Страна утренней прибыли

Страна утренней прибыли

История того, что сегодня называют корейским экономическим чудом, началась в мае 1961 года. Тогда в результате военного переворота к власти пришел Пак Чжон Хи — выходец из бедной крестьянской семьи, в прошлом офицер японской армии, сделавший военную карьеру в годы Корейской войны 1950—1953 годов.

На тот момент по уровню ВНП на душу населения (80 долларов) Южная Корея отставала от Нигерии и Папуа Новой Гвинеи. Отсутствовали полезные ископаемые. Сельское хозяйство за годы войны было практически уничтожено, и страна выживала лишь за счет поставок продовольствия из США. Вся промышленность сводилась к паре цементных заводиков, швейным мастерским и заводу по ремонту велосипедов. Главным ресурсом страны была дисциплинированная и практически бесплатная рабочая сила (впрочем, неквалифицированная).

Пак Чжон Хи и его окружение поставили своей главной целью ускоренный экономический рост страны. Схема роста: импорт сырья и технологий — переработка сырья — экспорт готовой продукции. Приоритет — крупным предприятиям. Выбор модели экономического развития был сделан под влиянием опыта индустриализации в Советском Союзе и японских бизнес-конгломератов дзайбацу.

Механизмы реализации стратегии:

  • Создание Совета экономического планирования (принятие пятилетних планов).
  • Национализация банков, с 80-х годов — госконтроль над банками.
  • Отбор бизнесменов на роль олигархов — глав и управляющих компаниями, которые были призваны реализовать государственный план. Обязательность выполнения планов обеспечивалась через личную отчетность олигархов перед Пак Чжон Хи, имевшим компромат на любого из них.
  • Использование финансовых инструментов — приоритетного субсидирования, налоговых льгот и других форм поощрения перспективных отраслей и крупных компаний, с одной стороны, и ограничений в кредитовании и налогового пресса в отношении остальных секторов экономики, не вписывающихся в государственную стратегию развития — с другой.
  • Государственные гарантии внешних займов.
  • Защита внутреннего рынка (запрет на импорт иностранных автомобилей и др.).

Дополнительные условия для развития:

  • Безвозмездная помощь со стороны США и Японии, фактически — плата за роль бастиона в борьбе с коммунистической угрозой. Неограниченный доступ к льготным кредитам за рубежом.
  • Участие во Вьетнамской войне южнокорейских войск — обмундирование, продовольственное обеспечение и прочее — оплачивалось США. В Южном Вьетнаме работали и гражданские специалисты. Объем валютных переводов из Вьетнама в конце 60-х годов составлял около 120 млн долларов ежегодно. Южнокорейские компании получали от американцев заказы на строительство и перевозки.
  • Обеспечение социальной стабильности путем подавления профсоюзной активности и замораживания зарплаты, а также запрета на демонстрацию богатства. Вплоть до начала 70-х годов зарплата практически не повышалась, что позволяло сохранять ценовую конкурентоспособность корейских товаров.
  • Низкий уровень коррупции в правительственных структурах.

На первом этапе (1962—1970 годы) были созданы наукоемкие производства, не требующие больших капвложений. Страна наладила выпуск игрушек, париков, швейное производство. В 1965 году ткани и одежда составляли 41% корейского экспорта. Затем, в 70-е, начался переход к капиталоемким отраслям: металлургии, судостроению, химической промышленности. За металлургией — автомобильная промышленность (вторая половина 70-х). Корея превращается в одного из крупнейших производителей стали, корейские верфи производят около одной трети мирового тоннажа новых кораблей. С начала 1980-х годов в Республике Корея идет создание наукоемких отраслей. Страна стала лидером по производству полупроводников, мобильных средств связи, жидкокристаллических дисплеев.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее