Ядерный синтез на высшем уровне

Прошедший на прошлой неделе в Вашингтоне ядерный саммит показал, что, несмотря на всю разницу политических режимов и идеологических предпочтений, Нурсултан Назарбаев и Барак Обама близки друг другу

Ядерный синтез на высшем уровне

14 февраля 1994 года президенты Нурсултан Назарбаев и Билл Клинтон подписали Хартию о демократическом партнерстве между Казахстаном и Соединенными Штатами. В своем отношении к демократии Астана и Вашингтон сблизиться так и не смогли, но от партнерства не отказались. Наоборот, при сменившей демократов республиканской администрации Джорджа Буша было достигнуто полное взаимопонимание относительно природы и характера нашего партнерства. При активном содействии Дика Чейни и группы неоконсерваторов казахстанско-американское партнерство стало энергетическим. О демократии порой вспоминали, но выглядело это скорее как дань традиции.

В отношениях с администрацией Барака Обамы Казахстан уже начал входить в роль партнера по ядерному разоружению. А демократия, судя по тому, как прошла недавняя встреча двух президентов в Вашингтоне, останется на периферии двусторонних отношений. Очередная победа демократической революции в Бишкеке, надо полагать, заставила Белый дом отбросить идеалистические мечты и строить свою политику на прочном фундаменте национальных интересов, как завещала Кондолиза Райс.

При всем различии политических систем Казахстан и Америка оказались похожи в одном — их внешняя политика является по своей форме президентской. Причины этого различны. Для Обамы это угроза проигрыша на следующих выборах, отсюда стремление подчеркнуть свое отличие от Джорджа Буша, свою самостоятельность во внешней политике. Для Назарбаева это отсутствие даже малейшего шанса на проигрыш на выборах, отсюда направленность всех инициатив вовне, ведь дома ничего не изменится.

Поэтому Назарбаев и Обама нужны друг другу. Поэтому в коммюнике по итогам встречи президентов тема демократического партнерства была раскрыта в таких словах: «Соединенные Штаты выражают готовность продолжать оказывать поддержку усилиям правительства Республики Казахстан по либерализации своих средств массовой информации и демократизации политической системы, в том числе путем проведения правовой реформы».

Проект Обамы

Американский политолог Николай Злобин в интервью нашему журналу в мае 2007 года предсказывал, что президент-демократ, который, по его мнению, придет в Белый дом, будет вынужден следовать тем внешнеполитическим курсом, который проложила республиканская администрация. «Многие считают, и я с этим согласен, что будущий президент посвятит большую часть своего срока решению проблем, которые ему достанутся в наследство от предшественника, вместо того чтобы проводить собственную политическую линию», — сказал он. Так и вышло — Бараку Обаме весь первый год пребывания в Белом доме пришлось заниматься Ираком и Афганистаном, пытаясь при этом объяснять всему миру, что война при демократах отличается от войны при республиканцах. Отличия были заметны, но лежали в основном в области политической риторики.

После того как Обама добился первой решающей победы на внутреннем фронте — реформа здравоохранения по его плану все же началась, он практически без перерыва перешел к своему главному внешнеполитическому проекту. Его презентация состоялась в рамках Глобального саммита по ядерной безопасности. Не случайно саммит прошел не в Нью-Йорке, что было бы логично, учитывая глобальный формат проблемы, и не под эгидой ООН. Местом встречи стал Вашингтон — столица США. Число и уровень участников встречи (47 стран, из которых 38 были представлены президентами или главами правительств) указывали на глобальный формат американской инициативы.

Саммиту предшествовал ряд мероприятий, призванных, помимо прочего, подчеркнуть новизну внешнеполитического курса Белого дома. Накануне саммита Россия и Соединенные Штаты подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Чуть раньше Барак Обама презентовал новую ядерную стратегию США.

С подачи американского президента работа саммита была выстроена вокруг вопросов контроля над ядерными материалами и технологиями и предотвращения их использования террористами. Тема угрозы ядерной войны и расширения круга стран, владеющих ядерным оружием, отошла на второй план. Отчасти это было сделано для того, чтобы избежать (в очередной раз) дискуссии относительно международных проверок наличия у Израиля ядерного оружия. То, что он им обладает, известно всем, но официально этот факт не подтверждается и не опровергается израильским правительством.

Взгляд на мир сквозь призму ядерной безопасности привел к тому, что водораздел между врагами и друзьями Америки пролег несколько иначе, чем прежде, да и акценты были расставлены по-новому. Америка не может быть мировым лидером в пустоте. Для того чтобы нераспространение ядерного оружия из темы международного форума превратилось в фактор формирования новой архитектуры безопасности, новых правил игры на международной арене, Соединенным Штатам необходимо некое подобие международной коалиции. Нужны главы государств, способные поддержать этот фактор практическими делами и новыми инициативами, но обязательно в русле американской стратегии.

Счастье быть понятым

Для казахстанского президента ядерная безопасность и нераспространение — не просто тема, в рамках которой Казахстан чувствует свое моральное превосходство. Это сердцевина казахстанской концепции внешней политики. Закрытие Семипалатинского полигона и добровольный отказ от ядерного оружия стали лишь первыми в ряду инициатив, регулярно выдвигаемых казахстанским президентом на международных форумах высокого уровня. Опубликованная в начале апреля в газете «Известия» статья «Глобальный мир и ядерная безопасность» это лишний раз подтвердила.

В своем выступлении на саммите Нурсултан Назарбаев предложил узаконить новый формат «ядерного клуба», включив туда государства, де-факто имеющие ядерное оружие. «Этот клуб и каждый его член должны взять на себя обязательства действовать исключительно по согласованию с Советом Безопасности ООН», — пояснил президент. С одной стороны, предложение это на сегодняшний день непривлекательно для новых ядерных государств, которые и с МАГАТЭ не слишком охотно сотрудничают, а ставить себя в зависимость от СБ ООН им и вовсе ни к чему. С другой — предполагается, что старые члены клуба теперь тоже должны будут отказаться от ядерного суверенитета, что маловероятно. Словом, можно быть уверенным в том, что это предложение не найдет поддержки. Но оно вносит свой вклад в формирование нового антиядерного дискурса.

Другое предложение казахстанского президента, высказанное им в статье, связано с ревизией международного права в сфере нераспространения ядерного оружия. «Необходимо провести экспертный анализ всех имеющихся международных актов в сфере нераспространения и борьбы с актами ядерного терроризма, свести в один программно-стратегический документ — новый универсальный договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении и уничтожении ядерного оружия. Такой документ призван гарантировать неприменение двойных стандартов и конкретные механизмы санкций к его нарушителям», — сказал Нурсултан Назарбаев.

Отдав должное формированию новых подходов к ядерной безопасности, казахстанский президент озвучил вполне конкретное предложение — провести в июне сего года в Астане конференцию Глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом. На этой конференции предложено «обсудить вопрос выработки мер и механизмов реагирования в его широкой междисциплинарной и межведомственной постановке, вплоть до учреждения специального органа под эгидой ООН с последующим вынесением на рассмотрение Генеральной Ассамблеи». Неизвестно пока, согласятся ли партнеры нашей страны с целесообразностью такого саммита. Но то, с какой настойчивостью Ак орда проводит идею организации данного мероприятия, само по себе свидетельствует о постоянстве внешней политики и является ответом тем, кто расценивает ее многовекторность как лавирование между крупными игроками.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности