Естественный отбор

Удержать хороших, нанять лучших — именно так вкратце можно описать сегодняшнюю стратегию казахстанских компаний в сфере HR

Естественный отбор

Представители рекрутинговых агентств уже по меньшей мере два года говорят о том, что рынок труда повернулся лицом к работодателю. Последнее время эта тенденция стала еще более явной. Согласно исследованию компании «HeadHunter::Казахстан», основой для которого послужили 70 тыс. размещенных на ее сайте резюме и 30 тыс. вакансий, работодатели повышают требования к прежним сотрудникам, расширяя их функциональные обязанности, при этом оставляя зарплаты на том же уровне, а иногда и снижая их.

Что же касается привлечения новых сотрудников, тут руководители смотрят не только на профессионализм и опыт работы, но и очень пристально — на желание кандидата работать в данной конкретной компании. Время «летунов», готовых за год сменить два-три места работы, закончилось. Люди всеми силами пытаются удержаться на рабочем месте, чтобы не пополнить ряды безработных.

Обновить кровь

«На самом деле война за таланты не прекращалась никогда. На фоне кризиса произошла лишь некоторая перестановка сил на рынке труда: работодатели заняли более выигрышную позицию, нежели соискатели, — говорит менеджер по маркетингу HeadHunter Ксения Трохимец. — Для руководителей сейчас появилась отличная возможность выбирать лучшие кадры, при этом ожидания по заработной плате не столь амбициозны, как в докризисный период». В связи с тем, что в предыдущие два года, а особенно это было заметно в 2008 году, многие компании сокращали штаты, рынок труда значительно пополнился соискателями.

Однако далеко не всех, кто оказался без работы, можно назвать высококлас сными специалистами. Таких было немного и в период бурного роста экономики, не стало больше и сейчас. И каждого такого сотрудника компании стараются удержать, несмотря на кризис. Да и вообще, идея привлечения более эффективных сотрудников из других компаний многим несимпатична — компании сами предпочитают выращивать кадры. «Понятно, что результатом обучения персонала внутри компании может стать переход людей в другие компании, — говорит начальник управления персоналом компании Nomad Insurance Регина Лариошина, — но все же кадры, выросшие внутри организации, более лояльны, чем специалисты, которых мы принимаем на работу извне. К тому же они, как правило, дороже обходятся, и еще не факт, что будут преданы компании».

Слесари и сейлсы

«На рынке сохраняется большой спрос на хороших специалистов, в особенности на профессионалов в области продаж. Хороших кандидатов на эти позиции на рынке не так много, и они всегда востребованы», — говорит директор департамента по развитию персонала и административной поддержке «Allianz Казахстан» Айгуль Садыкова. То же подтверждает и исследование HeadHunter: наиболее востребованная на сегодняшний день профессия — это менеджеры по продажам, причем независимо от сферы деятельности.

Однако высокий спрос на таких специалистов не гарантирует того, что их оклады останутся на прежнем уровне. Падение зарплат здесь хотя и не столь резкое, как у представителей других профессий, но имеется. Если в первом полугодии 2009 года менеджер по работе с клиентами получал в среднем 111 тыс. тенге, то к началу нынешнего года — 90 тыс., торговые представители — 100 и 80 тыс. соответственно. Снижение зарплат на фоне повышения спроса на сейлсов может говорить о том, что сейчас компании стараются найти самых эффективных продажников на рынке. Ротация в этой сфере всегда была велика, но сегодня она еще ускорилась.

В то же время руководители компаний стимулируют работу sales-менеджеров, повышая им проценты от продаж. «Зарплата наших менеджеров осталась на прежнем уровне, но выросли бонусы. Причем у нас действует целая система: чем выше объем продаж, тем больший процент от него получает менеджер», — отмечает генеральный директор компании Liftec Марат Джаржанов.

Помимо sales-менеджеров по-прежнему востребованными на рынке являются представители технических профессий, начиная со слесарей и заканчивая инженерами. Причины понятны — молодежь не стремится осваивать эти профессии из-за их якобы непрестижности и низкой зарплаты. В результате выпускники технических вузов требуют при приеме таких же окладов, как и их опытные коллеги.

Все ищут таланты

Работодатели сегодня предпочитают присматриваться внимательнее к соискателям, прежде чем принимать решение о найме, из-за чего закрытие вакантных позиций растягивается на месяцы. Все стараются найти уже состоявшихся профессионалов.

«Для соискателей определяющим фактором при приеме являются успехи на прежнем месте, достигнутые результаты. Для большинства позиций поддерживающих подразделений наличие специального образования является плюсом. В связи с тем, что компания является дочерней организацией глобального страховщика Allianz SE, естественно, соискатель, имеющий профильное западное образование, будет находиться в более привилегированном положении по сравнению с иными кандидатами», — рассказывает Айгуль Садыкова.

По словам г-жи Трохимец, люди сегодня в поисках стабильного места работы готовы снижать свои аппетиты, быть более лояльными по отношению к компании и осваивать новые функциональные обязанности. Такого же мнения придерживается и г-жа Лариошина: «Люди стали более реалистично смотреть на зарплаты. Сейчас нет соцпакетов, но, несмотря на это, лояльные специалисты остались».

Но не ко всем соискателям пришло понимание того, что рынок изменился и необходимо подстраиваться под него. «Юрист, проработавшая более пяти лет в крупной международной компании, при поиске новой работы была возмущена тем, что за больший круг обязанностей предлагаются намного меньшие оклады, чем на прежнем месте», — приводит пример представитель одного из рекрутинговых агентств.

Не все работодатели рассматривают кризис как возможность заполучить в свой штат недорогих профессионалов, считая, что дешево не значит качественно. «На мой взгляд, выбор компаний в пользу подбора высококлассных специалистов за меньшие деньги — не совсем перспективная идея, — говорит Нурлан Тулеев, руководитель регионального представительства компании Ruukki, реализующей в Казахстане финскую металлочерепицу. — Если кандидат — действительно высококвалифицированный специалист, имеет профильное образование, опыт работы в аналогичной компании и владеет одним или несколькими иностранными языками, мы готовы принять его в свою команду и предложить достойные условия». При этом бизнесмен отмечает, что даже в строительной отрасли, которая сильнее всех пострадала от кризиса, спрос на настоящих профессионалов сохранился. Ксения Трохимец также уверена, что «такой стратегически важный ресурс, как эффективный и высококвалифицированный персонал, востребован в любой компании вне зависимости от сферы деятельности».

Рынок работодателя — это открывшаяся возможность для компаний. Они вполне могут воспользоваться нынешней ситуацией и привлечь новых, нацеленных на результат людей, что станет стимулом и для старых сотрудников. Для работников же самое время развивать свой потенциал и открывать новые перспективные направления. Главное и для тех, и для других — рассматривать экономический спад не только как барьер, но и как толчок для повышения своей конкурентоспособности.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики