Коридор в никуда

Отсутствие координации между Казахстаном и Россией в создании транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай может вызвать недоверие со стороны транснациональных транспортных компаний

Коридор в никуда

12 марта на очередном совещании в Ак орде президент Нурсултан Назарбаев призвал акимов привлекать на строительство автодороги Западная Европа — Западный Китай казахстанскую рабочую силу. «50 тысяч человек будет работать (на реконструкции казахстанского участка коридора. — Прим. «ЭК»). Сейчас надо просто страновой, ударный объект сделать. Туда надо свозить людей, которые не имеют работы, с Алматы, Астаны, создать в областных центрах где-то по пути для них общежития, разместить их, рядом организовать обучение профессиям дорожным, укладчиков, работать на дорожной технике, и потом они там останутся, будут работать, целые поселки появятся», — подчеркнул президент.

Но пока Казахстан, уже начавший реконструкцию дорог автокоридора на отдельных участках, наращивает темпы работ, Россия только проводит научные изыскания на предмет экономической целесообразности коридора. Если ничего не изменится, то к 2013 году можно будет сдать лишь часть коридора — казахстанский и китайский участки. При этом звено, соединяющее их с Западной Европой — российское — останется неготовым. Контролирующие товарные потоки между Азией и Европой крупные иностранные транспортные компании такой расклад вряд ли устроит.

Живота не пожалев

Свое начало история проекта берет с 2005 года, когда бывший президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев обратился с письмом на имя казахстанского президента Нурсултана Назарбаева. В нем г-н Шаймиев озвучил предложение сформировать новый автодорожный маршрут Санкт-Петербург — Вологда — Кострома — Киров — Казань — Оренбург — граница Казахстана. В Казахстане строительство коридора в апреле 2008 года вошло в перечень «прорывных проектов», и в том же году министерства транспорта РК и РФ подписали в Актобе меморандум о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург — Казань — Оренбург — Актобе — Алматы — граница КНР.

16 апреля 2009 года в Пекине подписан меморандум о взаимопонимании между транспортными ведомствами двух стран о создании автотранспортного коридора Западная Европа — Западный Китай.

На сегодняшний день Казахстан не только решил вопросы финансирования, но и начал практическую реализацию проекта. Причем Астана использует и собственные, и заемные средства от международных финансовых организаций (МФО), а также ресурсы частного капитала. В 2009 году Казахстаном подписаны соглашения на три миллиарда долларов. До 1 июля текущего года планируется подписать соглашения о займах на оставшуюся сумму в полмиллиарда долларов.

«Например, по Азиатскому банку развития (АБР) мы подписали два из трех траншей, по ИБР — один из двух. Как только оформим каждый транш отдельным соглашением, можно считать работу завершенной», — уточнил заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Нурлан Умирбаев.

По словам зампредседателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Амангельды Бекова, уже определены подрядчики на участках общей протяженностью 1186 км (Актюбинская область — 215 км, Кызыл­ординская — 787 км, Жамбылская — 184 км). В первом полугодии 2010 года будут подписаны контракты на реконструкцию 447 км (236 км — в Южно-Казахстанской, 30 км — в Кызылординской, 79 км — в Жамбылской и 102 км — в Актюбинской областях). По оставшимся 230 км конкурсные процедуры будут завершены во второй половине года.

«По Кызылординской области работы ведутся на всех без исключения участках, по Жамбылской области — четыре подрядные компании приступили к реконструкции. По семи участкам в ЮКО документы находятся в банках, чтобы пройти стадию одобрения. По Алматинской области участки предполагается отдать в концессию. Сейчас идет работа по разработке соответствующих концессионных соглашений. Приводим в порядок пункты договоренностей, с тем чтобы они отвечали нормам казахстанского законодательства», — объясняет г-н Умирбаев.

С нынешнего года Казахстан планирует привлечь к реконструкции до 50 тыс. человек и ввести казахстанский участок до конца 2012 года.

Тише едешь — меньше потратишь

По территории России проходит 2233-километровый участок коридора.

Интерес российского бизнеса к проекту очевиден. «Перевозчику, и члены нашей ассоциации не исключение, интересны новые маршруты транспортировки грузов, и чем их больше, тем лучше», — заявила в интервью нашему журналу представитель группы по связям с общественностью Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) РФ Антонина Камчатова.

13 февраля 2010 года на ведомственной коллегии министр транспорта Татарстана Геннадий Емельянов сообщил о том, что на строительстве платной автомагистрали Шали — Бавлы в составе коридора Европа — Западный Китай (российское название коридора. — Прим. «ЭК») освоено с учетом мостового перехода через реку Кама более 10 млрд рублей, тогда как общая сумма инвестиций по проекту — 98 млрд рублей.

На той же коллегии заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров заявил, что коридор включен в первоочередные планы работы компании «Автодор» (создана в июне 2009 года).

По словам г-на Белозерова, правительство приняло программу на 5-летний срок (федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 годы»), где этот проект стоит во главе угла.

Но затем стало ясно, что работы по российскому участку откладываются на более поздний срок. Министр транспорта РФ Игорь Левитин 3 марта на встрече с журналистами объяснил это кризисом. В целях экономии средств государственного бюджета ведомство предлагает привлечь частные инвестиции и кредитные средства. «Те участки дорог, которые будут строиться вновь или реконструироваться под новые нагрузки на ось, будут платными», — заявил г-н Левитин.

Согласно ФЦП начало строительства оренбургского участка приходится на 2014 год. При этом нам не удалось получить четкий ответ, когда россияне планируют завершить реконструкцию. Известно лишь, что в рамках той же ФЦП проплачена разработка проектно-сметной документации (ПСД). Для сравнения: технико-экономическое обоснование и ПСД казахстанского участка коридора разработаны и утверждены еще в 2008 году.

Россияне явно отстают. Только в конце прошлого года по распоряжению главы российского транспортного ведомства создана специальная рабочая группа.

«Сегодня ведутся научно-иссле­довательские и опытно-конструкторские работы. Их целью является оценка социально-экономической, финансовой целесообразности и эффективности реализации инвестиционного проекта по созданию международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай на территории Российской Федерации (на участке Санкт-Петербург — Казань — Оренбург — граница Республики Казахстан), с использованием механизмов государственно-частного партнерства, и определение оптимального варианта прохождения маршрута», — поясняет представитель пресс-службы Минтранса РФ Елена Хохрякова.

Несмотря на регулярные встречи глав транспортных ведомств России и Казахстана, вопрос синхронизации работ по проекту не решен. Если Казахстан будет идти строго по графику, то к началу 2013 года казахстанский участок введут в эксплуатацию. В стадии готовности и 3425-километровый китайский участок от западных границ КНР до восточно-китайского порта Ляньюньган. В результате чего коридор полностью не сформируется и закончится на границе с Россией. Понять, как будет функционировать коридор в усеченном варианте, сложно. Но уже сейчас это вызывает озабоченность крупных иностранных перевозчиков.

«Любые временные нестыковки между Россией и Казахстаном по реконструкции коридора — сигнал, не вызывающий оптимизма», — говорит представитель иностранной транспортной компании на условиях анонимности. По словам нашего собеседника: «По времени нахождения в пути коридор выглядит привлекательным по сравнению с морскими перевозками через Суэцкий канал или по железной дороге Транссиб. Но чтобы реально оценить эти преимущества, мы должны, во-первых, получить цельный коридор, во-вторых, понять, что груз нигде не затеряется, в-третьих, знать, что не будет неоправданных задержек в пути. Если Казахстан завершит свой участок к началу 2013 года, а Россия только планирует начать работы в 2014 году, то непонятно, когда коридор сформируется окончательно и обретет понятный для перевозчиков правовой статус».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики