Требуется costоправ

При сокращении издержек руководителям компании следует очень осторожно экономить на персонале, а лучше обратить внимание на оптимизацию бизнес-процессов

Требуется costоправ

За два с лишним года кризиса большинство компаний уже успело сократить издержки — самые очевидные вещи в этом смысле сделаны. Но падение доходов вынуждает руководителей опять обратиться к мере, которая на сленге финансовых директоров именуется словосочетанием «резать косты» от английского cost cutting. Однако неправильное затягивание поясов может подкосить компанию, привести к необратимым последствиям.

А ты — снизил себестоимость!

Когда у руководства встает вопрос о сокращении расходов, как считает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций ARTA Software Ренат Бегайдар, необходимо детально и объективно разобраться в истинных источниках потерь: «Компании необходимо определить наиболее и наименее прибыльные виды деятельности предприятия». В результате такого анализа в ARTA Software было принято решение усилить человеческими ресурсами те подразделения, которые приносят наибольшую прибыль. В других случаях имеет смысл закрыть убыточные или малоприбыльные направления, чтобы не тратить на них ценные ресурсы.

Что касается продвижения, необходимо перераспределить рекламные бюджеты таким образом, чтобы на инструменты, дающие наибольшую отдачу, приходилась большая доля затрат. «Точно определите, какие виды рекламы, рекламоносители дают результат, — советует г-н Бегайдар, — и сосредоточьтесь исключительно на них. Пришло то время, когда маркетолог должен четко просчитывать, сколько клиентов принесет его рекламная кампания».

Экономить можно и на, казалось бы, мелочах, которые в итоге складываются во вполне ощутимые суммы. Это как раз тот вид издержек, который, как правило, не влияет на основные доходные статьи, но незаметно съедает значительную часть бюджета.

Директор по маркетингу ALSI Ирина Белицкая приводит пример своей компании: «В начале 2009 года департаментом системной интеграции была проведена грамотная оптимизация парка серверов в головном офисе. После внедрения нового оборудования за год были предотвращены потери компании в размере 2,4 млн тенге за счет фильтрации электронной почты и 3,6 млн тенге за счет внедрения программ компании «1С». Также была снижена нагрузка на систему кондиционирования и увеличилась производительность всей системы в целом».

Самых больших успехов, по мнению не­мецкого бизнес-консультанта Штефана Шандера, можно добиться и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, если обратить внимание на цепи поставок и логистику.

Для производственных компаний, говорит гендиректор казахстанского представительства российской группы «ИНТАЛЕВ» Дмитрий Кривоносов, важно уменьшить себестоимость продукции. «Основными факторами тут являются повышение технического уровня производства, улучшение организации труда, изменение объема и структуры выпускаемой продукции, повышение доли кооперированных поставок».

В частности, речь может идти о снижении расхода сырья, материалов, топлива, энергии; об уменьшении амортизационных отчислений и административно-управленческих расходов; сокращении заработной платы…

На людях не экономить

По свидетельству г-жи Белицкой, ее компания старается избегать урезания расходов на персонал — ALSI по-прежнему предоставляет сотрудникам солидный соцпакет, что «влияет на положительный настрой и боевой дух в команде».

Г-н Шандер полагает, что массовое сокращение персонала крайне опасно, поскольку оно равнозначно потере предыдущих вложений в повышение его квалификации. «Кроме того, когда экономика начнет восстанавливаться, компания, уволившая большое число сотрудников, может столкнуться с проблемой — ей просто не хватит людей, чтобы удовлетворить возникший спрос».

Сэкономить на фонде оплаты труда можно, по словам г-на Кривоносова, если темпы роста производительности труда будут выше темпов роста заработной платы. Методов, каким образом этого можно добиться, множество: например, повысить техническую оснащенность предприятия, озаботиться автоматизацией производственных процессов. Не нужно пугаться и инвестиций в оборудование — они позволяют уменьшить расходы на персонал, уменьшить все же число работников.

Пример своего предприятия приводит г-н Бегайдар. «В нашей компании было внедрено программное обеспечение для оценки эффективности работников, — рассказывает он. — В результате исследования стало ясно, что около 5% сотрудников практически ничем не заняты либо дублируют других работников, оставшиеся же 95% могут увеличить свою производительность на 15–25%». Получив таким образом объективную информацию, руководство произвело осмысленное сокращение штата, не опасаясь, что будут уволены ценные кадры.

Как отмечает г-н Кривоносов, сегодня в условиях нарастания дефицита высококвалифицированных специалистов сводить проблему оптимизации штата к сокращению персонала не совсем верно. «Повышение квалификации работников и их перераспределение внутри предприятия также следует рассматривать как вариант оптимизации. Правда, рассчитать эффективность расходов на обучение достаточно сложно», — поправляется эксперт.

Часто помогает технология так называемого аутстаффинга, которая представляет из себя вывод сотрудников за штат, что позволяет снизить административные расходы и минимизировать связанные с персоналом риски. Если резюмировать, в арсенале руководителя имеется три инструмента, связанных с кадрами: непосредственное сокращение численности персонала, увеличение его производительности и применение технологии аутстаффинга. Вместо сокращений можно стимулировать добровольное увольнение — такие программы очень популярны на Западе.

«Костами» не отделаться

В любом случае необходимо понимать, что для успешного развития компании в сложный посткризисный период недостаточно просто сократить расходы, говорит г-н Кривоносов. «Необходима оптимизация управления бизнесом в целом. Кроме того, необходимо четко различать расходы компании и инвестиции в развитие, укрепление бизнеса! Сейчас нормально себя чувствуют компании с реальной рыночной стратегией, которые выявили точки роста и сформировали конкурентные преимущества», — поясняет эксперт. Выигрывают, по его словам, те, кто имеет прозрачную картину финансового состояния своего предприятия, что помогает быстро принимать правильные управленческие решения. Очень большую роль, добавляет он, играет сильная система продаж — она позволяет повысить объемы реализации и не зависеть от личностей отдельных продавцов.

Сокращение затрат на скорую руку, по словам г-на Кривоносова, дает быстрые результаты, но в долгосрочной перспективе не приносит большой экономии. Руководители же, которые слишком «держат паузу», размышляя над тем, какие именно затраты стоит сокращать, рискуют упустить момент. Самый правильный путь — это попытаться понять, из чего состоят цепочки стоимостей, ведущие от затрат к доходам, и оценить их с точки зрения эффективности. Создав такого рода модель, можно произвести оптимизацию. Порой она требует серьезного изменения организационной структуры или перестройки бизнес-процессов. Г-н Кривоносов указывает на то, что существует определенный конфликт между затратами с одной стороны, текущей стратегией и инвестициями в будущее, когда нынешняя бизнес-модель изживет себя. Нахождение оптимального баланса между тремя этими элементами может оказаться непростой задачей. Решение о том, сокращать ли тот или иной вид затрат, должно приниматься, исходя из того, как этот вид влияет на существующую структуру доходов, на будущие перспективные направления, на конкурентную среду. Резка «костов» может стать отдельным проектом, со своей стратегией, расстановкой приоритетов, выработкой системы индикаторов, планом мероприятий, завершающимся созданием гибкой системы, работающей по понятным правилам.

«Реальная стратегия, эффективная оргструктура, отлаженная система управления финансами и рисками, хорошо поставленная система продаж — вот те краеугольные камни, на которых держится успешный бизнес вне зависимости от экономической ситуации. Усилия необходимо направить прежде всего на укрепление этих направлений», — заключает г-н Кривоносов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики