Кто-то должен начинать

Кто-то должен начинать

В нашей экономике есть отрасли, где бизнес ведут в основном энтузиасты: слишком уж высоки там трудозатраты и неочевидны прибыли. Например, виноделие или все отрасли легпрома: производство одежды, обуви, текстиля. К таким «неочевидным» на сегодня отраслям относится и производство говядины. Вложения в эту отрасль считаются невыгодными прежде всего из-за длительного срока окупаемости проектов. Если свинья за один опорос приносит 12 поросят и они превращаются в полноценных свиней за год, то корова приносит одного теленка, которого до товарных кондиций нужно выращивать почти три года. На рентабельность бизнеса влияет и конверсия кормов: для получения 1 кг говядины нужно порядка 5–6 кг кормов, в то время как на 1 кг свинины нужно 2,3 кг, мяса птицы — 1,8 кг.

Однако, что бы ни говорили апологеты дешевых и быстрых мясных проектов — производства свинины, курицы, — говядина все равно остается востребованным продуктом и у населения нет причин от нее отказываться. Да, сейчас это дорогое мясо — в среднем говядина в рознице стоит в два с половиной раза дороже, чем мясо птицы, и на 10—15% дороже, чем свинина. Но мы еще не приложили никаких усилий для того, чтобы сделать его дешевле: не запустили масштабного производства. Почему в Бразилии, Аргентине и Канаде получилось, а у нас не получится?

При всех существующих объективных ограничениях в развитии мясного животноводства есть главное препятствие: нежелание и опасение отечественного бизнеса работать вдлинную. И с точки зрения эффективности инвестиций это понятное поведение.

Впрочем, как и везде, в этой отрасли есть люди, которые хотят и готовы работать на перспективу. Именно они способны вдохнуть жизнь в проекты, которые многим сегодня кажутся непривлекательными. К числу таких энтузиастов, безусловно, относятся и создатели Верхневолжского животноводческого комплекса, развивающего современное производство мясных пород крупного скота. Таких компаний в стране пока немного — несколько десятков, в основном они занимаются разведением племенного скота, и никто из них не имеет существенного влияния в отрасли.

Верхневолжский животноводческий комплекс создается стараниями людей из непрофильного, издательского, бизнеса. Цели у компании достаточно амбициозные — наладить производство самого дорогого и качественного «мраморного» мяса, в перспективе сделать его более доступным потребителю. Пока нет ясности в том, насколько выгодными будут их вложения, будет ли достаточным спрос на их продукцию. Однако важен сам прецедент: с таких проектов может начаться «большая отрасль» — за энтузиастами подтянутся инвесторы с большими деньгами, выстроится инфраструктура отрасли.

Понятно, что начинают производители с наиболее высокодоходных сегментов — производства племенного скота и наиболее ценного мяса. Это позволит получить больший доход. Очевидно, что следующим этапом станет создание товарного производства мяса и собственной мясопереработки. Смешно сказать: мы не можем продать мясо, потому что не можем его упаковать. Если есть спрос и продукт, то упаковывать мы уж точно должны научиться.

И наконец, важным моментом является поддержка государства. В этом смысле агропром имеет больше шансов на успех, чем, например, легпром, где компании до сих пор пытаются расти и создавать продукт вопреки объективным условиям выживания.

До кризиса правительством была принята программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009–2012 годы», которая в первую очередь предусматривает предоставление субсидий производителям маточного и племенного скота. В соответствии с этой программой до 2012 года планировалось увеличить поголовье мясного скота с 2 до 5% от общего стада. Однако пока игроки рынка говорят, что масштабного финансирования проектов до сих пор не началось — из-за кризиса банки отложили финансирование. Судя по всему, интенсивного развития отрасли ожидать в ближайшие годы не приходится, так что еще некоторое время она будет на плечах энтузиастов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности