Топливный спринт

Возможность реализации намерения АО «Торговый дом «КазМунайГаз» (ТД КМГ) к 2015 году увеличить свою долю на казахстанском рынке ГСМ до 60% вызывает большие сомнения

Топливный спринт

На прошедшем в конце марта в Алматы международном симпозиуме KazRefinЕx-2010, посвященном развитию переработки нефти и маркетинга нефтепродуктов в Казахстане, генеральный директор АО «Торговый дом «КазМунайГаз» («дочка» нацкомпании «КазМунайГаз») Данияр Берлибаев заявил, что компания планирует к 2015 году утроить свою долю розничной торговли нефтепродуктами, доведя ее до 60%. Кроме того, компания намерена увеличить свое присутствие в Румынии до 30% и ставит перед собой амбициозную задачу продавать сырую нефть на рынках Северной Америки и Китая. Это связано с изменением концепции развития компании, которая перемещает акцент в своей деятельности с торговых операций на переработку и маркетинг.

А как же АЗК?

В настоящее время из имеющихся в стране около четырех тысяч автозаправок «КазМунайГаз» владеет только 230. Увеличить долю АЗС на внутреннем рынке страны ТД КМГ планирует путем как строительства новых, так и скупкой действующих комплексов у небольших игроков, которым сегодня очень сложно работать: фиксирование государством розничных цен на горючее делает для них его продажу нерентабельной. А преимущество в себестоимости и экономия на масштабах позволяют компании держать цены на своих АЗС ниже установленных государством предельных розничных цен и, таким образом, выдавливать с рынка мелкие сети АЗС.

Однако следует отметить, что Агентство по защите конкуренции (АЗК) внесло ТД КМГ в реестр доминантов-монополистов. Крупными конкурентами ТД КМГ являются сети ТОО «Гелиос» и АО ТД «ПетроКазахстан». Маловероятно, что антимонопольное ведомство даст «добро» экспансивным планам ТД КМГ захватить столь солидную часть рынка. Тем более что в случае поглощения им сети «Гелиос» на внутреннем рынке страны у компании останется только один крупный конкурент. Кроме того, для обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами недостаточно только увеличить сеть продаж, важно предоставить потребителям в необходимых объемах высококачественные продукты. А с этим большая проблема.

Активы и планы

Созданное почти восемь лет назад АО «ТД «КМГ» в 2007 году стало владельцем первого крупного зарубежного актива НК «КазМунайГаз» — компании The Rompetrol Group NV, обладающей 32% нефтеперерабатывающих мощностей всей Румынии. В прошлом году компания завершила консолидацию нефтеперерабатывающих активов в Казахстане. Сегодня в активах АО «ТД «КазМунайГаз» Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), Атырауский НПЗ (АНПЗ), Шымкентский НПЗ (PKOP) и два румынских НПЗ. Однако установление прямого контроля государства над НПЗ не сняло напряжения с ГСМ на внутреннем рынке страны, ставшего результатом затянувшегося на десятилетия хронического недофинансирования модернизации нефтепереработки. И это понятно.

Унаследовав от советских времен три НПЗ, ни одно из правительств так и не смогло привести их мощности в соответствие с современными требованиями. Процент выхода на них готовой продукции в два раза ниже, чем в странах Европы, причем ее значительная доля приходится на такие темные нефтепродукты, как мазут и печное топливо. Объемы же производства высококачественного топлива не покрывают потребности внутреннего рынка. Да что говорить о топливе, если в нефтедобывающем Казахстане до сих пор нет нормального производства битума: каждый асфальтный завод берет мазут, из которого и получает некондиционный продукт.

В мае 2009 года постановлением правительства был утвержден «Комплексный план развития НПЗ РК на 2009—2015 годы». По замыслу разработчиков, его реализация обеспечит не только рост мощностей по переработке сырой нефти (с нынешних 12 млн тонн до 17 млн), но и резкое увеличение производства высокооктановых бензинов с прекращением выпуска Аи-80. Безусловно, планы впечатляют, но их реализация, учитывая результаты предыдущих модернизаций, глобальный финансовый кризис и специфику корпоративных стратегий, вызывает большие сомнения.

Сколько за прошедшее время было придумано различных инициатив и программ развития, реализация которых, как заверяли чиновники, обеспечит нам светлое будущее. Но, оказавшись провальными, ныне они успешно пылятся в шкафах министерств и ведомств. Не ждет ли печальная судьба кластерных инициатив, технопарков, прорывных проектов, корпоративных лидеров и комплексный план?

В разработанном плане нет мер по развитию конкуренции, а именно она рождает спрос на инвестиции и справедливую цену. Неясны и источники финансирования программы модернизации. Государство профинансировать ее в полном объеме не в состоянии. Транснациональные нефтяные компании, такие как Chevron, Shell, Eni, в странах, где у них идет добыча нефти, переработкой нефти не занимаются и заинтересованы в импорте своих нефтепродуктов. И до тех пор пока они получают доступ к добывающим проектам, вряд ли кто серьезно займется чем-то другим. Поэтому не решается и главная проблема — полная загрузка НПЗ сырой нефтью (в настоящее время она не превышает 70%).

Факторы риска

Отсутствие свободной нефти, которую компании готовы поставлять на внутренний рынок, является сдерживающим фактором в организации новых производственных переделов. В стране действует 78 нефтедобывающих компаний, но из произведенных ими в 2009 году 76,5 млн тонн нефти на экспорт отправлено 68 млн тонн. Из переработанных на отечественных НПЗ 12 млн тонн нефти около 52% приходится на российскую нефть, приобретенную по мировым котировкам, а значит, зависящую от колебаний рынка.

При этом НК «КазМунайГаз» добыла чуть более девяти миллионов тонн, или 11,8% от общего производства. АО «ТД «КМГ» вывезло за рубеж более семи миллионов тонн нефти. Около 3,5 млн тонн сырья поставляется дочерней организации Rompetrol, оставшаяся часть закупается такими компаниями, как ExxonMobil, Chevron, BP. Очевидно, что оставшейся нефти для полной загрузки НПЗ и обеспечения внутреннего рынка ГСМ не хватает. В итоге сырая нефть, добываемая на льготных условиях и экспортируемая беспошлинно, возвращается уже в виде импортируемых дорогостоящих смазочных масел и прочих нефтепродуктов. Во сколько это обходится стране, не трудно подсчитать: тонна нефти уходит за 250 долларов, а тонна смазочных масел обходится нам уже в пять тысяч.

Другой негативный фактор. Модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий собираются осуществить, оставляя в стороне отечественную науку. Так, если АНПЗ и РКОР планируется модернизировать с участием китайских компаний Sinopec и CNPC, то на ПНХЗ — привлечь инвестиции итальянского концерна Eni.

Какие проекты иностранные инвесторы намерены реализовывать на действующих производствах и кто станет потребителем произведенной продукции, можно судить по АНПЗ. Во-первых, речь идет о малотоннажном производстве. На заводе будет строиться комплекс по производству ароматических углеводородов — до 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола ежегодно. Во-вторых, об экспортном товаре: их потребителем станут нефтехимические предприятия Китая.

Пока во всех проектах о каких-либо отечественных технологиях не упоминается. Более того, эксперты отмечают, что ученые, которые в состоянии отделить зерна от плевел, то есть отличить действительно новое от его имитации, оценить эффективность использования средств, как правило, на объекты не допускаются. В итоге, ориентируясь на импортные технологии, причем не новые, страна рискует своей перспективой. Яркий пример: в Европе готовятся к введению Евро-6, а наши чиновники к 2016 году рассчитывают на доведение продукции лишь до Евро-4.

Пока же в страну импортируется 33% авиакеросина от объемов потребления и 40% высокооктанового бензина. При этом по итогам прошлого года ТД КМГ смог удовлетворить лишь 21% внутреннего рынка, включая поставки мазута и топлива для аграриев. Но на долю бензина марок Аи-92 и Аи-95 пришлось лишь 6% и 5% соответственно. Каким образом ТД КМГ в столь короткий срок намерен решать поставленную задачу доведения своей доли на казахстанском рынке ГСМ до 60% и удовлетворения потребностей страны во всех видах топлива, непонятно.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности