Патриотизм деньги бережет

Патриотизм деньги бережет

Депутат мажилиса парламента Республики Казахстан Серик Оспанов руководит рабочей группой по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». Хотя закон уже вступил в действие, работа над отдельными дополнениями в него продолжается. Сейчас его положения корректируются в соответствии с рекомендациями Конституционного суда. Как определил суть поправок г-н Оспанов, они призваны обеспечить дополнительную защиту прав и интересов граждан.

— Серик Жамекович, законопроект поступил в мажилис в 2005 году, а принят только в августе 2009-го. Чем можно объяснить такую длительную работу над проектом?

— В этот период, если помните, был проведен второй этап легализации имущества и денег, и проект был на это время приостановлен. Работу над законопроектом затянули и горячие дискуссии в обществе о подчиненности уполномоченного органа. Вначале предполагалось, что орган финансового мониторинга будет создан при Генеральной прокуратуре. Этим были недовольны коммерческие структуры, банки. Потом глава государства принял решение о том, что комитет финмониторинга войдет в структуру Минфина, и все сразу успокоились. Как только был создан уполномоченный орган, мы стали активно работать над законопроектом.

— Этот закон нам действительно необходим?

— Безусловно. Казахстан и так принял его чуть ли не последним из постсоветских стран. Учитывая наши добрые намерения и стремления, международные организации, курирующие эти вопросы, в частности ФАТФ, которая занимается противодействием отмыванию нелегальных доходов по всему миру, а также Евразийская группа в СНГ, нас не напрягали, но затягивание этого процесса было бы чревато для нас определенными санкциями. Мы тесно работали с международными организациями, консультировались с МВФ, Всемирным банком, ОБСЕ и так далее.

— А принятие этого закона связано с тем, что мы в 2010 году председательствуем в ОБСЕ?

— Нет, не связано. Это плановый процесс. Появление законодательства именно в это время было предопределено историческим и экономическим развитием, да и общество должно было созреть… Я за два года работы над проектом провел пять круглых столов для бизнес-сообщества, чтобы закон был понятен, обсуждаем, лучше принят обществом. И все равно, как только он вступил в действие, приходится слышать очень много вопросов: что это за закон, зачем он нужен. А он нужен, потому что у нас доля «черного нала» доходит, даже по официальным данным, до 30 процентов. А мы говорим, что в реальности она превышает этот уровень.

— Каким образом закон сможет снизить долю теневого оборота и содействовать прозрачности?

— Запад сегодня живет по четким правилам — ведения бизнеса, операций с движимым и недвижимым имуществом. Если человек живет не по доходам или приобретает что-то, или делает переводы выше своих возможностей, то на него тут же «стучат». Это стукачество возведено в ранг государственной политики. Для нас это дико, сразу вспоминается Павлик Морозов. Хотя аналогия не совсем уместная в данном случае. По сути, это неплохо. Я работал акимом города, и мне было очень больно, когда подростки разбивали фонари, крушили памятники, а люди, которые это видели, молчали и проходили мимо. Если бы они пресекли этот вандализм или сообщили в соответствующие органы, было бы больше пользы. Это сложно назвать стукачеством, скорее патриотизмом. Суть в том, что переданная информация помогает наказать виновного и предотвратить правонарушения. Так и здесь. Если человек ворочает большими суммами, а у компании не было денег и тут она приобретает на миллионы, значит, мы имеем дело с сомнительными деньгами. Любое сознательное общество борется с этими проявлениями, выясняет их происхождение. Государство заинтересовано в добросовестной уплате налогов и ликвидации теневого оборота денег, потому что речь идет о бюджете, а значит, об образовании, здравоохранении, безопасности.

— Главная цель документа, как я понимаю, заставить людей платить налоги и проводить законные операции?

— Да, налоги и прозрачность бизнеса прежде всего. Представляете, если бы наш бюджет вырос на 30 процентов? А на 60? Нам бы никакой инвестор со стороны не нужен был.

— Какова реакция структур, которые должны передавать информацию в комитет финмониторинга?

— Как раз сегодня <30 марта> я проводил рабочую группу. К нам нагрянул целый десант банкиров. Уже пошли жалобы по исполнению законодательства. Какие-то подзаконные акты непонятны, отдельные даже не прошли госрегистрацию. К сожалению, есть немало претензий у Ассоциации финансистов Казахстана именно к дополнительным актам уполномоченного органа. Это все, думаю, решаемо, ведь для Казахстана это совершенно новое дело. Хотя нужно сказать, что крупные банки уже давно занимаются отслеживанием и пресечением незаконных финансовых операций, для чего создают комплаенс-службы. Но теперь им приходится работать в рамках закона, поэтому издержки закономерны. Постепенно все наладится, потому что все понимают, что закон нужен. Это нормальный рабочий процесс. Вместе с тем в обществе сильно предубеждение против этого закона, против финансового мониторинга. А бояться не нужно. Уполномоченный орган будет бороться с нечестными, незаконными доходами. Даже если ты серьезный бизнесмен, у тебя большие обороты, на тебя «настучат», ничего страшного в этом нет. Если история оборотов предприятия известна — нормальный бизнес, банковский кредит и прочее — и при необходимости все это выявится, все будет нормально. И призывы не работать с банками — это ерунда и даже вредительство. Говорят, что якобы будет утечка информации, но против этого мы законодательно приняли меры. В документе предусмотрена ответственность за разглашение банковской и иной тайны, за неисполнение закона, за утечку информации. Можно, конечно, его критиковать, но закон получился серьезный и, что немаловажно, будет постоянно дорабатываться. Это обычная практика: каждая страна усовершенствует законодательство. И мы пойдем по тому же пути.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики