Умники и дороги

Редакционная статья

Умники и дороги

Дороги имеют для людей особое значение. Вымощенные булыжниками и плитами дороги древних римлян и инков до сих пор напоминают о былом величии этих цивилизаций. Качество автобанов, построенных в Германии в 30-е годы, внушало (и внушает) уважение даже в странах, которые по понятным причинам вынуждены были сровнять Третий рейх с этими самыми дорогами.

Так уже устоялось, что аким, губернатор или президент, заботящийся о дорожном строительстве и ремонте, воспринимается как рачительный хозяин. Напротив, властям предержащим, пренебрегающим трассами, народная молва автоматически приписывает эгоизм и прочие нелицеприятные характеристики.

Почему так происходит — понять несложно. Дорога — это то, от чего зависит наша повседневная жизнь, но при этом  это то, на что мы сами повлиять не способны. Незаделанные ямы, которые не всегда можно объехать, влетают в копеечку при последующем ремонте авто. Обледеневшая кочка, которая может сбить машину с курса и выкинуть ее на встречную полосу или в ямы, может обойтись так дорого, что даже думать об этом не хочется. Особое раздражение вызывает, когда несколько трасс в городе, по которым имеют привычку проезжать городские головы, поддерживаются в пристойном состоянии, а передвижение по остальным напоминает бег взапуски по полю после бомбежки.

Большинство постсоветских государств унаследовали от общего «отца» — СССР и общей «бабки» — Российской империи две известные беды. В переходный период между государством социалистическим и государствами демократическими лучше не стало. Снижение качества автомобильных трасс в постсоветские годы оказалось настолько сильным, что привело к парадоксальным последствиям: в Украине, по данным Autonews.ua, снизилось количество дорожно-транспортных происшествий. Водители не могут себе позволить увеличивать скорость — выбоины на асфальте и горбы в местах усадки не оставляют шансов на комфортную езду. У украинской Госавтоинспекции упали сборы штрафов за превышение скорости.

Правда, снижение количества аварий оказалось не настолько заметным, как могло бы: поглощенные огибанием ям и колдобин шоферы не всегда успевают среагировать на соседние автомобили, которые тоже заняты лавированием между неестественными препятствиями. И уж точно многократно возросло время доставки грузов и издержки компаний на логистику.

Но не стоит воспринимать дураков и дороги как родовые пятна, от которых уже не избавиться. Можно — многое зависит от политической воли. Как бы ни ругали президента Белоруссии Александра Лукашенко за недемократичный характер и усидчивость в президентском кресле, про качество дорог (по крайней мере в столице республики) россияне, казахстанцы и украинцы говорят с завистливым вздохом. Кстати, и у нас все не так уж плохо. Трассой из Астаны до Щучинска вполне можно гордиться. В Алматы до сих пор добрым словом вспоминают Имангали Тасмагамбетова, управлявшего городом до весны 2008 года. Он прославился своим пристрастием к дорожному строительству, особенно строительству развязок. И хотя не всеми развязками, построенными при нем, обыватели довольны, водители южной столицы признают, что г-ну Тасмагамбетову удалось заметно разгрузить город. Нынешний аким Ахметжан Есимов тоже недавно начал демонстрировать заботу о состоянии дорожного покрытия. Если он проявит политическую волю, то, думается, вопросы с финансированием дорожного строительства и ремонтных работ можно будет решить. Как и в других регионах страны.

Правда, одной воли все же будет недостаточно. Мало выделить деньги — нужно их эффективно освоить. Нужны «умные» механизмы отбора подрядчиков, контроля качества их работы. Механизмы, которые позволят их самих заинтересовать в том, чтобы сделать работу хорошо. Это уже задачка посложнее, но и она решается. В конце концов, не глупее же мы древних инков.