Единый национальный тест

Редакционная статья

Единый национальный тест

Принятие доктрины национального единства и анонс законов о Нурсултане Назарбаеве как лидере нации можно считать своего рода тестом на готовность жителей Казахстана к тому, чтобы быть нацией. Результаты теста однозначны — нация в Казахстане пока не сформировалась.

Жители одной страны становятся нацией потому, что признают друг за другом определенные права и обязанности, а не потому, что эти права и обязанности оформляются в виде законов.

Если общество ждет и даже требует от главы государства, чтобы он законодательно оформил представление о нации как основе гражданской идентичности, политической, экономической и культурной жизни страны, оно должно быть готово к тому, что в этой новой системе ценностей окажется и проекция самого главы государства — в виде лидера нации. Причем не только на символическом уровне, но и в форме вполне конкретных законов.

Нация, которая не нуждается в лидере, не нуждается и в юридическом признании своего единства, тем более — своего величия или интеллекта.

Разумеется, можно считать, что все, упомянутое в законодательных актах, существует. Тогда наряду с существованием духа нации следует признать и наличие в нашей стране демократии, поскольку в Конституции Казахстан назван демократическим государством.

Возможно, юридическое оформление статуса лидера нации для Нурсултана Назарбаева вызовет недовольство и, возможно, протесты у тех самых людей (порой обобщенно именующих себя интеллигенцией, порой — патриотами), которые еще вчера требовали, чтобы именно он юридически оформил их представления о нации и национальном единстве.

Но государство решает вопросы власти и государственного управления. Для него концепция нации инструментальна, ее назначение — обеспечить лояльность граждан своему государству. Дух, язык и интеллект — это всего лишь краски, которыми каждый желающий может рисовать милый своему сердцу образ.

После того как государство столкнулось с националистическим сопротивлением предложенному проекту гражданской нации, оно позволило националистам нарисовать в новом проекте доктрины национального единства тот образ, который им по душе. Но по ряду принципиальных пунктов государство не могло уступить без ущерба государственному суверенитету и государственной власти. Главный из них — государству нужна лояльность всех граждан, вне зависимости от их языка, духа и интеллекта.

Получился документ, в котором признается необходимость «законодательного запрещения политических организаций, формируемых по этническому или религиозному принципу». В нем указано, что только нации, нацеленные на достижение сверхзадач глобального масштаба, добиваются успеха, поэтому ориентация на конкурентоспособность должна стать важнейшей частью нашего общенационального духа. Так нация оказывается встроенной в государственные программы.

Что касается статуса лидера нации, то наш журнал уже писал о том, что он имеет смысл лишь в контексте сценария разделения поста президента и государственной власти во всей ее полноте. Суть государственного суверенитета, понимаемого как полновластие главы государства, состоит в том, что он имеет право передавать кресло президента, председателя правящей партии или главы Ассамблеи народа Казахстана, а также определенный набор функций и компетенций любому человеку и в любой момент. А не тогда, когда требует закрепленный в Конституции график, и тому, кому предписано национальным законодательством. Если Нурсултан Назарбаев получит статус, позволяющий ему добиться такого абсолютного суверенитета, то политическая власть главы государства будет очищена от досадных случайностей и от обременительных, но ненужных для полновластия обязанностей (см. «Быть или выдвигаться», «Эксперт Казахстан» № 36 от 21 сентября 2009).

Что касается нации, то она к такому полновластию вполне готова. Это российским журналистам, употребляющим термин «казахбаши», кажется, что они удачно пошутили. Им невдомек, что к Нурсултану Назарбаеву иные представители казахской интеллигенции уже давно обращаются не иначе как «патша» (царь), а иные и руку прилюдно целуют.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее