Разные миры

Разные миры

- Ваши работы можно рассматривать как декорирование, дизайн интерьера, но, подойдя ближе, понимаешь, их назначение в другом. Вы вкладывали в них такие задачи?

—Я много думала о юрте. Был предпринят переворот форматов, отход от картинности. Если бы я не перевернула их в ромбы — они не смотрелись бы коврами. Перевернутость дала эффект платка и ковра. Мне было смешно, когда зрители принимали их за текстиль. Но меня это и поражало. О дизайне интерьера не думала, скорее, о том, как я могу вытащить свою акварельную технику на уровень ковра.

—Люди имеют для вас значение как образчики искусства или вещь уже сама по себе свидетельствует о человеке?

—Человек может говорить много, и по разговору о нем мало что можно понять. Но его поступки говорят за него. Человек может быть любым, но его работа говорит о нем. В этой выставке нет перехода на личности, моей целью было создать атмосферу, передать ощущение ситуации, воссоздать среду.

— Какое место занимает в творчестве натурализм? Вы сказали, что встречаете то, что изображаете в жизни, — юрты, бараны, барахолка… Что в этом смысле означает попасть в цвет?

— Говорят скорее не о натурализме, а о реализме. Мне надо было попасть в коричневую цветовую гамму. Я очень люблю писать на пленере. Я там отдыхаю — расслабляюсь. Люблю писать с натуры. Глаз сам говорит о том, чему ты еще учишься. Весной я пишу на природе каждый день. Пишу также и маслом. Иногда устраиваю выставки пейзажей, натюрмортов — где представляю свою акварель. И многие зрители, которые считают мою авторскую технику сложной, говорят, то, что я делаю в классической акварели, приятно и понятно. Когда я была в Вене, тоже писала пейзажи с натуры.

—Расскажите, как пребывание в Австрии повлияло на идею этой выставки?

—Меня выбирали для прохождения трехмесячного мастер-класса в резиденции для художников в Австрии. В замке была приготовлена специальная мастерская. Я была счастлива, у меня никогда не было такой мастерской. Там я чувствовала себя свободно и могла расстилаться — дома у меня мало места. Мои работы в два, три раза больше, чем домашнее пространство. Мы познакомились фактически со всей историей искусства. В современном периоде ничего не поразило — большое засилье масла и акрила. Акварели не было вообще. И это удивительно. Видимо, этим вызвано внимание ко мне как к человеку, работающему акварелью и в больших форматах. Поразил культурный уровень Вены, невероятной высоты. Основной источник дохода — туризм. Везде, в том числе на станциях метро, развешаны плакаты о предстоящих выставках. За время подготовки выставки выпускается печатная продукция о художнике стоимостью от пяти до двухсот евро. А работы художника висят в галерее полгода. В день галереи посещает около ста тысяч человек. Люди смотрят и смотрят, кажется, они живут для того, чтобы смотреть. Мощнейший культурный уровень! Все это было культурным шоком для меня! Ходишь по улицам, и вокруг произведения искусства. Когда вы рождаетесь на базаре, а потом попадаете на такие улицы с дворцами и замками — мир переворачивается. Это мир, где ходят в музеи, потому что иначе нельзя, где знают два-три языка. Все другое — и литература, и издательства. Поэтому, имея столько впечатлений, я решила посвятить выставку своей стране. И начала работать над ней в Австрии. Для меня была очень важна дистанция, удаленность, чтобы не было подсевного материала. Зачем рисовать Европу — я ведь из Казахстана, у меня своя авторская техника, и я должна осмыслить и показать, где я живу. Поэтому и разрабатывался цвет, колорит и форматы. Семь работ я написала там, вернувшись сюда, продолжила.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики