Интернет-барахолка

Активному развитию web-торговли в Казахстане препятствует недоверие к ней со стороны потенциальных потребителей

Интернет-барахолка

Боличество интернет-магазинов в нашей стране пока измеряется десятками, но наблюдается тенденция роста их количества. На начало прошлого года их было более 30, сейчас уже минимум в два раза больше, и это не предел. Увеличение числа таких точек продаж связано в первую очередь с ростом интернет-аудитории в Казахстане, что означает увеличение спектра потенциальных покупателей. «По мнению экспертов, только при преодолении 10-процентного порога распространения Интернета среди пользователей у электронного бизнеса в стране существуют благоприятные перспективы. И этот порог в Казахстане был пройден не так давно, около двух лет назад, — рассказывает директор исследовательской компании ICT-Marketing Наталья Оспанова. — По данным последних исследований, проведенных компанией ICT-Marketing, в конце 2009 года размер интернет-аудитории в Казахстане составлял 3,16 миллиона человек, или 19,8% населения. По сравнению с концом 2007 года интернет-аудитория РК увеличилась более чем на 60 процентов, или на 1,3 миллиона человек. Рост количества пользователей Всемирной сети создал предпосылки для развития сервисов, предлагаемых через Интернет».

Традиционно наиболее популярными товарами для покупки через Интернет являются книги, журналы, DVD, программное обеспечение, потребительская электроника, а также оплата услуг связи. Кроме того, у нас представлены магазины, специализирующиеся, например, на продаже одежды и мебели. «Основными покупателями интернет-магазинов по большей части являются люди, ведущие активный образ жизни, которые не могут найти время на хождение по обычным магазинам. Зачем ходить и искать, когда есть большой выбор в одном каталоге и можно сделать заказ в обеденный перерыв, сидя за рабочим компьютером. Чаще это мужчины 20—35 лет, хорошо разбирающиеся в приобретаемом продукте», — уточняет начальник отдела электронной торговли ТОО Компания «Белый Ветер» Татьяна Антонова.

При этом в Казахстане полноценных интернет-магазинов, где можно совершать покупки, немного, большей частью представлены интернет-витрины. Магазины не только активно открываются, но также часто уходят с рынка из-за недостатка спроса. Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются создатели интернет-магазинов, — низкий уровень компьютеризации населения и недоверие потребителей.

Облегченная версия

Как отметил руководитель интернет-магазина Flip.kz Александр Соколов, судя по объему продаж, можно сделать вывод, что кризис никак не повлиял на бизнес компании. С ним согласны и другие участники рынка. В компании ICT-Marketing считают, что кризис скорее подтолкнул развитие рынка интернет-торговли. «В условиях кризиса традиционные розничные торговые сети стали искать дополнительные каналы продаж, которые к тому же позволили бы сэкономить на издержках. Со стороны покупателей также вырос интерес к покупкам через Интернет как к возможности ощутимо сэкономить на цене товара», — отмечает г-жа Оспанова.

Чаще всего такие сайты открываются как электронная версия традиционного магазина, подобного, например, интернет-магазину «Планета электроники». Однако есть и такие, для кого именно Интернет является основным каналом продаж, как, например, в магазине Flip.kz. «В августе 2009 года мы открыли офис в Алматы. На 2010 год у нас планы по расширению алматинского офиса и открытие офиса в Астане. Мы открываем наши представительства в разных городах, для того чтобы сократить срок выполнения заказа и улучшить качество услуг в городах, которые являются лидерами по объему продаж», — делится планами г-н Соколов.

У интернет-магазинов есть очевидное преимущество — для них не требуются торговые площади, аренда помещений, содержание большого штата сотрудников: продавцов, кассиров, обслуживающего персонала, охранников — все это существенно влияет на цену.

Отсутствие издержек на содержание розничного магазина позволяет предлагать покупателям товары со скидкой, иногда 20—30%.

Стоимость создания интернет-магазина зависит от того, создается ли он как дополнительный торговый канал уже существующей торговой точки или нет. «При открытии интернет-магазина “с нуля” необходимы не только расходы на разработку и поддержание сайта, но и на покупку товаров, рекламу, покрытие административных издержек и так далее», — говорит г-жа Оспанова. При этом, как отметил директор компании InStore Игорь Гуторов, для создания хорошего интернет-магазина потребуется около двух лет и не менее 10 тыс. долларов. И нужно быть готовым к тому, что окупить первоначальные инвестиции удастся только через два-три года. Многое будет зависеть от активности самих предпринимателей, например, хорошим способом продвижения является интернет-реклама, и прежде всего контекстная реклама.

Большинство руководителей интернет-магазинов признаются, что удовлетворены уровнем продаж и считают этот бизнес перспективным. «Количество пользователей www.ogogo.kz постоянно растет, — говорит директор этого интернет-магазина Ассоль Коровицына. — Согласно данным Google Analytics, за последний месяц число уникальных посетителей составило около 4000 человек, из них около 10 процентов зарегистрировалось и пять процентов сделали покупки».

Вместе с тем само по себе открытие виртуального магазина ничего не значит. Их численность быстро меняется из-за того, что многие из них перестают функционировать. Как отметила г-жа Антонова: «…существуют люди, которые знают, как сделать сайт, и они его делают, не исследуя при этом ни спрос, ни рынок и до конца не осознавая полный объем работы, который требуется выполнить. Чаще такие проекты недолговечны, так как сразу не приносят прибыль, и разработчики теряют интерес к его развитию».

В начале года портал NUR.KZ запустил интернет-аукционы, а чуть позже создал портал Shop.nur.kz. Предполагается, что эта площадка сведет интернет-пользователей и интернет-магазины, что обеспечит последним дополнительную аудиторию, а потребителям — более широкий выбор. «Мы считаем этот рынок очень перспективным в пятилетнем промежутке и хотим занять эту нишу. С учетом наличия хорошего технического решения мы нацелены очень амбициозно», — говорит директор интернет-портала NUR.KZ Василий Ульянов. Он отмечает, что на данный момент к площадке подключено 17 магазинов и планируется увеличить это количество до 100 в течение года.

В этом секторе работает и Казкоммерцбанк. В его интернет-гипермаркете www.homeshop.kz представлено более 202 000 товаров и услуг с online-оплатой. Как отмечают создатели портала, сегодня в Homeshop.kz около 200 000 визитов ежемесячно и совершается примерно 1000 покупок. Причем число посещений растет на 20% в среднем в месяц.

Тест на доверие

Несмотря на то что этот рынок постепенно расширяется, его нельзя назвать активным, и о какой-либо конкуренции здесь никто не говорит. Среди сдерживающих факторов можно отметить небольшую интернет-аудиторию в Казахстане, при этом только 2—3% пользователей делают интернет-покупки. Также играет свою роль неосведомленность потенциальных потребителей о том, что можно купить в Интернете и как это сделать. Например, мало кто знает, что здесь можно купить железнодорожные билеты, а те, кто знает, часто не готовы этой услугой пользоваться. Играет свою роль и низкое развитие платежей по электронной сети. Большинство потребителей оплачивает покупки по факту их доставки, что несколько искажает идею интернет-торговли.

Однако главным негативным фактором, который отметили все наши собеседники, является недоверие потребителей к такому виду магазинов. Часто казахстанцы боятся, что их обманут. «Многие наши клиенты признавались, что не верили в то, что их заказ будет доставлен, и заказывали из любопытства, доставят или нет», — говорит Александр Соколов.

Из-за подобных огранивающих факторов участники рынка видят скорее долгосрочные перспективы этого бизнеса. Как отметил Василий Ульянов, в самом далеком будущем более половины всех товаров может продаваться в Интернете, а пока он рассчитывает на 1% от розничного товарооборота в ближайшие пять лет.

«Думаем, принятие закона об электронных деньгах даст большой импульс для развития интернет-магазинов, — считает Ассоль Коровицына. — Ведь данная ниша в Казахстане в основном представлена энтузиастами. И принятие закона будет стимулировать отечественные компании вести электронную коммерцию. Электронные деньги дадут еще большую уверенность клиентам за счет многоуровневой защиты. Пополняясь участниками, этот рынок будет создавать большой резонанс, что приведет к устойчивому развитию отечественных интернет-магазинов». При этом она считает, что на казахстанских начинаниях может плохо сказаться вступление в Таможенный союз, что обострит конкуренцию с более развитыми магазинами России и Белоруссии.

«Мы ожидаем достаточно динамичного развития этой сферы в Казахстане в будущем. Основными драйверами развития рынка будут рост интернет-аудитории и активное освоение ниши интернет-бизнеса уже существующими торговыми сетями (что мы сейчас и наблюдаем), — отмечает в свою очередь Наталья Оспанова. — Это подтверждают и оценки российских экспертов: развитие крупных интернет-магазинов, в том числе работающих от известных торговых сетей (например, торгующих электроникой), в большей степени влияет на развитие рынка интернет-торговли в России в целом. Средняя выручка российских интернет-магазинов, которые работают от существующих торговых сетей, гораздо выше, чем самостоятельных интернет-магазинов».

Нужно отметить, что даже в развитых странах удельный вес рынка интернет-торговли в общем объеме розничных продаж крайне невелик, поэтому не стоит ждать, что интернет-магазины полностью вытеснят традиционные каналы продаж.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности