Высокооктановый сосед

Вопрос качества моторных топлив, перехода на стандарты Евро-3 и Евро-4 приобретает в России все большую актуальность

Высокооктановый сосед

Моторные топлива, особенно бензины, являются одним из самых крупнотоннажных продуктов массового спроса. При этом все большую актуальность в России (как, впрочем, и во всех остальных странах бывшего СССР) приобретают такие проблемы топливного рынка, как вопросы качества и пути удовлетворения растущего спроса на высокооктановые сорта бензинов. Этим проблемам посвящается множество конференций, в которых участвуют ведущие специалисты нефтеперерабатывающих предприятий и нефтяных компаний, отраслевых институтов и аналитических структур. В работе такого форума — прошедшей в середине апреля в Москве II Международной конференции «Бензины 2010» — принял участие и журнал «Эксперт Казахстан».

Главное — «октан»

Исследования, проведенные ИАЦ «Кортес» и ИГ «Петромаркет», позволили получить достаточно ясное представление о произошедших за истекшее десятилетие в нефтеперерабатывающей отрасли процессах и проблемах бензинового рынка России. Так, за это время производство основных нефтепродуктов на российских НПЗ возросло на 39% и достигло 177,7 млн тонн, из них 35,8 млн пришлось на автобензины и 67,3 млн — на дизельное топливо. При этом за последние пять лет потребление бензина возросло с 27,3 до 31,3 млн тонн, а его экспорт сократился с 5,9 до 4,6 млн тонн. Ожидается, что к 2015 году внутренний спрос на автобензин достигнет 35,2 млн тонн, а импорт — 11,1 млн.

Что касается структуры производства, то она изменилась в пользу высокооктанового бензина: его выпуск вырос в 2,7 раза. В частности, объемы производства марок Аи-92 и Аи-95 (и выше) с 9,7 млн тонн и 1,4 млн увеличились до 23,3 млн и 6,6 млн тонн соответственно. Выпуск же бензина Аи-80 сократился с 16,1 млн тонн до 5,9 млн. Однако это не сняло напряжение на российском рынке высокооктанового бензина. Более того, в третьем квартале текущего года аналитики не исключают возможность дефицита поставок.

Обеспечить текущий спрос на высокооктановое топливо позволит ввод к 2013 году анонсированных нефтяными компаниями 4,3—4,5 млн тонн в год мощностей по изомеризации. В случае же задержки с вводом этих мощностей (что более чем вероятно: в 2008 году в России не было введено ни одной установки изомеризации, а в 2009-м всего одна) напряженное состояние сохранится как минимум до 2012 года. Вследствие чего, полагают специалисты, в среднесрочной перспективе ценовые всплески на рынке высокооктанового бензина в летний период станут обычным явлением.

По мнению аналитиков ИАЦ «Кортес», в настоящее время соответствие или несоответствие нормам Евро не влияет на спрос и не отражается на цене топлива. И это понятно. «Премия» за соответствие евронормам не превышает 200 руб./тонна и не привлекает трейдеров и потребителей. Основную роль в ценообразовании играет и будет играть в среднесрочной перспективе фактор октанового числа.

Быть или не быть 92-му?

Серьезной проблемой для России стал принятый в 2008 году новый технический регламент на автомобильный бензин, согласно которому с 2011 года страна должна перейти на стандарт Евро-3. Дело в том, что основным следствием реализации данного документа является прекращение производства, а затем и запрет на продажу бензина Аи-92. Таким образом, российских автомобилистов лишают возможности использовать самый ходовой и относительно доступный по цене бензин, предлагая в качестве альтернативы более дорогой Аи-95 и Аи-98 (для сравнения, сегодня на московских АЗС литр бензина Аи-92 стоит 22,6 рубля, а Аи-95 — 25,5 рубля). Специалисты отмечают непродуманность такого решения.

Дополнительные расходы понесут не только автовладельцы. Топливо с более высокими техническими характеристиками требует и более высокой степени очистки, что ставит нефтеперерабатывающие предприятия перед необходимостью проводить масштабную реконструкцию. Затраты же на техническое перевооружение заводов (в среднем по отрасли в прошедшем году лишь 20% произведенного автобензина отвечало нормам Евро) оцениваются в миллиарды долларов. И все лишь для того, чтобы соответствовать европейским нормам?

Ведь имеющийся в России автопарк ориентирован преимущественно на потребление Аи-92. Так, согласно данным ИГ «Петромаркет», с января 2005 года по январь 2010-го спрос в РФ на бензин Аи-92 вырос с 35 тыс. тонн/сутки до 57 тыс. тонн/сутки, тогда как на Аи-95 — с 10 тыс. тонн/сутки до 18 тыс. тонн/сутки. При этом, по экспертным оценкам, сегодня в Москве 95-й бензин используют около половины автовладельцев, в регионах — не более 20%, остальные предпочитают ездить на 92-м. Многие специалисты считают, что переходить к производству исключительно высококачественного бензина стоит только тогда, когда на него сформируется платежеспособный спрос.

Кроме того, никто не даст стопроцентной гарантии, что на АЗС будут заправлять исключительно Аи-95. Многочисленные проверки и анализы проб показывают, что значительная часть бензина по качеству не соответствует тем маркам, под которыми он продается на заправках. Тем не менее действие нового технического регламента в отношении Аи-92 не отменено, а приостановлено до 2015 года. Избежать неподъемных затрат и одновременно добиться экологических евростандартов, по мнению специалистов, можно установкой в автомобиле системы нейтрализации отработанных газов.

Решить бензиновые проблемы и наметить пути развития топливного рынка страны можно лишь совместной конструктивной работой специалистов и властей. К сожалению, представители последних, как правило, этого избегают.