Революция как традиция

Главная проблема Киргизии — не смена власти, то есть лидеров страны, а изменение парадигмы развития

Революция как традиция

В Киргизии укрепляется новая политическая традиция — раз в пять лет, с приходом весны, менять власть в стране революционным образом. 6 апреля, через две недели после пятилетия «тюльпановой революции», в разных городах страны начались акции протеста, переросшие в беспорядки, а затем — в штурм правительственных зданий. Главное, принципиальное отличие нынешней революции состоит в том, что власть решилась на применение силы. В результате столкновений оппозиционеров с сотрудниками правоохранительных органов погибло, по данным оппозиции, около ста человек, около тысячи получили ранения. 7 апреля власть в Киргизии перешла к новому руководству.

Смена власти вновь сопровождается погромами и мародерством. Телерепортажи из Бишкека выглядят ремейками сообщений о ходе «тюльпановой революции» пять лет назад. Только тогда Курманбек Бакиев был демократом, а теперь он — диктатор. Пять лет назад намечалось противоборство двух вождей революции — Курманбека Бакиева и Феликса Кулова. Сегодня у лидеров революции иные имена, но их борьба кажется неизбежной в недалеком будущем.

Новая власть

Лидером, точнее, представителем нового временного правительства стала Роза Отунбаева — бывший министр иностранных дел, хорошо знакомая и в Москве, и в Астане, и в Вашингтоне. Видимо, в Пекине интересы Киргизии будет представлять Муратбек Иманалиев, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества, прежде тоже возглавлявший дипломатическое ведомство. Кстати, на днях в Ташкенте г-н Иманалиев и Пан Ги Мун подписали декларацию о сотрудничестве ООН и ШОС.

Новые управленческие структуры складываются на базе Народного курултая (подобия съезда народных депутатов), который прошел в марте и в ходе которого оппозиция смогла объединиться вокруг своего рода программы, оформленной в виде требований к президенту и правительству (подробнее см. «Знак согласия», «Эксперт Казахстан» № 12—13 от 5 апреля 2010 года). Создан Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Народного курултая, который пытается установить контроль над ситуацией в столице страны. В своем первом постановлении, направленном на обеспечение правопорядка и безопасности граждан, недопущение мародерства и возврат общественной жизни в правовое русло, ЦИК принял решение образовать народные дружины.

Чтобы удерживать власть, правительству нужны сила и деньги. Силовые структуры в стране вроде бы сохранились. Комендантом столицы был назначен Турат Мадылбеков (один из лидеров партии «Ата Мекен»). Всем правоохранительным органам и военнослужащим было приказано перейти в полное подчинение к коменданту Бишкека, в его распоряжение были переданы и все ресурсы внутренних дел города Бишкека. Спецслужбы Киргизии возглавил Кенешбек Дуйшебаев, Министерство внутренних дел — Болот Шерниязов. Министром обороны стал освобожденный из тюрьмы генерал Исмаил Исаков. Он сообщил, что военные, сохранявшие нейтралитет во время беспорядков, теперь будут наряду с милицией и спецслужбами обеспечивать порядок и безопасность в стране.

Ситуация с деньгами пока неясная, но можно предположить, что их у новой власти практически нет. Министром финансов ЦИК назначил Темира Сариева, лидера партии «Ак-Шумкар». Он отдал распоряжение о приостановлении на неделю всех финансовых операций в стране, «кроме средств, защищенных статьей республиканского бюджета». В качестве первоочередной задачи он назвал проверку состояния республиканских финансов, а затем — пересмотр национального бюджета. Г-н Сариев заявил, что будет «жестко отстаивать прозрачность и открытость бюджета республики, который будет скорректирован с учетом ликвидации некоторых институтов».

Кроме того, правление Нацбанка ввело временное управление (сроком до шести месяцев) в нескольких банках, которые, как считается, контролировались младшим сыном Курманбека Бакиева Максимом. Это АзияУниверсалБанк, «Иссык-Куль», КыргызКредитБанк, «Манас» и «Акыл». Это было сделано для того, чтобы предотвратить утечку денег за границу.

Что происходило в регионах, на момент сдачи номера было непонятно. Бакиев и его братья нашли приют и поддержку у себя на родине, в Джелалабадской области, где их охраняют вооруженные отряды земляков. Курманбек Бакиев признает, что утратил контроль над ситуацией в стране, но отказывается добровольно сложить с себя президентские полномочия. Он намерен воспользоваться проблемами, с которыми столкнется новая власть, для того чтобы выйти из игры на максимально выгодных условиях для себя лично и своих многочисленных родственников, участвовавших в управлении страной.

Возможно, в южных областях власть перейдет под контроль местных элит, как это произошло пять лет назад после первой революции. На это указывают и слова Розы Отунбаевой о том, что хотя во многих областях уже избраны народные губернаторы, «однако мы продолжаем работать в Ошской, Джелалабадской и Баткенской областях».

Конфликт для действующего председателя

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, побывавший с визитом в Киргизии буквально накануне революции, принял решение направить в Бишкек своего специального посланника — Яна Кубиша, опытного дипломата, прекрасно знающего Центрально-Азиатский регион. Одновременно министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, являющийся действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объявил, что в Бишкек направится его специальный посланник — Жаныбек Карибжанов.

Предполагается, что ситуация в Киргизии — это хороший повод продемонстрировать способность двух международных структур к эффективному взаимодействию. Трудно себе представить, что в 2010 году ООН и ОБСЕ смогут сделать больше, чем они сделали пять лет назад, во время первой киргизской революции. Иное дело — Казахстан. Фактически жизнеобеспечение Киргизии сегодня, как и весной 2005 года, будет зависеть от той позиции, которую займет наше правительство. Не случайно сразу после первой революции новый лидер страны Курманбек Бакиев поспешил в Астану с просьбой о продовольственной помощи.

Сегодня Казахстан в качестве председателя ОБСЕ не располагает реальными возможностями для решения тех конфликтов, которые находятся в зоне ответственности организации. Если в Карабахе и Приднестровье удастся поддержать переговорный процесс и не допустить скатывания к силовым акциям — это уже неплохо.

Если рассматривать Киргизию как новый очаг напряженности, как место, где может начаться гражданская война, то этот конфликт Казахстан вполне способен разрешить. Более того, ему просто придется выступить в качестве той силы, которая обеспечит мир и порядок в соседней стране. Новая власть нуждается в деньгах, продовольствии и энергоносителях. Все это Казахстану придется предоставить практически на безвозмездной основе.

Соседи-доноры

Между президентами Казахстана и России состоялся телефонный разговор. Назарбаев и Медведев подчеркнули «настоятельную необходимость скорейшего прекращения кровопролития и всех форм насильственных действий», причем сделали это от имени «двух крупнейших государств региона», которые к тому же являются председателями ОБСЕ, а также СНГ и Организации договора о коллективной безопасности. Это можно считать выраженным в мягкой форме указанием на то, что Киргизия входит в зону интересов Казахстана и России.

МИД Узбекистана выступило с заявлением по поводу событий в Киргизии. В нем, в частности, сказано: «Противоборство, приведшее к человеческим жертвам и потерям, дальнейшая дестабилизация обстановки в Кыргызстане могут привести к еще большему ухудшению социально-экономического положения в стране, осложнить управляемость государством и его структурами на местах, создать проблемы на границах с соседними государствами. Узбекская сторона в целях недопущения дестабилизирующего воздействия этих событий на соседние районы нашей республики вынуждена принять временные меры по ужесточению пограничного режима на границе Узбекистана и Киргизской Республики». На самом деле граница попросту была закрыта.

Точно так же поступил и Казахстан. Но события в соседней стране обрастают слухами. Например, в Таразе распространились слухи о подрыве Кировского водохранилища, расположенного на территории Киргизии вблизи Джамбулской области. Опасаясь наводнения, многие жители города и окрестных сел поспешили покинуть свои дома.

Прозвучали личные заявления президента Нурсултана Назарбаева — в интервью телеканалу Euronews и действующего председателя ОБСЕ, то есть министра иностранных дел Каната Саудабаева — в телефонном разговоре с Генсеком ООН.

«Я глубоко сожалею о гибели людей во время беспорядков и призываю народ Кыргызстана воздержаться от насилия и на основе широкого диалога достичь скорейшей стабилизации ситуации в стране», — заявил Канат Саудабаев.

А казахстанский президент фактически повторил то же самое, что он сказал пять лет назад по поводу первой революции: «После развала Советского Союза независимые республики развивались каждая по-разному. За эти годы в Киргизии не было проведено глубоких экономических реформ. Сама по себе страна не обладает природными ресурсами, это горная страна, в ней очень мало пригодных земель. Но у нее есть гидроресурсы, которые могли бы обеспечить более 50% нужд страны в энергии. Они же используются лишь на 10%. Так что не политикой надо было заниматься, не баррикады строить, а накормить людей, дать им работу».

Легитимность нового руководства страны, которое намерено провести всеобщие выборы через полгода, будет зависеть от признания со стороны соседей — Казахстана, России и Узбекистана. Поскольку Курманбек Бакиев в последнее время ухитрился испортить отношения со всеми своими соседями, поддержка новому правительству будет оказана. Киргизия получит узбекский газ, казахстанское зерно и российские кредиты.

Но если в ближайшее время народ и элита не перейдут от восстановления тысячелетних традиций к созданию новой экономической модели, учитывающей интересы соседей, но ориентированной не на внешних игроков, а на развитие отечественного производства, то ничего не изменится. Киргизия останется страной, которая продает свои рабочие руки в Россию и Казахстан, свои мозги — международным фондам и зарубежным неправительственным организациям, разрешение на иностранное военное присутствие — всем желающим открыть военные базы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее