В надежде на лучшее

Потребительское доверие к экономике постепенно восстанавливается, но все же по-прежнему ниже оптимистичного уровня

В надежде на лучшее

Консалтинговая компания ICC Business Advisors в I квартале 2010 года провела очередное исследование KZ Business Barometer. Анализ на этот раз проводился по двум параметрам — индекс уверенности потребителей (СoCI) и индекс уверенности малого и среднего бизнеса (SMECI).

Респонденты отвечали на вопросы, делясь своими ожиданиями относительно развития экономики, ситуации на рынке труда, изменения личной покупательской способности в течение следующих 6 месяцев. Также опрошенные делали прогнозы относительно того, как изменятся их затраты на покупку среднесрочных потребительских товаров (одежда, обувь, предметы кухонного обихода и т.д.), а также долгосрочных товаров — телевизор, мебель, автомобиль или жилье.

В целом индексы колеблются в пределах от нуля до двухсот. Значение индекса меньше 100 означает, что количество пессимистично настроенных респондентов по тому или иному вопросу больше оптимистов, выше 100 — соответственно наоборот.

Согласно индексу СoCI, потребительская уверенность с 3 квартала 2009 года по 1 квартал текущего года постепенно восстанавливается (с 89,6 до 98,11), хотя количество людей, живущих экономно, по-прежнему высоко.

Несмотря на то что текущая покупательская сила за последние девять месяцев увеличилась, этот показатель остается по-прежнему негативным (88,1). На сегодня большинство казахстанцев по сравнению с шестью месяцами назад не могут позволить себе совершать покупки. При этом количество людей, планирующих совершать покупки в ближайшие полгода, за этот период увеличилось более чем в два раза (со 123,5 до 135,8).

В то же время большая часть казахстанцев верит в то, что экономика республики в ближайшие три месяца начнет восстанавливаться (118,5). Однако уменьшения безработицы при этом ожидают на 9% меньше людей.

Между тем количество оптимистов, рассчитывающих покупать среднесрочные потребительские товары, как, например, одежда, обувь, предметы кухонного обихода, во втором квартале 2010 года по сравнению с предыдущим увеличилось практически в два раза.

Кроме того, превалирует количество потребителей, пессимистично настроенных в отношении дорогостоящих покупок. Они не уверены, что смогут позволить себе покупку таких дорогих предметов, как телевизор, холодильник, мебель. Более того, большая часть населения не планирует в ближайшие полгода покупать автомобиль, жилье или его строить. Тем временем многие казахстанцы надеются в ближайшие полгода увеличить свои расходы на улучшение жилищных условий. Причем количество желающих совершить отделочный ремонт за последние девять месяцев увеличилось на 10%.

Также малое количество казахстанцев готовы в ближайшие три месяца обратиться в банки за потребительскими кредитами. И эта ситуация практически не меняется последние три квартала. Более того, 44% опрошенных считают абсолютно невероятным то, что в течение следующих 3 месяцев они обратятся за займом (потребительское кредитование, другие займы) для финансирования своих расходов.

При этом 43,3% опрошенных все свои доходы тратят на текущие нужды.

Более оптимистичные настроения у предпринимателей из сегмента малого и среднего бизнеса. При составлении индекса уверенности МСБ (SMECI) в опросе принимали участие преимущественно владельцы небольших компаний, первые руководители. Представлены компании из разных секторов экономики — производство, маркетинг, IT, фармацевтика, торговля и т.д. Вопросы исследования касались ощущений и ожиданий бизнесменов категории МСБ относительно состояния экономики страны и той отрасли, в которой работает респондент. Причем замеры относились как к текущему моменту, так и предполагаемых изменений в ближайшие 6 месяцев. Кроме того, бизнесмены делились своими впечатлениями по поводу инфляции, уровня зарплат, зависимости от поставщиков и так далее.

Так, согласно результатам опроса SMECI, 45,7% бизнесменов из категории МСБ уверено, что общая экономическая ситуация за последние полгода улучшилась.

При этом практически треть опрошенных считает, что ситуация в отрасли, в которой они непосредственно работают, не изменилась.

Все же большинство бизнесменов полагает, что в ближайшие 6 месяцев тренд восстановления экономики продолжится. Хотя в конце прошлого года пессимистов в этом вопросе среди бизнесменов было больше, чем оптимистов (85,2 против 120,1 соответственно).

Между тем большая часть бизнесменов уверена, что инфляция в ближайшие 6 месяцев повысится.

В то, что останутся на прежнем уровне зарплаты в ближайшие полгода, верят 54,2% опрошенных.

По признанию бизнесменов, следует также отметить, что, несмотря на то что доступность государственных заказов за последние девять месяцев увеличилась (с 30,1 до 93,3), они тем не менее по-прежнему недоступны большинству. Аналогичная ситуация с индексом доступа к внешнему финансированию. С 3 квартала 2009 года по 1 квартал 2010-го он вырос с 29,7 до 84,6.

Ожидания МСБ перспектив от экономики в целом и от своей отрасли совпадают.

В итоге можно отметить, что предприниматели МСБ более оптимистично по сравнению с потребителями смотрят в будущее, хотя самоощущение улучшилось у обеих категорий.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?