Союз и раздел имущества

Союз и раздел имущества

В рамках формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана всплывают проблемы одна за другой. О новой возможной проблеме предупредила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина: «Не секрет, что в странах-партнерах по Таможенному союзу — Казахстане и Белоруссии — ряд таможенных процедур более продвинут, более либерален, более благоприятен для бизнеса, чем в России. У нас может возникнуть реальная конкуренция систем таможенного администрирования».

Ее поддержал директор департамента внешнеэкономической деятельности этого же ведомства Алексей Лихачев: «Потерь бюджета мы не ожидаем, но может быть переход бизнеса, логистических цепочек в те зоны, которые более прозрачны и более понятны по таможенным процедурам». В связи с этим министр подчеркнула, что существенное упрощение российских процедур таможенного оформления и таможенного администрирования является одной из приоритетных задач правительства РФ.

Как известно, первый тур переговоров по заключению соглашения о механизмах распределения экспортных пошлин уже завершен. Члены комиссии Таможенного союза договорились о распределении суммы ввозных таможенных пошлин для каждой страны-участницы: в бюджет РФ будет перечисляться 87,97% от объема ввозных таможенных пошлин, в бюджет Белоруссии — 4,7%, Казахстана — 7,33%. Но эти цифры вряд ли можно считать окончательными. Они будут утверждены и войдут в трехсторонний договор после того, как эксперты тщательно изучат статистику внешней торговли на основе международных методик.

Ожидается, что Минэкономразвития РФ доработает проект соглашения о механизмах распределения экспортных пошлин в рамках Таможенного союза к 16 апреля. Исключение касается пошлин на нефть, которые будут оговариваться в рамках двусторонних межправительственных соглашений. Безусловно, особенно трудные переговоры России придется вести с Белоруссией, которая закупает значительные объемы российской нефти, а продукты ее переработки поставляет в страны Восточной Европы. Пока стороны заключили временное соглашение до 1 июля 2010 года, когда Беларусь получит беспошлинно нефть для внутреннего потребления (в объеме 6,3 млн тонн) и нефть, перерабатываемую на давальческих условиях для российских компаний. Остальные объемы нефти облагаются 100-процентной таможенной пошлиной.

Однако президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что в формируемом Едином экономическом пространстве Таможенного союза трех стран не должно быть никаких изъятий и требует беспошлинных поставок нефти. Астана занимает в целом солидарную позицию с Минском. А белорусы даже обратились в Экономический суд СНГ по поводу незаконных, по их мнению, пошлин на нефтепродукты. И это понятно. Ведь для Минска основной стимул вступления в Таможенный союз — получение дешевых энергоресурсов. Как заявил в одном из своих интервью посол России в Белоруссии Александр Суриков: «Это просто сумасшедшие деньги. Энергоносители в процессе поступления, переработки и вывоза составляют больше 30 процентов белорусского бюджета». Он также отмечает, что, требуя от России снижения цен на энергоносители, Белоруссия ведет выгодный для себя диалог по собственным товарным позициям. В частности, Москва не требует от Минска снижения цен на белорусское молоко и тракторы.

Россия, возможно, продемонстрирует готовность пойти на уступки Минску. В частности, Москва может уменьшить или вообще отменить пошлины в обмен на допуск к белорусским НПЗ. Другим фактором может стать изменение топливного баланса Белоруссии в связи с поставками нефти из Венесуэлы, о которых Александр Лукашенко договорился в ходе прошедшего 15—22 марта визита в эту страну.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее