Взлетай — подешевело!

Судебные тяжбы вокруг имущества аэропорта Алматы и неэффективность частных совладельцев усилили дискуссию по поводу возвращения стратегических объектов под государственное управление

Взлетай — подешевело!

Конец апреля ознаменовался очередным конфликтом за собственность. Амстердамский торговый банк (АТБ, с 2001 года голландская «дочка» российского Альфа-банка) предъявил претензии к АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА). В 2007 году последний занял у банка 33 млн долларов на строительство второго пассажирского терминала. Работы начаты, но не завершены. В марте прошлого года наступил срок погашения долга. Но аэропорт не нашел денег, чтобы погасить кредит. За год с лишним накопились пени: теперь аэропорт должен кредитору более 38 млн долларов. Поэтому банк подал иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы, требуя арестовать имущество, заложенное под кредит. Суд арест наложил, и теперь аэропорт не может ни заложить, ни продать заложенное под кредит имущество.

Судебная тяжба усилит дискуссию по вопросу принадлежности стратегически важных объектов. И станет еще одним веским аргументом в пользу их возможной национализации.

А был ли терминал?

Логического объяснения, почему администрация МАА вообще начала строительство второго пассажирского терминала, нет. Согласно информации с сайта МАА действующий терминал запущен в 2004 году и способен обслуживать до 1 тыс. пассажиров в час. С пассажиропотоком он справляется. По мнению источника из МАА, «мощностей действующего терминала вполне достаточно, чтобы обслуживать не только пассажиров регулярных, но и чартерных рейсов».

Второй терминал был нужен для имиджа МАА. Строительные работы начались в 2008 году и должны были закончиться к декабрю 2008 года. Терминал-2 должен был стать первым крупным инфраструктурным объектом к Азиаде-2011. В соответствии с планами, он был рассчитан на 1,8 тыс. пассажиров в час, или 2,5 млн человек в год.

Администрация МАА предполагала отдать ныне действующий терминал для пассажиров на внутренние рейсы, а новый — под международные. Такая роскошь рассчитана в первую очередь для того, чтобы удивить гостей Азиады. «Никто ведь особо и не скрывал предназначение второго терминала. Это наша общая болезнь: увидим на Западе что-то привлекательное, обязательно попробуем скопировать», — говорит источник из МАА.

Кризис и проблемы авиаперевозок со строительством такого масштабного объекта никак не вяжутся. Вот и председатель Комитета гражданской авиации (КГА) Радильбек Адимолда считает вопрос строительства второго терминала не до конца продуманным. По его словам, в ближайшее время предполагаемый поток пассажиров в МАА недостижим. В конце концов, действующий терминал можно было расширить или удлинить.

Не с чего гасить

Как бы то ни было, МАА влез в долги. А вот особых доходов, с которых можно погасить долги, у МАА нет. По итогам первых 9 месяцев 2009 года аэропорт зафиксировал чистый убыток в объеме 276,544 млн тенге (выручка составила 3,436 млрд тенге). При этом аэропорт старался минимизировать свои расходы. Административные расходы были уменьшены с 2,838 млрд тенге до 1,583 млрд тенге, на реализацию продукции и оказание услуг — с 762,549 млн тенге до 378,756 млн тенге. Но при этом более чем в 10 раз выросли так называемые «прочие расходы» — с 207,78 млн тенге до 2,622 млрд тенге.

Понятно, что с такими показателями субъект не может гасить свои долги. Это подтверждают и в Альфа-банке: с марта 2009 года (срок погашения кредита) МАА платежи на счета АТБ не осуществлял.

Для исправления ситуации совладельцы аэропорта TOO Meridian Capital и TOO SAT Infosystems в декабре 2009 года уволили президента МАА Таира Идрисова, а на его место поставили Айбола Бекмухамбетова.

К этому времени ситуация с долгом стала угрожающей. Представители АТБ заявили о том, что в залоге находится действующий пассажирский терминал. И сделали несколько заявлений о том, что хотят вынудить МАА заплатить долг. Сделать они это могли только в том случае, если бы через суд арестовали имущество, без нормальной работы которого функционирование аэропорта окажется под угрозой.

В конце минувшего апреля президент МАА Айбол Бекмухамбетов успокоил общественность, заявив, что в залоге у АТБ терминала нет. «Здание пассажирского терминала находится в коммунальной собственности, а аэропорт арендует его с 2005 года сроком на 20 лет. По всем имеющимся у нас документам, предоставленным МАА, терминал не обременен», — подтверждает алматинский авиационный транспортный прокурор Николай Ем.

30 апреля директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-банка Заали Цанава уточнил список заложенного имущества. Это здание прилета, помещение досмотра, две гостиницы, VIP-терминал, здание вылета (СИП-зал), Дворец культуры, несколько земельных участков. Пассажирского терминала в списке нет.

История набирала обороты. С 5 мая согласно определению специализированного межрайонного экономического суда Алматы АО МАА запрещено предпринимать какие-либо действия, направленные на отчуждение и/или обременение недвижимого и движимого имущества. В перспективе могут смениться хозяева имущества. Как только АТБ по суду получит права на имущество аэропорта, он собирается нанять управляющую компанию (активы для банка непрофильные) или выставить его на продажу. «Конечно, переход этих объектов из одних рук в другие создаст некоторые неудобства, но нарушить деятельность аэропорта не может», — продолжает г-н Ем.

При этом пока правоохранительные органы не вмешиваются в происходящее. «Проверки прокуратурой проводятся либо по заявлениям, либо по поручениям вышестоящей прокуратуры, либо плановые. На сегодняшний момент заявлений от уполномоченных физических либо юридических лиц, как и поручений вышестоящей прокуратуры не поступало. Прокуратурой происходящая ситуация полностью отслеживается, и сейчас необходимо разобраться, куда и зачем были израсходованы заемные деньги. Для прояснения ситуации мы запросили у администрации МАА информацию по финансовым потокам в ходе строительства пассажирского терминала. В свою очередь, администрация МАА наймет независимую иностранную компанию для проведения аудита. Итоги работы аудиторов должны дать четкий ответ по движению денег. А мы дадим правовую оценку случившемуся: есть ли хищения, причинение ущерба, если есть, то кому конкретно он причинен», — заявляет г-н Ем.

В крайнем случае…

В отличие от представителей банка и властей, совладельцы МАА словно в рот воды набрали. В ТОО Meridian Capital (50% акций МАА) отказались комментировать ситуацию, попросив обратиться в администрацию аэропорта. В ТОО SAT Infosystems (50% акций МАА) тоже не стали комментировать ситуацию.

В Комитете гражданской авиации (КГА) Минтранскома сослались на то, что вопрос не входит в их компетенцию. В пресс-службе МАА к моменту сдачи номера комментарии не дали.

Не исключается сценарий, по которому в ситуацию будет вынуждено вмешаться государство. В частности, акимат Алматы — собственник терминала. К примеру, аким Алматы Ахметжан Есимов еще 7 августа прошлого года весьма остро критиковал работу МАА. Нарекания вызвали внешний и внутренний облик терминала, привокзальная площадь, наружная реклама, высокая стоимость авиакеросина, обслуживания бортов. В числе прочих назывались непрозрачные финансовые потоки, предполагающие снижение налогооблагаемой базы, большая кредитная нагрузка. Похоже, единственные, кому может не поздоровиться,— нынешние владельцы аэропорта. Если, конечно, они не найдут денег для уплаты долга банку.

Есть три варианта разрешения судебного спора между АТБ и МАА. Первый — администрация аэропорта под угрозой отъема части собственности изыскивает деньги, гасит кредит, а банк идет на мировую. Второй — АТБ по суду получает права на заложенные объекты и, в свою очередь, нанимает управляющую компанию. Третий — залоги распродаются. В этом случае городу — хозяину терминала — и новым совладельцам комплекса зданий аэропорта придется заново искать общий язык, согласовывать кандидатуры менеджеров. На пользу развитию алматинского воздушного порта это вряд ли пойдет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики