Нет стандартов — нет банальностей

Миланский мебельный салон доказал, что мебельная индустрия и мир дизайна пережили кризис без особых потерь и сегодня находятся на подъеме

Нет стандартов — нет банальностей

В конце апреля в Милане завершился крупнейший в мире мебельный форум Milan’s Salone Internazionale del Mobile, больше известный как выставка ISaloni. Несмотря на серьезный экономический спад в итальянской мебельной промышленности в 2009 году, организаторы сумели повысить уровень проведения мероприятия. Посещаемость выставки по сравнению с прошлым годом выросла на 7% — свидетелями итальянского ивента стали 329,5 тыс. человек. При этом был побит рекорд по количеству иностранных компаний, участвующих в салоне, — на сей раз насчитали 911 участников рынка из 30 стран мира. Пятьсот же компаний даже остались за бортом салона — им попросту не хватило места.

Компас для дизайнера

В том, что мебельная выставка в Милане событие действительно мирового масштаба, желающие попасть на нее могли убедиться загодя. Ажиотаж вокруг события заставил итальянские посольства работать с удвоенной нагрузкой. В том числе и посольство Республики Италии в Казахстане. Начиная с середины марта дипломатическое представительство в Астане, которое и так не отличается скоростью выдачи виз, было завалено заявлениями от желающих слетать в Милан. Срок рассмотрения заявок — по нормативам составляющий 21 день — увеличился как минимум на неделю.

Счастливчики, сумевшие получить визу в срок, добирались до Милана через Амстердам. То тут, то там в самолете, летевшем в столицу Нидерландов, была слышна русская и казахская речь — пассажиры делились своими прошлогодними впечатлениями от выставки и гадали, чем удивит ISaloni на этот раз.

Салон позволил сохранить самую важную составляющую мебельной отрасли — творческий потенциал

В амстердамском аэропорту «Схипхоле» рейс на Милан ожидал генеральный директор казахстанского представительства крупной международной мебельной компании Franke Эльдос Азиев. Он вез на выставку группу своих дистрибьюторов. На вопрос корреспондента «Эксперта Казахстан»,  что дают ежегодные поездки на эту выставку, бизнесмен ответил: «В первую очередь — ориентирование на рынке, дистрибьюторы могут сами увидеть тенденции развития в мире мебели, и, конечно же, осознание того, что мы действительно представляем мировой бренд, который имеет право выставляться на такой крупной мебельной выставке».

Город мебели

[inc pk='1489' service='media']

Честно говоря, в Милане необязательно идти на ISaloni, чтобы понять, что вы находитесь в мебельной столице Европы. В минувшем апреле в городе практически на каждом шагу можно было обнаружить мебельную выставку. К примеру, улица виа Тортона в последние годы превратилась в улицу дизайна. Здесь уже были экспонаты, нацеленные не на массовость, а на любителя. Все, от консервативной классики до самого креативного модерна. Больше всего отложились в памяти инсталляции, подготовленные австрийской компанией Swarovski в рамках ежегодного проекта Swarovski Crystal Palace. К выставке Salone Internazionale del Mobile-2010 новые модели для компании создавали пять дизайнеров из разных стран. Авторам была предоставлена свобода творчества, объединенная общей темой дворцовых интерьеров разных стран. Для демонстрации каждого проекта была предоставлена отдельная комната: перемещаясь из одной комнаты в другую в заданном порядке, посетители будто «путешествовали по разным мирам». Дизайнер Рохир ван дер Хейде создал для выставки трехмерную «скульптурную» композицию в виде облака из подвешенных к потолку многочисленных необработанных кристаллов. Инсталляция носит название Dream Cloud («облако мечты») и имитирует северное сияние: благодаря подсветке кристаллы переливаются всеми цветами радуги.

Даже знаменитую Pinacoteca di Brera и Villa Reale — известный музей Милана, а в прошлом дом Наполеона Бонапарта — превратили в выставочные центры. В Pinacoteca di Brera были собраны работы известных художников, связанные с темой приготовления пищи. Как нам рассказал один из работников музея, подобная выставка была организована впервые в истории учреждения. В Villa Reale можно было спуститься в отреставрированные подземные кухни, где готовились обеды для королей.

Выше — только звезды

В проспектах, посвященных выставке, пишут про «огромные выставочные площади». Однако не видя выставку своими глазами, сложно представить себе ее масштабы. «ISaloni» представляет собой целый город, который с трудом можно обойти за отведенные шесть дней. Помимо тридцати огромных павильонов, в каждом из которых размещается в среднем около ста мебельных брендов, здесь есть полноценные улицы и площади, рестораны и офисы. А лучше всего истинный размах выставки ощущается вечером, когда дает о себе знать сильная усталость ног.

В первую очередь в глаза посетителю бросается интернациональность присутствующей здесь публики. Китайские посетители огромными группами осматривают экспонаты и что-то громко обсуждают, пытаются сфотографировать, но после протестов представителей компаний отходят к следующему стенду. Немецкие делегаты в строгих деловых костюмах, испанцы в потертых джинсах и ковбойских шляпах, русские, прибалты, американцы — всех не перечислить. Некоторые, несмотря на классические костюмы, обуты в обычные кроссовки и кеды. Видимо, обойти в туфлях и на шпильках 220 тыс. квадратных метров салона просто невозможно.

[inc pk='1490' service='media']

В этой огромной толпе и мебельном изобилии было сложно определить, где ты находишься. Тогда помогали указатели с номерами павильонов и карты, которые мы получили вместе с небольшими красными чемоданчиками на колесах.

Уже на церемонии официального открытия ISaloni в миланском планетарии стало понятно, что, несмотря на неясную экономическую ситуацию, устроители не пожалели денег на мероприятие. Здесь было устроено красочное видеошоу на фоне смоделированного звездного неба. Через красоту женского тела и мифы о звездах была показана история развития мебели для ванной. Инсталляция изображений эпохи раннего Средневековья и Возрождения, современной живописи и кино прослеживала, как из интимного, скрытого от посторонних глаз места ванная комната превращается в самостоятельную комнату, захватившую внимание современных дизайнеров. Даже не понимая синхронных комментариев, которые велись на итальянском языке, зрители были восхищены увиденным. Громкие овации по окончании шоу и крики «Браво!», окрашенные разными акцентами, наглядно свидетельствовали об этом.

После осмотра двух павильонов — они тоже посвящены мебели для ванной — чемоданчик для проспектов начинает трещать по швам от набитых в него брошюр, каталогов и журналов, ноги подкашиваются, а в голове образуется каша от буйства цвета, форм и дизайнерских штучек. Еще бы, 14 тыс. кв. метров и около 170 экспонентов. Здесь можно найти все — ванны с гидромассажем из чугуна, акрила, стекла или натурального камня, джакузи круглые, квадратные, синие, белые; подвесные, встраиваемые, на пьедестале и угловые раковины; писсуары и биде в любом цвете и исполнении. Некоторые экспонаты запомнились особо. К примеру, сантехника от итальянской компании Hidra Ceramica, которая в сотрудничестве с дизайн-студией Meneghello Paolelli Associati обновила свои популярные линии Dial и Hi-line, окрасив модели в модные сиреневые оттенки. Очень красиво! Не менее поразила своей простотой итальянская компания, которая в прозрачную джакузи установила деревянный шезлонг, еще раз подтвердив истину — все гениальное просто! А вот компания Geberit, наоборот, решила помудрить и создала унитаз с подогревом и регулированием сиденья, управляемого со специальной панели.

Гражданин мира

Ванны явно были гвоздем ISaloni, но и помимо них было на что посмотреть. Например, на павильоны кухонной мебели. Наряду с традиционными итальянскими и немецкими компаниями, которые ежегодно выставляются на ISaloni, в этом году здесь были представлены экспоненты из Австрии, Испании, Республики Сан-Марино, Украины и США. В очередной раз можно было увидеть бесконечный диапазон идей и решений на любой вкус — от классических кухонь, до самых современных дизайнов в пластмассовом, деревянном и металлическом исполнении. Некоторые компании создали даже экологически чистые кухонные гарнитуры. К примеру, компания Snaidero представила обновленный кухонный гарнитур Orange со стеклянными фасадами. Как рассказывают представители компании, в отличие от ДСП и МДФ стекло пригодно для вторичной переработки. К тому же полупрозрачная стеклянная поверхность создает визуальный эффект легкости и «трехмерной глубины».

В этих же павильонах разместилось и кухонное приложение FTK, где представлены современные технологии для кухни. Здесь можно было найти все: от инновационных материалов iXelium steel, придающих изделию большую прочность и блеск, представленных компанией Candy Group, до самой тихой посудомоечной машины в мире ProCleanTM AEG от Electrolux. Пожалуй, это был самый посещаемый сектор выставки. Здесь помимо эстетического наслаждения можно было получить наслаждение от замечательных изысканных блюд, приготовленных именитыми поварами на новых блестящих плитах и в самых умных духовках в мире.

[inc pk='1491' service='media']

Следующим этапом была мебель и предметы интерьера. На то, чтобы осмотреть их целиком, нужно было потратить не менее двух дней. Главный вывод, который напрашивается после знакомства с ними: в мебельном искусстве, так же как и в любом другом, в современном мире не существует единого подхода и взглядов. Именно на это, как рассказал корреспонденту «ЭК» директор организующей выставку компании Cosmit Карло Гульельми, делается упор при организации ISaloni. «Я надеюсь не как президент Cosmit, а как предприниматель, как гражданин мира, что подобная тенденция будет сохранена и в дальнейшем. Я бы не хотел, чтобы развитие привело к стандартизации результатов. Я очень надеюсь, что каждый дизайнер сможет выразить свою собственную культуру, свою собственную личность. Иначе мир станет банальным».

Из достижений салона хотелось бы отметить «природную» коллекцию от Fratelli Boffi: «рогатые» столы, «ветвистые» полки и диваны-«валуны». При создании новой серии мебели дизайнер Найджел Коатс, по-видимому, вдохновлялся образами из животного мира. А название коллекции Animalia — это игра словами animal («животное»), animation («анимация») и anima («душа»). Предметы наделены природными чертами и формами. Автор будто бы пытается ответить на вопрос: как могла бы выглядеть домашняя обстановка, если бы мебель естественно вырастала и развивалась подобно живому существу. Так, обеденный стол Stag обзавелся ножками в виде ветвистых оленьих рогов, полки напоминают коряги и ветви деревьев, а модульный диван выполнен в форме горных валунов, «подверженных эрозии ветра». Внешний вид стула Daina навеян «изяществом лани и округлостью и грациозностью женского тела».

Не меньше запомнилась модульная система хранения Pari & Dispari от компании Presotto. Идея модели — «игра объемов», чередование открытых и закрытых секций разного размера (при желании доступны отсеки с дверцами). Структура системы хранения определяется вертикальными элементами, а горизонтальные (отсеки, полки) служат «связующим звеном». Конструкция рассчитана таким образом, что программа не требует крепления к стене. К миланской выставке Salone Internazionale del Mobile система хранения была дополнена встроенным камином. Это модель на биотопливе (биоэтанол), которая не требует дымохода, так как не образует дыма и копоти. При этом через прозрачные стенки стеклянной топки можно насладиться видом настоящего живого огня.

Можно с уверенностью сказать, что салон не только состоялся, но и получил очередное развитие. Кризис же, который, казалось бы, должен приостановить все положительные процессы, сделал роль ISaloni еще более существенной. В очередной раз салон позволил сохранить самую важную составляющую мебельной отрасли — творческий потенциал.

Фото предоставлено Isaloni

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики