Азербайджанская мель Nabucco

Азербайджан вновь отложил начало разработки второй стадии газоконденсатного месторождения Шахдениз и начал экспортировать свой природный газ в Россию. Это значительно повлияет на дальнейшее развитие событий в энерготранзитной игре между Европой и Россией

Азербайджанская мель Nabucco

Начало разработки Шахдениз-2 отложено до 2017 года (ранее назывался 2013 год с пиком добычи более 20 млрд куб. м газа в 2015 году). Как сообщает Reuters, причиной отсрочки стали разногласия по цене на газ с Турцией, а также отсутствие инвестиционного решения по строительству газопровода Nabucco.

По словам заместителя вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Виталия Беглярбекова, Азербайджан добивается, чтобы Турция вместо сегодняшних 120 долларов за 1000 кубометров платила за газ рыночную цену. Кроме того, нет ясности и в том, какой объем газа Турция намерена закупать в будущем с Шахдениз-2 для собственного потребления, а какой может остаться для экспорта в Европу. При этом разработка второй стадии месторождения Шахдениз оценивается в 20 млрд долларов.

Сейчас в рамках первого этапа освоения месторождения газ распределяется между Азербайджаном, Грузией и Турцией. В 2010 году на Шахденизе-1 ожидается добыча около 7,6 млрд куб. м в сравнении с 6,2 млрд куб. м в 2009 году. Однако в текущем году Турция намерена закупить у Азербайджана 4,7 млрд куб. м газа (в 2009-м — 4,0 млрд куб. м), что меньше ранее оговоренного объема в 6,6 млрд куб. м. Аналитики отмечают, что газовые переговоры осложняют и разногласия двух стран из-за наметившегося сближения Турции с Арменией, с которой Азербайджан де-юре находится в состоянии войны из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Газовые арии Баку

Газопровод Nabucco получил название в честь знаменитой оперы Джузеппе Верди «Набукко» (Набукко — итальянская интерпретация имени ассирийского царя Навуходоносора II). Как известно, в ней повествуется о бедствиях евреев, их пленении, а затем освобождении царем Навуходоносором. Газовая труба, подобно ассирийскому царю, должна освободить Европу из плена российского «Газпрома». Пока же Евросоюзу никак не удается собрать в единый хор поставщиков и потребителей газа, и проекту газопровода далеко до успеха одноименной оперы.

Напомним, что проект Nabucco предусматривает сооружение газопровода протяженностью 3300 км, который соединит регион Каспийского моря с Западной Европой через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию с конечной точкой Баумгартен в Австрии. Начало его разработки было положено еще в феврале 2002 года. С тех пор ориентировочная стоимость проекта выросла более чем в полтора раза, до 8 млрд евро, а срок начала работ (не говоря уж об их окончании) постоянно отодвигается и становится все более неопределенным. Причин много.

Крупным недостатком проекта является сложная структура владения и отсутствие лидера. Список его акционеров в равных долях по 16,67% включает в себя компании Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), Mol (Венгрия), OMV (Австрия), RWE (Германия) и Transgaz (Румыния). Нет окончательного инвестиционного решения: предполагалось, что акционеры профинансируют третью часть расходов, остальное — финансово-кредитные организации. Сегодня проект испытывает серьезные финансовые трудности и проблемы с получением кредитов.

Отсутствуют и гарантированные источники наполнения трубы. Первоначально газопровод планировался под иранский газ (Иран имеет вторые в мире после России разведанные запасы), однако конфликт вокруг его ядерной программы похоронил эти планы. Затем надежды возлагались на Туркмению, но она предпочла продавать газ Китаю и России. В качестве ресурсной базы для проекта Nabucco стало рассматриваться азербайджанское морское месторождение Шахдениз. Тем более что до последнего времени официальные лица Азербайджана хоть и с определенными условиями, но твердо поддерживали присоединение своей страны к европейскому проекту. Альтернативные же проекты (подобные российско-итальянскому «Южному потоку») зачислялись в разряд фантасмагорических.

Время шло, но страны-акционеры Nabucco так и не смогли прийти к единому решению по поводу стратегии поставок. Проект до сих пор не имеет обязательств на поставки со стороны возможных стран-поставщиков. Итог — в реальности проекта засомневались и в Баку.

На прошедшем в январе этого года экономическом форуме в Давосе президент Ильхам Алиев отозвался об этом проекте как никогда критически. Азербайджан, в условиях отсутствия транспортного соглашения с Турцией и неготовности европейских трубопроводных проектов, стал активно рассматривать альтернативные варианты транспортировки своего газа. В частности, поставку сжиженного газа через Черное море в Европу. В середине апреля в Бухаресте Азербайджан, Румыния и Грузия подписали меморандум «О сотрудничестве в сфере поставок газа». Проект поставок сжиженного газа в Румынию (который в дальнейшем может быть расширен включением в него Болгарии, Украины и Молдавии) предусматривает строительство двух терминалов для сжиженного газа: одного — в Грузии, другого — в Румынии.

В Баку также прорабатывается вопрос увеличения экспорта газа на север Ирана и рассматривается возможность присоединения к газопроводу Туркмения — Китай. Были предприняты и реальные шаги: с российским «Газпромом» подписан контракт на поставку до 500 млн куб. м газа в 2010 году.

Российский натиск

По оценочным данным, в течение ближайших 20 лет спрос на природный газ (особенно для производства электроэнергии) в странах Евросоюза возрастет от сегодняшнего уровня на 40%. Причем рост этого спроса будет совпадать с истощением газовых месторождений Северного моря, обеспечивающих Европу «голубым» топливом.

Россия успешно воспользовалась европейскими проблемами и выдвинула свои конкурирующие проекты — «Северный поток» и «Южный поток». В «Северном потоке», который пройдет через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (город Выборг) до побережья Германии (город Грайфсвальд), началась прокладка морской части газопровода. Запуск первой нитки пропускной способностью 27,5 млрд куб. м газа запланирован на следующий год.

Проект «Южный поток», который реализует ОАО «Газпром» совместно с итальянским концерном ENI, предусматривает прокладку трубопровода протяженностью около 900 км по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. По трубе мощностью 63 млрд куб. м в год должно экспортироваться около 35% поставок российского газа в Европу. В Болгарии газопровод разделится на два рукава, северный пойдет в Румынию, Венгрию, Чехию и Австрию, а южный — на юг Италии. Российскому проекту, в отличие от Nabucco, не нужны контракты с покупателями газа: «Газпром» неоднократно заявлял, что в «Южный поток» будут перенаправлены транзитные потоки Украины. Видимо, это и склонило ряд европейских стран к участию в нем.

Для реализации сухопутной части проекта подписаны межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией и Хорватией. Заинтересованность в проекте выразила и участвующая в конкурирующем газопроводном проекте Nabucco Румыния. В последние выходные апреля «Газпром» и австрийская OMV (инициатор Nabucco) подписали базовое соглашение о создании СП на паритетных началах по разработке ТЭО австрийского участка «Южного потока», строительстве и эксплуатации газопровода пропускной способностью не менее 5—10 млрд куб. м. Ожидается, что в июне будет подписано соглашение о вхождении французского концерна Electricite de France (EdF) в состав акционеров «Южного потока». Таким образом, в соответствии с достигнутыми на сегодняшний день договоренностями основной маршрут газопровода пройдет по территории по крайней мере семи европейских государств. Однако если первоначально предполагалось, что газопровод начнет функционировать в 2013 году, то теперь его ввод намечен на декабрь 2015-го.

Москва также попыталась — и весьма успешно — лишить Nabucco потенциальных источников сырья, сделав предложения Азербайджану и Туркменистану об экспорте газа по ценам, приближенным к европейским. Так, «Газпром» согласился платить за поставки азербайджанского газа по 300 долларов за тысячу кубометров. Понятно, что это решение российских властей носит политический, а не экономический характер. Кроме того, Россия и ГНКАР в январе 2010 года не только договорились о поставках в текущем году 1,0 млрд куб. м газа против первоначальных 0,5 млрд, но и наметили на 2011 год рост экспорта до 2 млрд куб. м с возможностью дальнейшего наращивания. Россия даже заявила о желании покупать весь экспортируемый Азербайджаном газ.

Безусловно, формально существующие поставки азербайджанского газа в Россию не связаны с Nabucco. Но если газопровод Туркменистан — Китай свернул перспективы Европейского проекта на получение туркменского газа, то контракт «Газпрома» с Азербайджаном лишил Nabucco важного стартового объема. Более того, позиция Азербайджана может оказать решающее влияние на дальнейшее развитие энерготранзитной игры между Брюсселем и Москвой. Ведь если Баку начнет реализовывать свои альтернативные планы, то не только посадит на мель многострадальный Nabucco, но и «высушит» практически любые другие, прочерчиваемые на Западе в обход России энергомаршруты по транспортировке «голубого топлива» из Прикаспийского региона в Европу.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики