Революция как традиция

Главная проблема Киргизии — не смена власти, то есть лидеров страны, а изменение парадигмы развития

Революция как традиция

В Киргизии укрепляется новая политическая традиция — раз в пять лет, с приходом весны, менять власть в стране революционным образом. 6 апреля, через две недели после пятилетия «тюльпановой революции», в разных городах страны начались акции протеста, переросшие в беспорядки, а затем — в штурм правительственных зданий. Главное, принципиальное отличие нынешней революции состоит в том, что власть решилась на применение силы. В результате столкновений оппозиционеров с сотрудниками правоохранительных органов погибло, по данным оппозиции, около ста человек, около тысячи получили ранения. 7 апреля власть в Киргизии перешла к новому руководству.

Смена власти вновь сопровождается погромами и мародерством. Телерепортажи из Бишкека выглядят ремейками сообщений о ходе «тюльпановой революции» пять лет назад. Только тогда Курманбек Бакиев был демократом, а теперь он — диктатор. Пять лет назад намечалось противоборство двух вождей революции — Курманбека Бакиева и Феликса Кулова. Сегодня у лидеров революции иные имена, но их борьба кажется неизбежной в недалеком будущем.

Новая власть

Лидером, точнее, представителем нового временного правительства стала Роза Отунбаева — бывший министр иностранных дел, хорошо знакомая и в Москве, и в Астане, и в Вашингтоне. Видимо, в Пекине интересы Киргизии будет представлять Муратбек Иманалиев, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества, прежде тоже возглавлявший дипломатическое ведомство. Кстати, на днях в Ташкенте г-н Иманалиев и Пан Ги Мун подписали декларацию о сотрудничестве ООН и ШОС.

Новые управленческие структуры складываются на базе Народного курултая (подобия съезда народных депутатов), который прошел в марте и в ходе которого оппозиция смогла объединиться вокруг своего рода программы, оформленной в виде требований к президенту и правительству (подробнее см. «Знак согласия», «Эксперт Казахстан» № 12—13 от 5 апреля 2010 года). Создан Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Народного курултая, который пытается установить контроль над ситуацией в столице страны. В своем первом постановлении, направленном на обеспечение правопорядка и безопасности граждан, недопущение мародерства и возврат общественной жизни в правовое русло, ЦИК принял решение образовать народные дружины.

Чтобы удерживать власть, правительству нужны сила и деньги. Силовые структуры в стране вроде бы сохранились. Комендантом столицы был назначен Турат Мадылбеков (один из лидеров партии «Ата Мекен»). Всем правоохранительным органам и военнослужащим было приказано перейти в полное подчинение к коменданту Бишкека, в его распоряжение были переданы и все ресурсы внутренних дел города Бишкека. Спецслужбы Киргизии возглавил Кенешбек Дуйшебаев, Министерство внутренних дел — Болот Шерниязов. Министром обороны стал освобожденный из тюрьмы генерал Исмаил Исаков. Он сообщил, что военные, сохранявшие нейтралитет во время беспорядков, теперь будут наряду с милицией и спецслужбами обеспечивать порядок и безопасность в стране.

Ситуация с деньгами пока неясная, но можно предположить, что их у новой власти практически нет. Министром финансов ЦИК назначил Темира Сариева, лидера партии «Ак-Шумкар». Он отдал распоряжение о приостановлении на неделю всех финансовых операций в стране, «кроме средств, защищенных статьей республиканского бюджета». В качестве первоочередной задачи он назвал проверку состояния республиканских финансов, а затем — пересмотр национального бюджета. Г-н Сариев заявил, что будет «жестко отстаивать прозрачность и открытость бюджета республики, который будет скорректирован с учетом ликвидации некоторых институтов».

Кроме того, правление Нацбанка ввело временное управление (сроком до шести месяцев) в нескольких банках, которые, как считается, контролировались младшим сыном Курманбека Бакиева Максимом. Это АзияУниверсалБанк, «Иссык-Куль», КыргызКредитБанк, «Манас» и «Акыл». Это было сделано для того, чтобы предотвратить утечку денег за границу.

Что происходило в регионах, на момент сдачи номера было непонятно. Бакиев и его братья нашли приют и поддержку у себя на родине, в Джелалабадской области, где их охраняют вооруженные отряды земляков. Курманбек Бакиев признает, что утратил контроль над ситуацией в стране, но отказывается добровольно сложить с себя президентские полномочия. Он намерен воспользоваться проблемами, с которыми столкнется новая власть, для того чтобы выйти из игры на максимально выгодных условиях для себя лично и своих многочисленных родственников, участвовавших в управлении страной.

Возможно, в южных областях власть перейдет под контроль местных элит, как это произошло пять лет назад после первой революции. На это указывают и слова Розы Отунбаевой о том, что хотя во многих областях уже избраны народные губернаторы, «однако мы продолжаем работать в Ошской, Джелалабадской и Баткенской областях».

Конфликт для действующего председателя

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, побывавший с визитом в Киргизии буквально накануне революции, принял решение направить в Бишкек своего специального посланника — Яна Кубиша, опытного дипломата, прекрасно знающего Центрально-Азиатский регион. Одновременно министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, являющийся действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объявил, что в Бишкек направится его специальный посланник — Жаныбек Карибжанов.

Предполагается, что ситуация в Киргизии — это хороший повод продемонстрировать способность двух международных структур к эффективному взаимодействию. Трудно себе представить, что в 2010 году ООН и ОБСЕ смогут сделать больше, чем они сделали пять лет назад, во время первой киргизской революции. Иное дело — Казахстан. Фактически жизнеобеспечение Киргизии сегодня, как и весной 2005 года, будет зависеть от той позиции, которую займет наше правительство. Не случайно сразу после первой революции новый лидер страны Курманбек Бакиев поспешил в Астану с просьбой о продовольственной помощи.

Сегодня Казахстан в качестве председателя ОБСЕ не располагает реальными возможностями для решения тех конфликтов, которые находятся в зоне ответственности организации. Если в Карабахе и Приднестровье удастся поддержать переговорный процесс и не допустить скатывания к силовым акциям — это уже неплохо.

Если рассматривать Киргизию как новый очаг напряженности, как место, где может начаться гражданская война, то этот конфликт Казахстан вполне способен разрешить. Более того, ему просто придется выступить в качестве той силы, которая обеспечит мир и порядок в соседней стране. Новая власть нуждается в деньгах, продовольствии и энергоносителях. Все это Казахстану придется предоставить практически на безвозмездной основе.

Соседи-доноры

Между президентами Казахстана и России состоялся телефонный разговор. Назарбаев и Медведев подчеркнули «настоятельную необходимость скорейшего прекращения кровопролития и всех форм насильственных действий», причем сделали это от имени «двух крупнейших государств региона», которые к тому же являются председателями ОБСЕ, а также СНГ и Организации договора о коллективной безопасности. Это можно считать выраженным в мягкой форме указанием на то, что Киргизия входит в зону интересов Казахстана и России.

МИД Узбекистана выступило с заявлением по поводу событий в Киргизии. В нем, в частности, сказано: «Противоборство, приведшее к человеческим жертвам и потерям, дальнейшая дестабилизация обстановки в Кыргызстане могут привести к еще большему ухудшению социально-экономического положения в стране, осложнить управляемость государством и его структурами на местах, создать проблемы на границах с соседними государствами. Узбекская сторона в целях недопущения дестабилизирующего воздействия этих событий на соседние районы нашей республики вынуждена принять временные меры по ужесточению пограничного режима на границе Узбекистана и Киргизской Республики». На самом деле граница попросту была закрыта.

Точно так же поступил и Казахстан. Но события в соседней стране обрастают слухами. Например, в Таразе распространились слухи о подрыве Кировского водохранилища, расположенного на территории Киргизии вблизи Джамбулской области. Опасаясь наводнения, многие жители города и окрестных сел поспешили покинуть свои дома.

Прозвучали личные заявления президента Нурсултана Назарбаева — в интервью телеканалу Euronews и действующего председателя ОБСЕ, то есть министра иностранных дел Каната Саудабаева — в телефонном разговоре с Генсеком ООН.

«Я глубоко сожалею о гибели людей во время беспорядков и призываю народ Кыргызстана воздержаться от насилия и на основе широкого диалога достичь скорейшей стабилизации ситуации в стране», — заявил Канат Саудабаев.

А казахстанский президент фактически повторил то же самое, что он сказал пять лет назад по поводу первой революции: «После развала Советского Союза независимые республики развивались каждая по-разному. За эти годы в Киргизии не было проведено глубоких экономических реформ. Сама по себе страна не обладает природными ресурсами, это горная страна, в ней очень мало пригодных земель. Но у нее есть гидроресурсы, которые могли бы обеспечить более 50% нужд страны в энергии. Они же используются лишь на 10%. Так что не политикой надо было заниматься, не баррикады строить, а накормить людей, дать им работу».

Легитимность нового руководства страны, которое намерено провести всеобщие выборы через полгода, будет зависеть от признания со стороны соседей — Казахстана, России и Узбекистана. Поскольку Курманбек Бакиев в последнее время ухитрился испортить отношения со всеми своими соседями, поддержка новому правительству будет оказана. Киргизия получит узбекский газ, казахстанское зерно и российские кредиты.

Но если в ближайшее время народ и элита не перейдут от восстановления тысячелетних традиций к созданию новой экономической модели, учитывающей интересы соседей, но ориентированной не на внешних игроков, а на развитие отечественного производства, то ничего не изменится. Киргизия останется страной, которая продает свои рабочие руки в Россию и Казахстан, свои мозги — международным фондам и зарубежным неправительственным организациям, разрешение на иностранное военное присутствие — всем желающим открыть военные базы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики