Работайте! Вам помогут

Правительство продемонстрировало, что готово изучать и решать проблемы малого и среднего бизнеса, но и предпринимателям следует поработать, чтобы выйти из кризиса

Работайте! Вам помогут

Наиболее острая фаза кризиса в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ) миновала, но ситуация по-прежнему остается непростой. Главные проблемы, которые отмечают предприниматели, — нехватка финансирования и административные барьеры.

Для решения этих проблем за последние годы государством была выделена значительная поддержка сектору начиная с 2007 года — более 276 млрд тенге. «Мы, пожалуй, единственная страна в мире, которая в условиях кризиса пошла на такую масштабную поддержку МСБ», — отметил как-то глава правительства Карим Масимов (правда, лидируем мы по абсолютным значениям или относительным — он не уточнил). Только в 2009 году в рамках антикризисной программы было выделено 117 млрд тенге, и они работают. Например, президент холдинга Astana Group Нурлан Смагулов отметил, что как представитель реального сектора действительно ощутил помощь государства. Несколько компаний группы получили господдержку. По данным правительства, 98% выделенных средств дошли до адресатов. В прошлом году корпоративный подоходный налог для всех участников рынка был снижен на треть и составил 20% годовых.

Государство пытается поддерживать МСБ и нефинансовыми мерами. В июле прошлого года были приняты поправки в законодательство, сокращающие количество проверок, упорядочивающие их проведение государственными органами — об этом предприниматели просили давно и настойчиво. Также проведена инвентаризация нормативных актов, регулирующих выдачу разрешительных документов. Уже, например, упрощены правила регистрации ТОО.

Исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева отмечает, что в прошлом году удалось наладить основы государственно-частного партнерства. Многие предприниматели также говорили о плодотворных шагах, предпринятых государством в минувшем году на уровне законодательства и в сфере финансирования бизнеса.

В текущей экономической ситуации поддержка МСБ со стороны государства действительно необходима. Но у предпринимателей вместе с тем остается ряд замечаний к тем методам помощи, которые избираются правительством, и ряд проблем остается нерешенным.

Пациент скорее жив,  чем мертв

После падения в 2008 году и по выпуску продукции, и по численности занятых в прошлом году сектор начал восстановление. Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства за январь-декабрь 2009 года составил 2,2 трлн тенге. При этом примерно 27% выпуска было сгенерировано в сфере торговли. На втором месте сельское хозяйство (20%) за счет крестьянско-фермерских хозяйств. Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2010 года — более миллиона, из них активно действующих — примерно 75%. Более 40% активных субъектов малого предпринимательства зарегистрированы в торговле. В этой сфере работает 36% занятых в секторе людей. Всего численность активно занятых в малом предпринимательстве — 1,8 млн человек (примерно четверть трудоспособного населения страны).

Удельный вес МСБ в экономике по-прежнему на низких уровнях. Кризис тоже способствует этому. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП стабильно снижалась в последние годы. С 40,5% в 2005 году, согласно данным Агентства по статистике, она упала примерно до 31% в 2009-м. В 2010-м долю в ВВП планируется увеличить до 31,3%, в 2011-м — до 31,5%, что не позволит достичь даже уровня 2007 года. В развитых странах с рыночной экономикой на долю малого и среднего бизнеса приходится 40—80% ВВП.

Как отметил президент Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM CNTRAL ASIA Леонид Гуревич, предпринимательство в Казахстане вышло сегодня на массовый уровень. Об этом говорит, в частности, то, что с 2001 по 2009 год в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос почти в 4 раза.

Казахстанский малый и средний бизнес практически сравнялся с развитыми рынками по доле зарегистрированных юридических лиц, но при этом сильно отстает в эффективности, например, в плане производительности труда. Как рассказал г-н Гуревич, в нашей республике доля производительности МСБ от общей производительности составляет всего 22,9%. В Польше доля производительности малого и среднего бизнеса равна 49%, в Германии — 82%, а в США — 103%.

Разрушение стереотипов

По заказу фонда «ДАМУ» BISAM CENTRAL ASIA провел исследование МСБ, которое включало в себя опрос 10 тыс. респондентов во всех административных районах Казахстана, а также фокус-группы и глубинные интервью с представителями различных категорий малого бизнеса.

Исследование, кроме прочего, позволило установить, что казахстанское массовое предпринимательство далеко от некоторых сложившихся представлений о положении малого и среднего бизнеса в Казахстане. «В частности, исследование в значительной степени опровергло широко распространенные в научных, политических и общественных кругах утверждения о господстве упаднических настроений в среде малого и среднего бизнеса, — говорит Леонид Гуревич. — Несмотря на сильное, подчас болезненное ощущение трудностей и проблем, казахстанские предприниматели настроены в основном позитивно, стремясь найти возможности и перспективы для развития своего бизнеса». О ясных перспективах бизнеса заявили более 47% опрошенных.

Две трети опрошенных из тех, кто прервал или намерен прервать предпринимательскую деятельность, в качестве причины указывают, что не пошел бизнес (нет спроса, не выдержали конкуренции и т.д.). Произвол, давление, вымогательство со стороны контролирующих и регулирующих органов тоже указывались, но чаще всего предприниматели прекращают бизнес по причинам экономического характера. Именно проблемы финансового свойства предприниматели сегодня отмечают в первую очередь. Банки заметно снизили кредитование сектора из-за того, что МСБ имеет слишком высокую долговую нагрузку и неясные перспективы в условиях кризисной экономики. В совокупности с проблемами самих банков эти факторы отрезали предприятия от кредитных ресурсов. Возникают проблемы с финансированием оборотных средств, которые усиливаются отсутствием спроса на готовую продукцию.

«Вся финансовая инфраструктура Казахстана имеет проблемы. У нас есть институты по долговому финансированию, но и их мало, — сетует генеральный директор АО Vita Петр Потапов. — При этом у нас вообще нет институтов, которые могли бы входить в капитал компаний. А для нормального функционирования бизнес-структуры этот компонент необходим. Это очень сильно ощущается во время финансового кризиса». Как отмечает г-н Потапов, до кризиса компании, следуя призывам правительства, стали участвовать в индустриально-инновационном развитии: строили новые предприятия, новые цеха, применяли инновации и т.д. Эти инновации предприятия могли финансировать только за счет долгового финансирования, но с начала кризиса выдача новых кредитов была обрезана. «Сейчас весь бизнес пребывает в кризисном состоянии не потому, что люди плохо работали, что плохой менеджмент или старое оборудование, напротив, многие успели сделать модернизацию. Но и их сейчас банки не кредитуют. Банки говорят — у вас соотношение заемного капитала к зарабатываемой прибыли слишком велико. Поправить это можно было бы вхождением в капитал, но в капитал входить некому. Поэтому в кризисное время предприниматели испытывают проблемы», — говорит г-н Потапов.

Сумма господдержки в 2009 году составляет примерно 6% от суммы выпуска продукции субъектами малого предпринимательства. Эта помощь имела позитивный эффект, но в условиях общей сложной экономической конъюнктуры проблема финансирования сохраняется.

Уровни непонимания

Несмотря на то что государство предприняло ряд шагов по снижению административных барьеров, проблемы сохраняются. По результатам исследования Леонид Гуревич отметил, что предприниматели видят усилия государства по поддержке бизнеса, одобряют их, но при этом говорят, что на местном уровне политика государственной поддержки искажается и зачастую игнорируется. Если между бизнес-сообществом и центральной властью существует диалог и взаимопонимание, то на уровне контролирующих и регулирующих органов на местах, особенно в отдаленных районах, возникают проблемы.

Мунавара Палташева также отмечает, что «на уровне регионов контрольные органы далеки от политики». По ее мнению, здесь нужна просветительская работа и для чиновников, и для предпринимателей. Предприниматели должны знать свои права и защищать свои интересы.

О проблемах, в частности с финполицией и налоговиками, нам не раз рассказывали и предприниматели. На последнем заседании Совета национальных инвесторов выступающими поднимался вопрос взаимодействия фискальных органов и бизнеса, были претензии и с одной и с другой стороны.

Но не только чиновники мешают проведению эффективной государственной политики.

Как отмечает г-н Гуревич, с господдержкой проблемы появились уже не со стороны государственных органов, а в лице быстро разросшейся банковской коррупции. Борьба за государственные ресурсы создала почву для коррупционных действий финансовых институтов. «В банках коррупция значительно сильнее, чем в госорганах, — говорит г-н Гуревич. — Банки отказываются соблюдать принципы госпрограмм. Пытаются скрывать информацию о возможностях, которые предоставляют госпрограммы поддержки. Навязывают собственные правила». В связи с этим встает вопрос об ограничении влияния банков на дальнейшие меры господдержки.

Раскройте карты

В этом году также запланирована поддержка сектору МСБ. В соответствии с поручением главы государства, к 2020 году Казахстан должен войти в число 50 стран с самым благоприятным бизнес-климатом. Так, президент дал поручение правительству с 2010 года начать реализацию единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах — «Дорожной карты бизнеса-2020», которая уже вызвала бурные дискуссии в бизнес-среде.

Средства госбюджета, выделяемые в рамках программы, будут использованы в первую очередь для субсидирования процентной ставки по кредитам и для частичного гарантирования кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса. Как сообщил Карим Масимов, при этом предприниматель должен соответствовать приоритетам индустриальной программы развития. А также должен добровольно рассекретить информацию по имеющимся кредитам, иметь согласованную с кредиторами программу финансового оздоровления. Риски в этом случае берут на себя банки.

По словам премьер-министра, в 2010 году на субсидирование кредитов для МСБ будет выделено порядка 30 млрд тенге. Эти средства уже заложены в бюджет на текущий год под «Дорожную карту».

Важным в этой программе стало то, что ее подготовка продемонстрировала возможность качественного диалога между бизнесом и властью. «Когда нам презентовали первую версию “Дорожной карты”, мы говорили, что в ней много недостатков, что это далекий от жизни проект», — сказала г-жа Палташева. В течение многих встреч с бизнес-сообществом этот проект был доработан в соответствии с пожеланиями предпринимателей. Одним из ключевых изменений стало то, что теперь речь идет не только о новых предприятиях, но и о тех, где проходит модернизация. Было решено оказывать поддержку и действующему бизнесу. Подобный подход в беседе с нами одобрил и г-н Потапов. Он отметил, что по программе форсированного индустриального развития планируется построить много новых предприятий. Но как только они начнут работать, они, возможно, столкнутся с теми же проблемами, с которыми сталкиваются действующие компании.

При условии снижения банками ставки до 12% государство берет на себя 5%, а для конечного заемщика деньги обойдутся в 7%. «Я считаю, что получить кредит под 7% на 10 лет и заняться производством конкурентной продукции — это в хорошем смысле “провокация” по-новому посмотреть на свой бизнес. Причем для меня как для предпринимателя важно, что правительство согласилось с нами и подошло к этому вопросу по-рыночному — поддержку получат не слабые компании, а те, кто самостоятельно преодолевает кризис и продолжает работать в непростых условиях», — говорит г-н Смагулов.

Ремарка

Но ряд замечаний к программе все же остался. Их в общем виде попыталась представить Национальная экономическая палата «Союз «Атамекен». «То, что дорожная программа необходима, это даже не обсуждается, с ней связаны большие ожидания. Принципиально важно, что она направлена на производство. Второй принципиальный момент — то, что акцент перенесен на региональный уровень», — отметил председатель «Союза «Атамекен» Азат Перуашев.

Он отметил, что важнейшим критерием отбора предприятий к участию в «Дорожной карте бизнеса» должна быть востребованность их продукции на рынках сбыта. В противном случае есть риск построить массу никому не нужных простаивающих производств ради получения льгот и вывода средств любым путем, либо просто ради галочки. «Президент уже обращал внимание, что проводятся торжественные пуски, а потом вложенные государством миллионы стоят в виде железа, — говорит г-н Перуашев. — Могу привести такой пример: по итогам кризисного 2009 года мебельная промышленность достигла роста в 7%. Более того, с созданием Таможенного союза для этой отрасли открываются новые перспективы роста: снимаются барьеры на поставку древесины и комплектующих, ограничивается импорт дешевой китайской мебели и так далее. Потребность в продукции мебельных предприятий весьма значительна. Это и программа “100 школ, 100 больниц”, и строительство новых детских садов, и потребительский рынок. Тем не менее этот сектор не включен в “Дорожную карту”, поскольку фактор рынка сбыта в программе не учтен на должном уровне и, соответственно, потенциал отрасли не оценен по достоинству».

В «Атамекене» среди своих замечаний к «Дорожной карте» также отмечают слишком высокую роль банков в ее реализации. Например, по условию программы процедура оздоровления применяется только к тем предприятиям, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 12%. Однако есть вероятность, что банки будут снижать ставки только по своим плохим кредитам, чтобы почистить портфель, и качественные компании останутся за рамками господдержки. Как отмечает г-н Перуашев, мы уже имеем опыт, когда в рамках антикризисных мер банки направили более 70% средств в сферу торговли и услуг. На контрольной комиссии НДП «Нур Отан» этот результат был расценен как вывод из страны средств на поддержку зарубежных производителей. «Нельзя ответственность за реализацию государственных экономических программ перекладывать целиком на банки. Для них главное — быстрая прибыль, и при таком подходе они будут поддерживать главным образом торговлю. А производство опять остается без поддержки», — говорит Азат Перуашев.

Вернуться к рынку

Споры вокруг госпрограмм создают опасность того, что в стране здоровая конкуренция сменится на борьбу за льготы и другие преференции от государства.

По результатам опроса BISAM CENTRAL ASIA, среди факторов, негативно влияющих на бизнес, лидируют политико-правовые. А факторы, связанные собственно с процессом ведения бизнеса, находятся на втором плане. «О чем это говорит? — задается вопросом Леонид Гуревич. — Вкупе с картиной мнений и настроений, которые мы получили на фокус-группах и в глубинных интервью, — о патерналистском оттенке в сознании и мышлении казахстанского массового предпринимательства. Этот штрих не должен затушевывать свидетельства неблагополучия в окружающей среде бизнеса. Но он заставляет задуматься о пределах и функциях государственной поддержки. Нам представляется, что в обществе в целом и в предпринимательских кругах сложилось не совсем корректное понимание категории “государственная поддержка МСБ”. Тональность восприятия этого социально-политического института отдает некоторым иждивенчеством».

Как отмечает г-н Смагулов, важно, чтобы бизнес-сообщество не обвиняло во всем внешнеэкономическую ситуацию, бездействие властей, а чуть-чуть критично посмотрело на себя, чтобы каждый проанализировал — может ли он перестроиться и повысить эффективность работы. «Я вижу, что многие готовы перестроиться под новые рыночные условия, но многие, к сожалению, перестроиться не смогли», — отметил он. Есть компании, не замечающие возможностей, которые открылись в период кризиса на рынке.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики