Проблемы НПФ — проблемы государства

Проблемы НПФ — проблемы государства

По мнению управляющего директора по стратегическому развитию АО «НПФ “ҰларҮміт”» Владимира Ли, пока ужесточаются регуляторные требования только к инвесторам. С эмитентами, допустившими дефолты, никакой реальной работы по обеспечению их финансовой устойчивости и стабильности никто не ведет.

— Какие недочеты в законодательстве привели к тому, что НПФ оказались не защищены от дефолтов эмитентов?

— Мы столкнулись со стандартной ошибкой «динамичного экономического роста», когда в законодательном регулировании наблюдался перекос в сторону ускоренного развития внутреннего рынка ценных бумаг, без обеспечения его устойчивости. От привлеченных на фондовом рынке денег отдачи пока нет. В то же время из-за кризиса сократились другие источники кредитования, а долги по обслуживанию произведенных облигационных займов накапливаются и растут. Регулирование ведется не от текущих результатов эффективности портфеля инвестиций, ликвидности финансовых инструментов, а от статичных параметров собственного капитала эмитентов, долей от активов и так далее, которые меняются с запозданием. Но это остается проблемой одного участника фондового рынка — инвестора. С эмитентом, особенно в рамках регулирования по обеспечению его финансовой устойчивости и стабильности и предупреждению негативных фактов, работы нет. Если учесть, что основные заемщики на рынке — НПФ, то это автоматически переходит в проблемы государства.

— Можно ли часть вины за потери от дефолтов возложить на непрофессионализм управляющих портфелями?

— Если очень захотеть, то на любых управляющих можно возложить ответственность за все. Но они приобретали инструменты, предлагаемые рынком, торгуемые на бирже, имеющие в свое время высокий рейтинг, эмитенты которых декларировали перспективы развития. С другой стороны, управляющие многих компаний пытались найти баланс интересов вкладчиков с интересами акционеров и реальных владельцев бизнеса. Что получалось не всегда, а требования со стороны регулятора к управляющим стратегическим органам — к совету директоров, собранию акционеров — отсутствовали.

— Изменилось ли что-нибудь в регулировании после того, как произошли дефолты?

— Да, произошло ужесточение пруденциального регулирования со стороны АФН именно по отношению к инвесторам. Пенсионные фонды вынуждены покупать более консервативные инструменты, формировать за счет собственного капитала провизии на проблемные бумаги. На улучшение ситуации на рынке с дефолтами эмитентов это никак не повлияло, а даже, скорее, еще ее усугубило. Эмитентов, объявивших технические дефолты, стало больше. Стало удобнее объявлять о реструктуризации существующих облигационных займов (выпусков), проводить скрытый шантаж инвесторов в стиле «не пойдете на наши условия, объявим банкротство». Вот здесь, конечно, стоит поднимать вопросы «непрофессионального» или, наоборот, «чрезмерно профессионального» управления.

Все эти изменения могут вызвать очень много вопросов к пенсионному бизнесу или привести к глобальным объединениям пенсионных фондов.

— Как, на ваш взгляд, можно защитить инвесторов?

—Необходимо вернуть уверенность инвесторов во внутреннем фондовом рынке и его эффективности для долгосрочных инвестиций. И не только в государственном секторе, а прежде всего в корпоративном. Для этого прозрачность действий должна быть не декларируемой, а фактической. Регулятор должен заставлять участников рынка раскрывать все сделки и цели своего бизнеса, и в динамике следить за выполнением поставленных задач. Пока же ведется не стратегический контроль, нацеленный в будущее, а контроль средних результатов прошлого, что, естественно, влечет лишь ограничивающие меры, но уже не может внести корректировки.

В то же время увеличивающееся количество дефолтов эмитентов после дефолтов банковской системы вполне обоснованно. И уйти от них можно, лишь проведя реструктуризацию долгов корпоративных эмитентов, как это делалось с банками. В настоящее же время ни одной корпоративной реструктуризации до сих пор не проведено, что увеличивает проблемы в пенсионном секторе. Рынок ценных бумаг можно сравнить с командой. Если один из игроков плохо играет, то проигрывают все.

Финансовая система — это связь входов и выходов, которые должны регулироваться в соответствии с требованиями устойчивости, рентабельности и минимизации рисков финансовых институтов, что в настоящее время сильно деформировано и требует доработки.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее