Через тернии к авто

В условиях стагнирующего рынка автодилеры делают ставку на улучшение качества обслуживания и переориентируются на поставщиков из стран Таможенного союза

Через тернии к авто

В конце марта казахстанская моторная компания (КМК) «Астана Моторс» заявила об открытии в Астане в третьем квартале 2010 года двух монобрендовых автоцентров — Subaru и Hyundai, а также озвучила планы о начале строительства в конце мая нового автоцентра BMW. Это было в некоторой степени странно, так как буквально за неделю до этого компания опубликовала исследование рынка новых автомобилей, в котором, в частности, говорилось о непростой ситуации, сложившейся на рынке в связи с мировым финансовым кризисом, и вступлении Казахстана в Таможенный союз. Аналитики компании спрогнозировали, что рецессия на рынке авторетейла продолжится и в 2010 году.

В этой ситуации казахстанские автодилеры начали искать способы для восстановления утраченных позиций. Не все игроки придерживаются мнения, что это должны быть монобрендовые салоны, но главное то, что тяжелые годы для отечественного авторетейла стали толчком к повышению уровня сервиса.

Еще немного, еще чуть-чуть

Ситуация на казахстанском рынке новых автомобилей в 2009 году, по мнению аналитиков и самих участников рынка, сложилась гораздо хуже предыдущего. Согласно данным консалтинговой компании Qncepto и исследованиям, проведенным КМК «Астана Моторс», количество проданных машин официальными дилерами сократилось почти в два раза. Аналитики Qncepto называют цифру 51%, КМК, ссылаясь на журнал «Салон Авто» — 47%. Что же касается реализованных единиц, то здесь расхождение еще больше: у Qncepto — 17 878, у «Астана Моторс» — 11 113 авто. Подобные нестыковки в цифрах директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов объясняет тем, что казахстанские дилеры в своих исследованиях не учитывают автомашины российского производства, так как те не облагаются НДС. Что же касается причин такого сужения рынка, то здесь аналитики солидарны. Основная — спад покупательской способности населения в связи с кризисом. В «Астана Моторс» дополняют, что существенную роль в сужении рынка сыграло подорожание потребительских кредитов с 8—12% в 2007 году до 16—22% годовых в 2009-м, что привело к сокращению доли продаж в кредит с 30 до 5% соответственно.

2009 год показал отрицательный результат в связи с введением в 2008 году запрета на покупку служебного автотранспорта госучреждениями и сокращением расходов на обновление автопарка частными компаниями. В результате доля корпоративных клиентов КМК «Астана Моторс» в 2009 году в общем объеме продаж составила 22%, что на 57% ниже докризисного 2007-го. У ТОО «БИПЭК АВТО» этот показатель сократился на 39%.

Начало работы с 1 января 2010 года Таможенного союза, в рамках которого пошлины на ввоз новых авто из третьих стран были повышены в три раза, также сильно ударило по отечественному авторынку. Практически все дилеры отреагировали на это подъемом розничных цен, лишь один игрок — «БИПЭК АВТО», основной дилер российских производителей и казахстанского завода «АЗИЯ АВТО», в ответ на повышение пошлин объявил об их снижении.

Что же касается прогнозов, то здесь мнения аналитиков разошлись. Когда в декабре 2009 года рынок показал рост на 56% выше среднемесячного уровня продаж в отчетном году, компания Qncepto расценила это как предвестие рыночного оживления и предположила, что 2009-й стал нижней точкой рыночной депрессии. Однако в «Астане Моторс» прогнозируют низкий уровень спроса в течение всего 2010 года.

Моно или мульти?

На фоне мрачных прогнозов открытие «Астаной Моторс» трех новых автоцентров может показаться нелогичным. Президент Astana Group Нурлан Смагулов объяснил нашему корреспонденту, что открытие монобрендовых автоцентров — это последовательный шаг по пути развития дилерской сети с учетом будущего роста продаж, который ожидается со следующего года. Также он подчеркнул, что открытие автоцентров Subaru Center Astana и Hyundai Center Astana отвечает обязательствам перед производителями и стратегии развития компании.

Что же касается объемов инвестиций в центры Subaru и Hyundai, президент Astana Group рассказал, что речь не идет о многомиллионных инвестициях, потому как планируется переформатировать действующий мультибрендовый автоцентр. «Счет идет на несколько сотен тысяч долларов. Срок окупаемости автоцентров, по нашим оценкам, составит два-три года», — подытожил он.

Говоря о планах компании, г-н Смагулов отметил, что в долгосрочной перспективе они намерены развивать еще и дилерскую сеть Toyota: «В наших планах провести переговоры с дистрибьютором Toyota в Казахстане, компанией “Toyota Motors Казахстан”, об открытии дилерских центров в Шымкенте и Актау».

Подобную политику расширения ретейлерской сети разделяют еще несколько основных игроков рынка новых автомобилей. «Мы придерживаемся стратегии развития <Астана Моторс> и будем открывать дополнительные монобрендовые салоны и центры как в Алматы, так и в регионах, особенно западного направления Казахстана. Это сложно, но необходимо делать», — рассказал нам генеральный директор группы автомобильных компаний AllurAuto Андрей Лаврентьев. С ним полностью солидарен менеджер по маркетингу компании «Риком Каз» Бауыржан Булатханов, по словам которого это дорогое удовольствие необходимо для формирования цивилизованного авторынка.

Однако не все дилеры разделяют подобную точку зрения. По словам генерального директора группы компаний «БИПЭК АВТО» Игоря Потапова, на данном этапе мультибрендовые павильоны являются единственным рентабельным форматом работы. «При текущих объемах рынка новых авто период окупаемости неоправданно велик», — разъясняет он, считая 14 имеющихся на сегодняшний день у компании мультибрендовых центров по республике вполне достаточным количеством.

«У каждого бизнеса свой путь, и такая стратегия <расширение дилерской сети> является вполне приемлемой для тех компаний, для которых весьма остро стоит вопрос выживания», — поделилась мнением директор департамента маркетинга «Toyota Центр Жетiсу» Светлана Туркина.

На пути к цивилизованному рынку

В сложившейся достаточно непростой для автодилеров ситуации последним придется в относительно короткий период решить целый ряд вопросов и создать наиболее привлекательные для клиентов условия. В первую очередь всем ретейлерам на автомобильном рынке для увеличения конкурентоспособности придется перестроиться на закупку автомобилей у российских производителей или открывать сборочное производство на территории Казахстана.

Нужно отметить, что в наиболее выгодной позиции в этом случае находится ТОО «БИПЭК АВТО», товарный портфель которого уже сегодня настроен на реалии Таможенного союза. По мнению Игоря Потапова, с учетом существующего ценового преимущества и беспрецедентного расширения модельной линейки завода «АЗИИ АВТО» во втором квартале текущего года его рыночная доля, а вместе с ней и продажи группы будут неизбежно расти.

Остальным же дилерам придется переориентироваться на других поставщиков. «Астана Моторс» уже ведет переговоры с российскими заводами Toyota и Nissan. «Мы рассчитываем, что нас поставят в план производства на 2011 год, тогда мы сможем снизить цены по тем моделям, которые получим из России», — отметил Нурлан Смагулов. Помимо этого, компания пытается повысить свою конкурентоспособность за счет расширения оказываемых услуг. Среди них запуск полноценной программы trade-in, наращивание объемов операций оперативного и финансового лизинга и развитие с банками-партнерами потребительского кредитования.

Компания Allur Auto в нынешнем году ждет выпуска первых внедорожников SsangYong, о создании которых договор был подписан с южнокорейской SsangYong Motors Corporation и костанайским заводом «Агромашхолдинг» в конце прошлого года. Как заявил Андрей Лаврентьев, цены на эти авто будут установлены на уровне 2008 года. Помимо этого, компания ведет переговоры с дистрибьютором Suzuki в Казахстане по определению, несмотря на увеличившиеся пошлины, более приемлемых для потребителя цен. «Пока это еще вопрос переговоров и усердной согласованной работы всех дилеров», — заявил генеральный директор, отметив, что в этом году планируется консолидация и установление партнерских отношений между крупными автодилерами Казахстана.

Официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в Казахстане компания «Риком Каз» намерен увеличить свои продажи за счет расширения модельного ряда. В этом году компания планирует представить три новинки. К тому же, по словам Бауыржана Булатханова, компания начинает внедрять сезонные акции и выводить обслуживание клиентов на новый, более качественный уровень. Менеджер «Риком Каз» уверен: «Лишь интенсивное развитие поможет компании оставаться при текущей ситуации на рынке лучшим выбором для автолюбителей».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики