Кувшин, полный нефти

Для Казахстана, постоянно наращивающего добычу нефти, ее экспорт продолжает сохранять жизненно важное значение, поскольку перерабатывается мизерная часть производимого сырья

Кувшин, полный нефти

Согласно принятой в мае 2003 года Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря к 2010 году планировалось достичь уровня добычи в 100 млн тонн нефти. Однако в последние годы отмечается существенное снижение темпов роста добычи, что стало следствием ряда причин. Среди них ужесточение правил недропользования, экологических требований, фискальной нагрузки, неудачи на, казалось бы, перспективных блоках (Жамбай, Тюб-Караган).

Пришлось существенно подкорректировать планируемые показатели нефтедобычи в сторону уменьшения, но и в них уложиться не удалось. Ранее Минэнерго Казахстана заявляло о намерении к 2010 году довести объем добычи нефти до 81,3 млн тонн, но по итогам 2009 года в республике добыто 76,5 млн тонн сырья. При этом эксперты отмечают, что экспортные поставки продолжают возрастать быстрее внутреннего потребления. Сегодня на экспорт идет почти 90% добываемого сырья, то есть власти продолжают стремиться избавиться от добытой нефти, разливая сырье из нефтяного кувшина по различным экспортным маршрутам, а не отправляя его в первую очередь на отечественные перерабатывающие предприятия.

Карта маршрутов

Основу экспортной «карты маршрутов» республики составляют трубопроводы, доставшиеся ей после развала СССР. Все последующие изменения на этой карте обусловлены развитием общей ситуации на мировом энергорынке. Пока львиная доля энергоресурсов (до 80%) экспортируется через территорию России. Небольшие объемы поставляются в соседний Китай, в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД).

Следует отметить, что к концу прошлого года БТД почти достиг проектной пропускной способности, равной 900—950 тыс. баррелей в день. И, по данным Госкомстата Азербайджана, с января текущего года прокачка нефти с Тенгизского месторождения по БТД была прекращена: «Тенгизшевройл» не устроил установленный за транзит тариф. Теперь, по данным некоторых СМИ, эта нефть отправляется железной дорогой по территории Азербайджана в черноморский порт Батуми, нефтяным терминалом в котором владеет НК «КазМунайГаз».

Казахстан экспортирует свыше 65 млн тонн нефти в год. В частности, объем транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» за прошедший год составил 50,89 млн тонн, превысив аналогичный показатель 2008 года на 3,42 млн.

Около девяти миллионов тонн экспортируется из морского порта Актау: в порты Нека (Иран) и Махачкала (Россия), а также в Баку. За прошлый год отмечено значительное — на 22% — увеличение объема налива нефти в танкеры на терминале в Актау. По мнению специалистов, максимальный объем «черного золота», который можно транспортировать таким образом — это 38 млн тонн, причем если республика приобретет танкеры повышенного тоннажа.

На Запад через север

Экспорт сырой нефти через Россию осуществляется по трубопроводам Атырау — Самара и Каспийского трубопроводного консорциума. Оба нефтепровода работают на пределе: увеличения объемов прокачки добиваются использованием противотурбулентных присадок.

Несмотря на создание новых нефтепроводных и нефтеперевалочных мощностей, благодаря которым работающие в республике компании заметно диверсифицировали направления поставок нефти, объемы транспортировки нефти по российскому направлению продолжают расти. Так, по итогам 2009 года объем транспортировки нефти по нефтепроводу Атырау — Самара составил 17,5 млн тонн (факт 2008 года — 16,77 млн).

ОАО «АК «Транснефть» и АО «КазТрансОйл» на протяжении ряда лет ведут переговоры о расширения мощности этой магистрали с 15 до 25 млн тонн нефти. В настоящее время сторонами обсуждаются варианты финансирования строительства, которое планируется окончить к 2015 году. Для того чтобы принять казахстанскую нефть, «Транснефть» уже увеличила мощность Балтийской трубопроводной системы до 26 млн тонн вместо предполагавшихся ранее 20 млн тонн.

Последовательно нарастает и объем экспорта по системе КТК: с 32,61 млн тонн в 2007 году до 34,57 млн тонн в 2009-м. В декабре прошедшего года произошел прорыв в зависшем проекте расширения мощности системы: акционеры КТК приняли решение о ее увеличении до 67 млн тонн (в том числе для казахстанской нефти до 50 млн). Достижение консенсуса стало возможным лишь после выхода британской компании BP из состава акционеров. За счет ее доли «КазМунайГаз» и ЛУКОЙЛ увеличили свое участие в проекте.

Наращивать мощность системы предполагается в три этапа. На первом (к середине 2012 года) — увеличить транспортировку на 7—8 млн тонн в год. На втором (в 2013-м) — довести мощность до 48 млн. В ходе третьего этапа (в 2014-м) ожидается вывод системы на запланированную мощность в 67 млн тонн сырья. Проект стоимостью около 4,5 млрд долларов будет финансироваться преимущественно из собственных средств консорциума.

Китайский путь

Единственным собственным экспортным нефтепроводом, построенным за годы независимости, стал Западный Казахстан—Китай. В качестве его ресурсной базы рассматривается нефть с месторождений Кызылординской и Актюбинской областей, где присутствует Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), а также нефть Западного Казахстана и казахстанского сектора Каспийского моря. Пока же сырья для его заполнения до проектной мощности (сегодня 10 млн тонн, а в перспективе и ее удвоения) не хватает.

Сегодня в Атасу — Алашанькоу через участок Омск — Павлодар транспортируется еще и нефть Западной Сибири. Рост объемов транзита российской нефти с 1,04 млн тонн в 2008 году до 1,5 млн тонн в 2009 году привел к увеличению объемов прокачки сырья по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу с 6,11 млн тонн до 7,7 млн соответственно.

За первые два месяца текущего года показатель перевалки нефти в нефтепровод Атасу—Алашанькоу достиг 1,59 млн тонн, превысив аналогичный показатель 2009-го на 66%. Этот прирост был обусловлен переориентированием компанией «CNPC-Актобемунайгаз» своих поставок сырья с магистрали Узень—Атырау—Самара на нефтепровод Кенкияк—Кумколь. Следует отметить, что если к концу 2008 года Пекин контролировал пятую часть общей нефтедобычи в Казахстане, то в минувшем году позиции Китая еще более укрепились за счет достигнутых в апреле договоренностей о предоставлении республике кредитов.

Экспортные перспективы

Власти Казахстана работают над новым амбициозным экспортным маршрутом — Казахстанской каспийской системой транспортировки (ККСТ), включающей в себя нефтепровод Ескене — Курык и Транскаспийскую систему, которая должна соединить порт Курык с каспийским побережьем Азербайджана для дальнейшей поставки нефти в Турцию. Предполагается, что ККСТ на начальном этапе (до начала строительства специальных объектов) обеспечит ежегодную отгрузку от 2,5 млн тонн. Для транспортировки больших объемов (от 23 млн тонн с последующим достижением 35—56 млн) необходимо строительство дополнительных мощностей.

2 октября 2009 года в Баку между «КазМунайГазом» и азербайджанской компанией ГНКАР было подписано Соглашение о совместной деятельности по разработке ТЭО Транскаспийского проекта. Таким образом, осуществление оцениваемого в три миллиарда долларов проекта все еще находится на ранней стадии, и эксперты сомневаются, что он будет запущен в соответствии с планом в 2013 году. Необходимо не только построить нефтепровод Ескене—Курык с одновременным расширением нефтеперевалочной мощности порта Курык, но и закупить танкеры дедвейтом более 60 тыс. тонн. Пока же танкерами в год можно доставить в Азербайджан лишь семь миллионов тонн казахстанской нефти.

Снизить интерес к ККСТ могут еще два фактора. Во-первых, система может оказаться невостребованной из-за тарифных аппетитов владельцев БТД. Во-вторых, экономически более выгодный турецко-итальянский проект Самсун — Джейхан (стоимость около 1,5 млрд евро). Он потребует от республики меньших затрат: ТЭО проекта полностью завершено еще в начале 2007 года, а партнеры здесь более финансово состоятельны.

Планируется, что 550-километровая труба мощностью на первом этапе 50 млн тонн в год (с возможностью увеличения до 70 млн), соединив турецкие порты Самсун и Джейхан, разгрузит черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн тонн нефти и 40 млн тонн нефтепродуктов. В октябре прошлого года российский премьер Владимир Путин, а затем и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявили о готовности присоединиться к проекту и поставлять для него нефть. Следует, однако, отметить, что к 2015 году добыча на Кашагане не превысит 15—16 млн тонн, а в целом по республике к этому сроку может добываться около 100 млн тонн нефти. Таким образом, к 2015 году необходимость в дополнительных экспортных мощностях составит не более 30 млн тонн, на транспортировку которых с избытком хватит существующих трубопроводов КТК и Атырау—Самара после их расширения. Не говоря уж о Самсун—Джейхане.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности