Сидим мы, значит, с африканцем

Отсутствие взаимодействия между турфирмами и органами власти оборачивается проблемами для обычных казахстанских туристов

Сидим мы, значит, с африканцем

В начале марта в казахстанской туриндустрии разразился скандал. Национальная лига потребителей Казахстана (НЛПК) сообщила о задержании 16 февраля группы из восьми казахстанских туристов в каирском аэропорту. Путешественники без объяснения причин были помещены в камеру. Сотрудники миграционной полиции Египетской Республики, применив силу, изъяли у граждан Казахстана паспорта, авиабилеты, мобильные телефоны и, продержав без пищи в антисанитарных условиях более 60 часов, под конвоем депортировали в Казахстан.

Потерпевшие заявили, что намерены подать в суд на турфирмы, с которыми были заключены договоры, на общую сумму в несколько миллионов долларов. В турфирмах заявляют, что не несут ответственности за случившееся. Третьей стороной конфликта, способной обеспечить права наших сограждан, могли стать дипломатические органы РК — но не стали.

Не верь, не бойся, не отдыхай

Накануне поездки в Хургаду — египетский курорт на побережье Красного моря — будущие пострадавшие заключили договоры с ТОО «ТрансАэроТурс Казахстан», ТОО «Bell Tour», ТОО «Aura Travel», ТОО «ЦАТ». Перед вылетом в агентствах каждому клиенту выдали общий список группы, в котором было 22 фамилии. Отдыхающих заверили, что перечень утвержден египетским посольством в Казахстане и по прилете в Каир всем внесенным в список вклеят в паспорта визы.

Однако по прибытии в аэропорт Каира визы получили только 14 человек. Остальных разместили в транзитной зоне и стали по очереди водить на допрос. «При этом задавали очень подозрительные вопросы: одни мы приехали или в сопровождении, ждет ли нас кто-то снаружи аэропорта или знает ли кто-либо еще в самолете и в Алматы, что мы сюда прилетели. Вначале мы ничего не подозревали, думая, что это стандартная процедура, и отвечали на вопросы. После того как мы сказали, что никого знакомого с нами в самолете больше нет, у нас забрали документы и проводили в комнату с серой металлической дверью», — рассказывает одна из потерпевших Татьяна Агеева.

«У нас в камере было около 15 чернокожих, пять палестинцев и столько же марокканцев, на всех не хватало стульев, половина <задержанных> лежала прямо на полу. Сначала нас пытались запугивать, говорили, что у них есть компромат на нас, что мы якобы что-то нарушили, потом пытались через уборщика продать нам наркотики, то есть пытались как-то нас скомпрометировать», — вспоминает Денис Пасечников.

Люди находились в состоянии стресса. По воспоминаниям туристов, их насторожило то, что все задержанные оказались молодыми людьми примерно одного возраста и в равной гендерной пропорции: четыре парня и четыре девушки. Люди постарше или семейные с детьми получили визы. «Тогда мы даже подумали, что нас решили продать в рабство или на органы», — рассказывает г-жа Агеева.

«Сначала мы спокойно ждали, что скоро что-то решится, мы уже дозвонились в посольство Казахстана в Египте и в турфирму в Алматы. Однако на второй день ничего не изменилось, и у нас началась паника. В последнюю ночь мы решили силой вырываться, подумали, будь что будет, нам терять нечего», — поделилась еще одна потерпевшая туристка, не захотевшая представляться.

По словам г-на Пасечникова, попытка обрести свободу закончилась неудачей: «Когда наши девушки позвали охранника, силой оттолкнули его от двери и вырвались из камеры, их начали душить, толкать обратно, кричать на них, обливать грязной водой, которой тут же мыли пол».

Лишь 18 февраля восьмерых казахстанских туристов под конвоем через Россию депортировали в Казахстан. При этом им не объяснили причину депортации и в паспортах не сделали никаких отметок. «Из документов, подтверждающих, что мы там были, это билеты на самолет и фотографии, которые мы успели сделать», — поясняет одна из туристок.

Где больная голова?

По прилете в Алматы пострадавшие обратились за помощью в Национальную лигу потребителей Казахстана. Сразу же стало ясно, что в досудебном порядке брать вину на себя никто не будет. Туристические фирмы, с которыми непосредственно заключались договоры, стали ссылаться на недоработку со стороны оператора, готовившего визы, — туристическую компанию «On travel». Однако генеральный директор этой компании Наталья Линник ответственность с себя сняла и заявила, что в этом виноваты служащие посольства Египта в Казахстане, которые вовремя не передали египетским госорганам списки туристов.

В посольстве Египта в Казахстане нам сообщили, что сейчас действуют правила, утвержденные еще год назад, по которым предусматривается получение визы в течение одной-двух недель только в самом посольстве. «Об этом все туроператоры знали, но все равно 15 февраля выслали нам список и на следующий день без нашего подтверждения отправили туристов», — заявили в посольстве. То есть в аэропорту Каира туристам визы не могли выдать. Но большая часть группы получила же их. И это логично — ведь, по утверждению г-жи Линник, «согласно официальному протоколу (№ 640 от ноября 2009 года), подписанному послом Египта в Казахстане, казахстанские граждане могут получать визу либо в самом посольстве Египта, либо непосредственно по прибытии в эту страну».

Директор НЛПК Светлана Савченко говорит, что в любом случае есть официальные договоры с туристическими фирмами, которые и должны нести всю ответственность. «Даже если у них заключены договоры с третьей стороной, с тем же On travel, пусть они уже в регрессном порядке требуют с кого угодно возмещения материального и морального вреда, но мы будем иметь дело только с этими туристическими компаниями», — заявила она.

Потерпевшие туристы сообщили, что каждый намерен подать иск в суд на сумму один миллион долларов и написать личное обращение на имя президента страны Нурсултана Назарбаева. «Это межгосударственный вопрос, который должен решаться на самом высоком уровне», — полагают молодые люди. У них есть претензии не только к турфирмам и египтянам, но и к нашему посольству в этой арабской стране. По словам туристов, после обращения 16 февраля к сотрудникам посольства никаких действий со стороны последних не последовало. Впрочем, представитель Министерства иностранных дел Казахстана Ильяс Омаров опровергает это: «После поступившего звонка в 23 часа 30 минут сотрудник посольства незамедлительно выехал в аэропорт и выяснил, что у граждан Казахстана нет виз и они подлежат депортации. Пройти к ним он просто не смог». По мнению г-на Омарова, вина за случившееся лежит на турфирмах, которые не подали списки вовремя. «Не надо перекладывать вину с больной головы на здоровую», — говорит он.

Вопрос престижа

То, что консульский работник не смог встретиться со своими согражданами, вполне объяснимо. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях работники посольства «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться во внутренние дела этого государства», а посещение камеры миграционной полиции как раз и есть «вмешательство». К тому же даже если бы сотрудник консульства смог встретиться и выслушать жалобы туристов, он был бы не в силах сразу же помочь им. Максимум, что мог сделать консульский работник — это написать официальное обращение в МИД Египта, откуда после долгих бюрократических преград оно бы попало в миграционную полицию, это как минимум три дня. К тому времени туристов уже депортировали бы.

Но это не означает, что вопросов к консульским службам нет. Глава Казахстанской туристической ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова говорит, что подобные ситуации с гражданами Казахстана происходят не в первый раз. Видимо, посольству Казахстана в Египте стоит задуматься о налаживании личных неформальных контактов с той же миграционной службой, так как именно на этом уровне эффективнее всего разрешаются конфликты, связанные с туристами. В случае же с путешественниками, задержанными в Каире, по мнению главы КТА, имела место «неясная работа сотрудников египетского посольства». Да и с порядком получения виз в последнее время не все ясно. «Сначала <египтяне> сказали, что нужно получать визы в посольстве. Но посольство не успевало оформлять визы, потому что пошел большой поток туристов. В середине сезона они поняли это и сказали, что теперь можно въезжать по спискам и на месте получать визу. И рынок просто не понимал, что от него требуют», — утверждает г-жа Шайкенова.

«Наши турфирмы вовремя подают списки. Тем более что по поводу депортации наших туристов мы уже собирались и неоднократно обсуждали с компаниями, работающими на отправку в Египет, их ответственность», — говорит глава КТА и добавляет, что сейчас туррынок живет в жесточайшей конкуренции, и терять своих клиентов вследствие недобросовестной работы мало кто может себе позволить.

Вряд ли инцидент повлияет на ситуацию на рынке. Турбизнесмены характеризуют наших туристов как «смелых и отважных» — проще говоря, они мало обращают внимания на печальный опыт других отдыхающих и надеются, что лично они проскочат. К тому же египетское направление отнюдь не лидирует в турпотоках — за прошлый год туда уехало (по данным КТА) 15 тыс. казахстанцев, а в Турцию, занимающую первое место по популярности, — 100 тысяч. Другое дело, что тут вопрос государственного престижа. «Наши власти должны выступить на защиту своих граждан. Они должны четко заявить о своей позиции относительно того, что в Египте допускают нарушение прав человека, в частности граждан Казахстана. Этот вопрос должен решаться на уровне МИД», — уверена г-жа Шайкенова. В противном случае неуважение к нашим согражданам может войти в систему. Да и за державу, в конце концов, обидно.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности