Эффект «Аватара»

Все мировые производители взялись за выпуск телевизоров 3D, но недостаток контента может существенно ограничить их распространение. Решать эту проблему производители будут сами

Эффект «Аватара»

На казахстанском рынке скоро появится принципиально новый продукт — телевизоры 3D, которые смогут передавать объемное изображение, аналогичное стереоэффекту в кинотеатрах. Первым игроком, объявившим о выходе в этот сегмент рынка в странах СНГ, стал Samsung, сделавший соответствующее заявление в середине марта на прошедшем в Москве форуме. Эта компания представила линейку сразу из 10 моделей, включая версии с жидко-кристаллическими и плазменными экранами. «По нашим оценкам, конкуренты не смогут представить такой продукт как минимум еще несколько месяцев. Но, естественно, конкуренция будет острой. Мы ожидаем, что конкуренты будут проявлять такую же активность, как и мы», — говорит менеджер направления ТВ компании Samsung Electronics Илья Ильинов.

Насчет конкуренции сомневаться не приходится. В январе в Лас-Вегасе прошла традиционная выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show, где более 2500 мировых производителей представили свои новинки. И здесь главным трендом стали устройства для воспроизведения 3D-контента. Intel, NVIDIA, Sharp, LG, Panasonic, Samsung, Sony и множество других компаний представили свои новинки в этой сфере. И если раньше это были просто предварительные образцы, то теперь были показаны готовые к выходу на потребительский рынок технологии. Практически одновременно с мировым тренд будет развиваться и в СНГ, в частности в Казахстане. Samsung привезет свои новые телевизоры в Казахстан в мае. Samsung Electronics Kazakhstan планирует продать в 2010 году порядка пяти тысяч 3D-телевизоров в нашей стране. И еще около пяти тысяч в других странах Центральной Азии. LG также представит свои новинки в России и Казахстане в следующем месяце. 3D-телевизоры Sony ожидаются летом. Половина всех телевизоров Sony к 2013 году будет производиться с поддержкой 3D. Будут появляться и другие производители, и уже к концу года на этом рынке можно ожидать полноценную конкурентную среду.

Большинство производителей выпустили телевизоры со стереоэффектом в категории «премиум-класса». Так, в Samsung сказали, что 3D-телевизоры будут стоить на 20% больше моделей с аналогичным функционалом, но двухмерным изображением. Однако не только цена будет сдерживающим фактором для распространения 3D-телевидения. Наиболее серьезная проблема — нехватка 3D-контента.

Это сделали Кэмерон и Бертон

Прототипы телевизоров 3D появлялись на выставках уже несколько лет. Но только в этом году они наконец начали продаваться. В начале марте Samsung и Panasonic начали продажи телевизоров в США. По информации агентства Bloomberg, первая партия 3D-телевизоров компании Panasonic, поступившая в продажу в США 10 марта, была распродана в считаные дни. Ретейлеры стали ощущать дефицит и обратились к компании с просьбами о новых поставках. В Panasonic в связи с этим увидели возможность укрепить свой телевизионный бизнес за счет нового продукта. Во многом решение о производстве таких телевизоров крупнейшими компаниями мира связано с популяризацией 3D-фильмов. Невероятный успех блокбастера «Аватар» Джеймса Кэмерона и тут же превзошедшие его кассовые сборы от фильма «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона обозначили стабильный интерес зрителей к формату 3D.

Визуально новый телевизор будет неотличим от своих предшественников. 3D — это дополнительная функция — переключиться с плоского изображения на объемное можно нажатием кнопки. Правда, еще нужно надеть очки. На смену пассивным анаглифическим 3D-очкам (с красными и синими стеклами), которые были раньше в кинотеатрах, сейчас пришли их активные версии. Эти очки на сегодняшний день часто называют самым удачным способом воспроизведения объемного изображения на массовом рынке. В режиме 3D телевизор посылает видеоряд в качестве серии меняющихся картинок отдельно для правого глаза и левого. Очки закрывают поочередно тот или иной глаз, синхронизируясь с телевизором, и тем самым создают стереоэффект. Такие очки будут продаваться в большинстве случаев отдельно и стоить в районе 10—15 тыс. тенге. Цена так велика из-за того, что пока не существует дешевого способа их производства.

На данный момент нет единого стандарта этих очков, точно так же как еще разрабатываются стандарты 3D-изображения. Это остается одним из сдерживающих факторов развития рынка: ведь чтобы посмотреть 3D-фильм в гостях у друзей, сегодня нужно запастись очками, подходящими к телевизору хозяев дома. Но и эта проблема понемногу решается. Ряд компаний представили и версии с пассивными очками. Готовы и версии телевизоров 3D без очков, но пока неизвестно, когда они попадут на массовый рынок, очевидно, долго ждать не придется.

Производители ожидают бума спроса на новый продукт уже в 2010—2011 годах. В 2010-м LG намерен поставить на мировой рынок 400 тыс. 3D-телевизоров, а в 2011-м объем продаж увеличится до 3,4 млн. В Samsung считают, что к 2015 году как минимум 15% рынка займут 3D-телевизоры. Для СНГ этот год должен стать пробным, когда производители попытаются оценить, насколько привлекателен новый продукт для локальных пользователей. Поэтому пока они воздерживаются от прогнозов относительно локального рынка. Продвижение новых телевизоров будет сопровождаться агрессивным маркетингом.

Что показать?

«Основной барьер развития этого рынка в СНГ, как и во всем мире, — доступность контента. Мы сделали почти все возможное, чтобы предоставить аппаратные средства для просмотра 3D-изображения, и вопрос наличия контента становится более актуальным. Как только контент 3D станет так же распространен, как контент 2D, рынок телевизоров выйдет на совершенно новый уровень», — говорит Илья Ильинов.

Сегодня не существует системы, которая без погрешности и с хорошим качеством трансформировала бы 2D в 3D. Автоматически это делать невозможно. Значит, «В бой идут одни старики» со стереоэффектом покажут не скоро, а 3D-фильмов пока мало. Так что производители электроники несколько опередили производителей контента и теперь сами же берутся этот пробел устранять. Сейчас японский производитель электроники Sony ведет переговоры с телекомпаниями и разработчиками видеоигр о выпуске продуктов с поддержкой 3D. Компания уже заключила соглашения с Discovery Communications и Imax. Samsung создает контент совместно с DreamWorks, кроме того, компания запускает в России спутниковые каналы с 3D-вещанием и обещает показать в новом формате грядущий чемпионат мира по футболу.

Пока же наиболее успешно 3D-контент развивается в сфере компьютерных игр. И пользователи персональных компьютеров и ноутбуков в Казахстане смогли первыми познакомиться с новым форматом в домашних условиях.

«Несомненно, будущее за трехмерным изображением. Однако, учитывая нынешнюю стадию развития рынка и инфраструктуры, сложно говорить о скором распространении формата 3D, — говорит продакт-менеджер по телевизорам LG Electronics Kazakhstan Нариман Бектуров. — Его возможные дальнейшие перспективы — это уменьшение стоимости ТВ и их большая доступность потребителю, появление каналов ТВ, вещающих в трехмерном формате, фильмов на BD для домашнего просмотра, а также трехмерных консольных игр».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики