Наши пепла не боятся

Наши пепла не боятся

Главной новостью прошлой недели стало извержение на далеком от нас северном острове Исландия вулкана с труднопроизносимым именем Эйяфьятлайокудль. Катаклизм, начавшийся еще 14 апреля и продолжающийся до сих пор, сопровождается выбросами больших объемов пепла (по данным исландских вулканологов, по 30—40 млн кубометров ежесуточно). Облако дыма Эйяфьятлайокудля привело к закрытию воздушного пространства части Западной Европы на четверо суток. Пепел и мелкие частицы кварца, опасные для двигателей самолетов, достигли высоты в 10,6 километра, на которой летает большинство современных авиакомпаний. Первой вылеты запретила Великобритания, пепел достиг ее уже на следующий день. 16 апреля были закрыты все крупнейшие аэропорты Европы.

Несколько суток небо над Европой пустовало, пока 18 и 19 апреля самолеты голландской авиакомпании KLM с членами экипажа и главным исполнительным директором Петером Хартманом на борту не пересекли несколько раз облако пепла и не доказали, что летать можно.

В минувший четверг авиасообщение над Европой должно было восстановиться в полном объеме. Но этого не произошло — основная часть континента открылась для полетов, но северо-западные аэропорты так и не начали действовать.

Из-за непредвиденного простоя мировая авиаиндустрия, едва начавшая оправляться от кризиса, вновь оказалась в тяжелом положении. По данным генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, «пепельные» последствия извержения сковали 29% мировой авиации, ежедневно их заложниками становились 1,2 млн пассажиров. Убытки авиакомпаний, по его данным, превысили 1,7 млрд долларов. Для примера, общие потери авиаиндустрии за весь 2009 год составили 9,4 млрд. При этом г-н Бизиньяни призвал власти Евросоюза компенсировать авиакомпаниям последние убытки, потому что запрет на полеты авиаторы считают необоснованным. «При принятии решения о закрытии воздушного пространства они (власти ЕС. — «ЭК») опирались не на конкретные факты, а на теоретические модели. Как показала практика, эти модели оказались ошибочными», — считает он.

По данным пресс-службы крупнейшего казахстанского авиаперевозчика Air Astana, в период с 16 по 19 апреля компания отменила 14 рейсов, потерпев убытки примерно в один миллион долларов. При этом около 1100 клиентов Air Astana не смогли вылететь из Европы и еще 2000 остались в Казахстане. Но уже 20 и 21 апреля авиакомпания восстановила сообщение с Амстердамом и Лондоном, после чего все рейсы Air Astana в Европу вновь стали выполняться по расписанию.

Четвертое за последнюю тысячу с лишним лет извержение Эйяфьятлайокудля (до этого извергался в 920-м, 1612-м, и 1821—1823 годах) принесло убытки не только авиакомпаниям. Из-за закрытых аэропортов пострадали производители скоропортящейся продукции, которые не смогли отправить пищу или цветы партнерам. В убытки «влетели» компании, часть производственных мощностей которых оказалась «в сумраке». Так, застопорилась работа автогиганта Nissan, которому пришлось свернуть производство — прекратился авиаимпорт комплектующих из Ирландии. Ассоциация туризма США сообщила, что американской экономике извержение исландского вулкана обошлось примерно в 650 млн долларов.

Казахстанцы тоже стали заложниками закрытия аэропортов. Точное число граждан РК, застрявших в неполетной Европе, неизвестно. Но, в отличие от собратьев по несчастью из РФ, которых пришлось вывозить автобусами и поездами, наши туристы продемонстрировали выдержку и терпение. По словам пресс-секретаря Министерства иностранных дел РК Ильяса Омарова, казахстанцы пока не обращались в европейские загранпредставительства Казахстана. Г-н Омаров отмечает, что миграционные службы стран пребывания, на территории которых из-за погодных условий временно запрещены полеты, с пониманием относятся к этим вопросам. «Если, например, виза просрочена, имеется билет на определенную дату, который, соответственно, уже поменялся из-за погоды, то с этим проблем нет. Вылет будет организован буквально после того, как установится нормальная погода», — успокоил г-н Омаров.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики