Пепельная экономика

Извержение исландского вулкана напомнило человечеству об уязвимости мировой экономики перед лицом стихийных бедствий. Если никаких уроков из случившегося не будет извлечено, новых, еще больших издержек избежать не удастся

На позапрошлой неделе человечество вздохнуло с облегчением. Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль, пепел которого закрыл для полетов небо над Европой, оказался не столь страшен, как показалось вначале. Проведенные авиакомпаниями испытательные полеты продемонстрировали, что концентрация пепла в воздухе явно недостаточна для угрозы безопасности полетам. К тому же бурно начавшееся извержение вулкана начало ослабевать. Ряд крупных банков Британии, экономика которой сильнее прочих пострадала из-за прекращения полетов, объявили о начале компенсационных выплат в адрес своих клиентов. На специализированных сайтах для садоводов и огородников появились статьи, рассказывающие о пользе пепла для плодородия почв. А швейцарские часовщики оперативно выпустили в продажу часы, в корпусе которых есть частички пепла вулкана.

Из грозного монстра Эйяфьятлайокудль начал превращаться в предмет попсового культа. Но облегчение продлилось недолго. Неожиданно для многих специалистов вулкан вновь усилил свою активность, и небо над Исландией снова оказалось закрытым. Более того, все отчетливее становится угроза нового, еще более сильного извержения соседнего вулкана Катла — и тогда транспортного коллапса избежать будет сложно, причем уже не в европейском, а в мировом масштабе.

На честном слове и на одном крыле

Человечество помнит три извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajökull) — в Х, XVII и XIX веках. Уже первое его извержение произвело такое впечатление на исландцев, что вулкан попал в мифологию в качестве места битвы бога-молотобойца Тора с великанами.

В минувшем апреле вокруг вулкана разгорелись споры между авиакомпаниями и европейскими властями. Последние на неделю закрыли небо над Европой, посчитав слишком опасным количество вулканического пепла в воздухе (подробнее см. «Хроника извергающегося вулкана»). По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), убытки авиаотрасли составили 1,7 млрд долларов, причем в отдельные дни они достигали 400 млн долларов в сутки. Был задержан каждый третий в мире рейс, ежесуточно откладывался вылет 1,2 млн пассажиров.

Убытки авиаторов, видимо, будут компенсированы. По крайней мере, отчасти. В минувший вторник правительства стран ЕС получили право оказать прямую финансовую помощь перевозчикам. По словам комиссара ЕС по вопросам транспорта Сиима Калласа, правительства также изучат возможность оказания непрямой помощи в виде кредитов и гарантий по обязательствам.

В пресс-службе Air Astana нам сообщили, что авиакомпания была вынуждена отменить 14 рейсов из Казахстана в Европу и обратно. Всем застрявшим пассажирам — более 3 тыс. человек — авиаторы перебронировали билеты или вернули деньги. «Точная сумма убытков пока не подсчитана. По предварительным данным, это более 1 млн долларов», — сказали в пресс-службе.

Но не только авиаторы оказались в числе пострадавших. Крайне чувствительными к перебоям в авиасообщении оказались турфирмы, потерявшие денег куда больше, чем авиакомпании. Как сообщил генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Риф, убытки европейских туристических компаний от извержения исландского вулкана составили 2,3 млрд долларов. Ежедневные потери туристической отрасли составили около 400 млн долларов. В частности, убытки крупнейшего европейского туроператора TUI Travel превысили 30 млн долларов. И неудивительно — ежедневно Европа принимает около 700 тыс. туристов, большинство которых прилетают на самолетах.

Пострадали туркомпании и Нового Света. По данным Ассоциации туризма США, извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль за пять дней обошлось экономике США в 650 млн долларов и отразилось на работе более шести тысяч человек. «Огромные потери экономики — в среднем по 130 миллионов долларов в день — показывают нам, насколько многие страны мира оказались зависимы от туристического бизнеса и насколько важными могут быть решения по закрытию воздушного пространства», — отметил президент ассоциации Роджер Доу.

Ни рыбы, ни цветов

[inc pk='1495' service='media']

По всему миру участникам рынка пришлось фиксировать убытки. Например, в Кении на помойки выбрасывали миллионы цветов, в основном роз. Как сообщил Associated Press, без работы остались более пяти тысяч человек, упаковывающих цветы для поставок в Париж, Амстердам и другие европейские города. В Европу уходит треть кенийского экспорта цветов — этот регион является основным рынком сбыта. Спаржу, зеленые бобы и брокколи вместо отправки в европейские рестораны пришлось скармливать скоту. По данным Ассоциации поставщиков свежих продуктов Кении, ежедневно экспортируя около тысячи тонн овощей и цветов, компания зарабатывает в день около трех миллионов долларов. Это значит, что за четыре дня простоя кенийские экспортеры потеряли примерно 12 млн долларов. Дальнейший запрет на полеты вел к банкротству мелких фермеров Кении, которые из-за убытков просто не смогли бы расплатиться по своим кредитам. Ассоциация экспортеров цветов Эквадора объявила, что из-за проблем с трансатлантическим авиасообщением ее ежедневные потери достигали миллиона долларов. Поставки цветов в Европу из Эфиопии, Израиля и Колумбии также упали, и их место тут же заняли производители из Нидерландов и Италии. Произошел временный передел рынка.

Пострадали производители и потребители и другой скоропортящейся продукции. Marine Harvest — крупнейшая в мире рыболовная компания — сократила лов, чтобы избежать переполнения европейского рынка при недопоставках в Азию и Северную Америку (куда доставить свежий товар стало невозможно). Норвежские рыбаки 10—15% своего экспорта обычно осуществляют по воздуху для индустрии японской кухни, нуждающейся в свежей рыбе. К примеру, выяснилось, что 90% лосося для приготовления суши Япония получает из Норвегии самолетами. Предприятия японского общепита потеряли в дни простоя до трети своего оборота, а оптовая цена лосося в стране подскочила на 20%.

Убытки понесли производители шотландского виски, поскольку не могли доставить самолетом алкоголь премиум-класса в Японию и Китай. Немецкие автоконцерны вынуждены были приостанавливать производство автомобилей на своих заводах в Германии из-за перебоев с поставками деталей. Остановили свое производство три завода компании BMW в Мюнхене, Дингольфинге и Регенсбурге. Причиной послужили задержки в поставках комплектующих для системы электроники. Не было выпущено 7 000 автомобилей. BMW также прекратил сборку внедорожников X5 и X6 на своем американском предприятии в штате Южная Каролина. Из-за прерванного авиасообщения с Европой также был вынужден остановить производство на двух своих заводах в Японии один из ведущих японских автоконцернов Nissan Motor Co. О частичном прекращении автопроизводства объявила и компания Honda.

В Бангладеш простаивали грузы текстильных товаров, предназначенные для европейского рынка. Пострадали и производители электроники. Южнокорейские Samsung и LG заявили о задержке в аэропортах 20% ежедневных экспортных товаров. «В связи с вулканической активностью в Исландии большую часть грузовых поставок, включая такие продукты, как фотоаппараты, видеокамеры, ноутбуки и сотовые телефоны общим количеством 42 000 единиц, транспортные компании были вынуждены задержать в авиапортах Люксембурга, Гамбурга и других. К счастью, на складе были резервы данной продукции, которые полностью обеспечили потребности наших партнеров», — отметил директор по логистике Samsung Electronics Kazakhstan Адиль Аскар. Японская Fujitsu Ltd сообщила о временной приостановке поставок ноутбуков в Европу.

Эйяфьятлайокудль нанес удар и по фондовому рынку. Упали в цене и акции крупнейших продуктовых компаний, таких как Nestle, Parmalat и Danisco, из-за перебоев с доставкой товаров. Из-за приостановленных полетов потребление авиационного топлива в день снизилось на один миллион баррелей (более 1% мирового потребления), что стало одной из причин падения цен на нефть.

«Заслуженный железнодорожник»

[inc pk='1496' service='media']

Кому война, а кому мать родна. Как обычно и бывает, на фоне общих проблем отдельные участники рынка смогли состричь неплохие купоны. Причем везунчики обнаружились даже в самой Исландии. Так, за облет извергающегося вулкана на вертолете исландские турфирмы начали просить 250 евро, а индивидуальная экскурсия стоит уже 2000 евро. Ирландские букмекеры начали принимать ставки на извержение следующего вулкана.

Повезло и телекому. Не имея возможности общаться лично, бизнесмены начали переговариваться по телефонам и с помощью видеоконференций — и тем самым поддержали бизнес телекоммуникационных компаний. «У нас огромный всплеск спроса», — признавался Фредерик Хэлворсен, председатель TelePresence Technology Group, входящей в Cisco.

Проблемы европейских цветоводов оказались на руку их коллегам в других странах — так, как сообщил «ЭК» на условиях анонимности представитель одной из цветочных компаний Алматы, на фоне сокращения поставок из Европы увеличились продажи местной продукции.

Выиграли и некоторые транспортники — те, кто смог оперативно перестроиться на использование новых путей перевозок. Как нам рассказали в транспортной компании DHL, в связи с отменой авиарейсов компания перешла на временную схему доставки грузов собственной широкой сетью наземного транспорта внутри Европы. В результате DHL не приостанавливала прием и доставку грузов, однако предупреждала клиентов о задержках от 24 до 72 часов в Европе и от трех до пяти дней для грузов, следующих в Европу и из Евросоюза в другие страны мира.

От запрета авиаполетов в Европе выиграли железнодорожные и автотранспортные компании. Например, немецкая компания D-Bahn увеличила недельную выручку на 30%. Компания Eurostar, осуществляющая движение поездов между Лондоном и континентальной Европой по туннелю под Ла-Маншем, продала на маршруте Лондон — Париж дополнительно 80 тыс. билетов. Автотранспортная компания Deutschen Touring GmbH запустила в работу в Германии на международных линиях более тысячи автобусов, в то время как раньше их было 200. А в России появилась шутка, что президент РЖД Владимир Якунин якобы присвоил вулкану Эйяфьядлайокудль звание «Заслуженный железнодорожник».

Год до катастрофы

Следует признать — европейская и мировая экономики оказались не готовы к решению проблем, связанных с извержением вулкана, но все же смогли продемонстрировать определенную гибкость. После открытия аэропортов вместе с самолетами взлетели и сырьевые котировки. Спустя всего неделю после этого главное место в мировых экономических новостях заняли события в Греции и Португалии, которые отчаянно пытаются справиться с дефицитом госбюджетов.

«Европа является крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером. Она — основной потребитель товаров из Китая, — сказал главный экономист AXA Group Эрик Чейни в интервью Wall Street Journal. — Торговля является ключевым компонентом восстановления мировой экономики, и продолжающиеся проблемы с воздушным транспортом окажут существенное воздействие на мировую торговлю и на процесс экономического восстановления, который пока довольно неустойчив». Однако, по словам эксперта, для того чтобы данная ситуация оказала действительно масштабное воздействие на экономику Европы, потребовалось бы несколько месяцев закрытого воздушного пространства.

[inc pk='1497' service='media']

И этот сценарий вполне возможен. Неподалеку от Эйяфьятлайокудля расположен еще более мощный вулкан — Катла. Пока признаков извержения на Катле нет, но если он проснется, сила его извержения многократно превысит показатели Эйяфьятлайокудля. А это более чем вероятно. Катла вообще более активен, чем Эйяфьятлайокудль — за последнюю тысячу лет он извергался не три раза, как его сосед, а 14. Последний раз совсем недавно — в 1955 году. А 12 тыс. лет назад — совсем немного по геологическим меркам — видимо, извержение Катла было просто катастрофическим. Оба вулкана связаны друг с другом общей магматической системой, и каждое известное человечеству извержение Эйяфьятлайокудля инициировало очередное извержение его соседа.

«Есть серьезные основания считать, что произойдет извержение Катла», — цитируют европейские СМИ руководителя Североевропейского вулканологического института Рикке Педерсона.

Мощность извержения во многом зависит от объемов выброшенной лавы и запасов льда на вулкане. Сталкиваясь со льдом и растопленной холодной водой, раскаленная лава взрывается. Так вот, диаметр жерла Катла превышает аналогичный показатель Эйяфьятлайокудля почти на порядок, ледник на нем также значительно больше. Соответственно, на порядок может быть большим и количество выброшенного в атмосферу пепла.

Единственное, что обнадеживает, — вулканологи прогнозируют, что до начала извержения Катла может пройти несколько месяцев, даже год. Участники рынка по всему миру еще могут подготовиться к нему: пересмотреть свои логистические схемы, позаботиться об альтернативных каналах доставок грузов. По всей видимости, в ближайшее время вулканология может стать одним из разделов прикладной экономики.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики