всей прибыли на этом рынке вследствие высокой маржинальности iPhone. Ну и плюс философия компании, конечно, не позволяет ей выпускать некачественные продукты. А по мнению руководителей Apple, дешевое качественным не бывает.

Конечно, есть в этой логике и еще одна сторона. Дело в том, что Apple продает свои устройства втридорога не в последнюю очередь потому, что ее бренд обладает удивительной притягательностью для пользователей. Выпусти умельцы из Купертино дешевый аппарат - и торговая марка тут же начнет "размываться". Это не очень желательным образом может сказаться на репутации компании: все же те потребители, которые переплачивают за "яблочные" продукты, не хотят, чтобы почти такими же могли пользоваться люди с меньшим достатком и низшего социального статуса. 

Так что Apple, очевидно, пока повременит с выпуском дешевых аппаратов. И относится это не только к смартфонам, но и к другим продуктам. Ранее ходили слухи, будто Apple займется выпуском дешевых ноутбков, но и это не нашло своего подтверждения. Это тот самый случай, когда репутация и стратегические интересы дороже сиюминутного желания "нарубить" прибылей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее