Колос на глиняной ноге

Редакционная статья

Колос на глиняной ноге

Один из базовых принципов современной экономики — разделение труда. Человечество пришло к нему еще в каменном веке, и каждый новый шаг вперед в экономическом (и политическом) развитии опирался на углубление этого самого разделения. По мере складывания национальных экономик все большее значение принимало международное разделение труда и связанная с ним специализация. В глобальном аспекте давно говорят о разделении стран на сырьевые и перерабатывающие, но есть и более детальное деление. Скажем, четко выделяется круг стран, поставляющих на экспорт автомобили, есть державы, зарабатывающие на программном обеспечении и т.д. Если государство пытается остаться в стороне от участия в мировой специализации, то неизбежно оказывается в аутсайдерах. Стремление к автаркии (самодостаточности) не довело до добра ни Албанию, ни Северную Корею.

С другой стороны, слишком узкая специализация, доминирование одного (или узкой группы) продуктов в экспорте тоже опасно. Мировые рынки волатильны, и чем дальше, тем выше эта волатильность. Пока цены высоки, можно зарабатывать бешеные прибыли, но стоит ситуации поменяться — и страна с недиверсифицированным экспортом сталкивается с огромными проблемами. Первое, что приходит на ум — печальная судьба Советского Союза, специализировавшегося на экспорте углеводородов и не пережившего падения цен на нефть второй половины 1980-х. Есть примеры посвежее. Мексика без особых проблем переживает колебания цен на кофе, а вот по Бразилии или Гватемале негативные изменения мировой конъюнктуры бьют весьма ощутимо.

На самом деле никакой дилеммы тут нет. Устойчивость экономике придает сочетание специализации с диверсификацией. Можно легко убедиться, что государства, добившиеся выдающихся успехов в экономическом развитии в ХХ веке, отличались диверсифицированной структурой производства. Исключение — небольшая группа нефтедобывающих стран Персидского залива, но им просто исключительно повезло: огромные запасы легко добываемой нефти сочетаются с географической компактностью и сравнительно небольшим населением.

Отметим, что последний по времени мировой кризис показал: необходимо диверсифицировать не только собственно продукты и услуги, предлагаемые на рынок, но и сами рынки сбыта. Развивая экспорт, не следует забывать про развитие внутреннего рынка. Именно в этом направлении сегодня двигается «локомотив» планеты — Китай.

К сожалению, действия нашего правительства в этом направлении отличаются от китайских непоследовательностью и нелогичностью. Объективно мы не можем предложить внешним рынкам товары высокопередельного производства. Хорошо, мы могли бы диверсифицировать экспорт сырья, например, за счет продукции сельского хозяйства! Но на деле происходит не диверсификация, а, наоборот, унификация экспортных потоков. В аграрном секторе безраздельно доминирует пшеница. Она у нас действительно неплоха — по крайней мере ее часть. В годы высокой конъюнктуры наши зерновики и международные трейдинговые компании неплохо зарабатывали на ней. Но стоило ценам упасть (причем на фоне высокого урожая прошлого года) — и участники рынка оказались в сложной ситуации. Поскольку кроме зерна наши растениеводы ничего существенного предложить импортерам из других стран не могут, остается одно — ждать, пока мировая конъюнктура улучшится. Тем временем нарушение научных норм по смене разных видов сельскохозяйственных культур на полях приводит к преждевременному истощению почв.

Нельзя сказать, чтобы казахстанские власти совершенно не пытались диверсифицировать аграрный экспорт. В марте сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили, что у РК блестящие перспективы по экспорту мяса. Правда, при этом как-то забылось, что нам далеко до насыщения внутреннего рынка: каждый третий килограмм мяса, продаваемого в наших магазинах, прибыл из-за рубежа. К тому же в качестве основного покупателя рассматриваются российские компании, и это в то время как правительство РФ объявило о курсе на достижение самообеспечения продуктами питания. В том числе мясными.

Наращивание экспорта — это прекрасно. Закрепление за нашими производителями определенных ниш на мировом рынке можно только приветствовать. Но хотелось бы, чтобы при разработке экспортных стратегий правительственные эксперты не забывали про собственно стратегическое планирование и учитывали планы наших предполагаемых партнеров из-за рубежа.