Футболом надо заниматься

Если в ближайшие годы мы не сможем поднять массовый футбол, то командам мастеров будет неоткуда черпать юные таланты

Футболом надо заниматься

Массовый спорт в Казахстане — дело индивидуальное. Большинство занимается доступными видами спорта, например, бегают по утрам или гоняют мяч с пацанами по дворовой площадке, если она есть. Единицы ходят на корт, в бассейн, занимаются фитнесом. Это дорого, поэтому больше вопрос имиджа, чем здоровья, и массам, естественно, недоступно.

Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с акимами в марте этого года обозначил моменты, которые будут способствовать развитию массового спорта.

«Близится весна, лето. О здоровом образе жизни говорим. Позаботьтесь, чтобы были конкретные схемы для занятия физкультурой, спортом. Мини-стадионы, спортивные площадки, использование имеющихся спортивных сооружений — это все надо организовать», — сказал он.

Президент также остановился на вопросе отсутствия инвентаря, плохого содержания спортивных площадок и предложил соорудить их в каждом районе.

Все это в полной мере относится и к массовому футболу. Ситуацию в этом сегменте можно смело назвать проблемной. Дороговизна амуниции, инвентаря, отсутствие мало-мальски пригодных для футбола спортивных площадок, детских тренеров, современных методик подготовки футболистов — вот неполный перечень проблем.

Во всем мире массовый футбол является поставщиком талантливых ребят для футбольных академий и школ. В условиях отсутствия такой базы казахстанский большой футбол потеряет подпитку и попадет в хроническую зависимость от легионеров. А за них клубы дерут втридорога, и далеко не всегда на них найдутся деньги.

Будущее размыто

Во времена СССР была выстроена стройная система массового футбола. В нее органично вписывались спортивные детские школы, школы олимпийского резерва и как венец подготовки — всесоюзный турнир «Кожаный мяч».

Футболистов готовили и в школах. Широко практиковалось открытие в стенах обычной общеобразовательной школы специализированных футбольных классов. Причем вел такие классы не физрук, а полноценный тренер по футболу. Одновременно он выполнял функции классного руководителя: контролировал успеваемость по другим предметам. Но вместо урока физкультуры ребята занимались футболом. В результате школа выпускала подготовленного футболиста.

Конечно, и тогда были свои проблемы. В частности, специализированные классы выпускали большое количество юных футболистов, тогда как спортивных вузов было ограниченное количество. «Чтобы туда поступить, надо было задействовать знакомства и давать взятки. После распада СССР система развалилась, а рыночные механизмы не сработали», — вспоминает шеф-редактор спортивной редакции КТК Александр Трофимов.

Государство ставит перед собой задачу развития физической культуры и спорта в целом. Первая госпрограмма охватывала 2001—2005, вторая — 2007—2011 годы.

По второй программе власти планировали постепенно наращивать количество детско-юношеских спортивных школ: от 400 в 2007-м до 430 в 2011-м и охватить до 10% от общего числа детей и подростков от 6 до 18 лет. Предполагалось увеличить количество региональных школ-интернатов для одаренных детей: от 16 в 2007-м до не менее 20 в 2011 году, до такого же количества довести число центров подготовки олимпийского резерва, а также создать республиканские и региональные специализированные спортивные центры по видам спорта. Программы носят общий характер, и вычленить из них часть, касающуюся массового футбола, практически невозможно.

Например, в Беларуси иначе подошли к развитию массового футбола. Два года назад в белорусских школах появился дополнительный урок «Час футбола». Каждую субботу школьники могут в свое удовольствие играть в футбол на школьных площадках и в спортзалах. Там стали активно возрождать школьные футбольные секции и специализированные футбольные классы. Сегодня в 122 специализированных футбольных школах Беларуси занимаются более 126 тыс. юных игроков.

Не надеясь на государство

Государство сделало максимум из того, на что было способно. Детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты и школы олимпийского резерва содержатся за счет местных бюджетов по остаточному принципу.

Основные деньги уходят на содержание профессиональной команды. Акимы не поддерживают команды, а управляют ими. Поэтому высшая лига есть не что иное, как чемпионат амбиций акимов. Если у акима нет футбольных амбиций, значит, и футбола нет. А так как клубы содержатся за счет бюджета, то им не нужно играть лучше, заниматься менеджментом и вести более эффективную селекционную работу. Тренеры и футболисты просто отрабатывают номер. До того самого момента, пока деньги кончатся или аким потеряет интерес к футболу.

Вся существующая схема финансирования футбола чем-то напоминает перевернутую пирамиду. По мнению экспертов, акимы должны тратить деньги на содержание спортивных школ и тренеров, а не на профессиональный футбол. Помощь акима должна заключаться в поддержке, но не в управлении футболом: построить стадион, организовать чартерные рейсы. Большой футбол должен быть построен по принципу бизнес-структуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Сейчас спонсоры не “светятся”, ведь у нас нет нормы о предоставлении льгот и налоговых преференций благотворителям. А так любое финансирование спорта является сигналом для контрольно-надзорных органов: значит, у бизнесмена появились лишние деньги», — говорит г-н Трофимов.

Завотделом спорта газеты «Литер» Талгат Садыков считает, что развитие массового футбола зависит от наличия у властей политической воли. «Надо активнее использовать добровольно-принудительный метод, нас надо заставлять и подпинывать».

Г-н Садыков знает, о чем говорит. Так, два года назад Федерация футбола РК обязала клубы премьер-лиги иметь молодежные команды пяти возрастов. Каждая из этих команд должна участвовать в чемпионатах в своей возрастной группе. Последние два года возрождены соревнования юных футболистов под названием «Кожаный мяч» (по типу состязаний, которые ежегодно проводились во времена СССР). Старты проводятся под эгидой акимов регионов. Это еще одно свидетельство того, что без «подпинывания» массовый футбол зачахнет.

Бизнес тоже вносит свою лепту. Сегодня только в Алматы 50 детских специализированных классов и 36 футбольных команд. «Про нас все забыли. Поэтому 10 лет назад организовали свой чемпионат и проводим два турнира — осенью и весной», — заявил физрук школы «Достар» из Алматы Амир Музофалов.

Еще одна форма развития массового футбола — футбольные академии. Они имеются практически во всех сильнейших профессиональных футбольных клубах мира. В Казахстане за это дело взялся бизнес, в частности, корпорация «Цесна». В июне 2000 года при одноименной команде премьер-лиги открыт детско-юношеский футбольный клуб «Цесна». По сути, она работает в режиме академии.

Но одной такой академии для Казахстана явно недостаточно. «Опыт “Цесны” показывает, что в Казахстане нужно выстроить систему подготовки юных футболистов. В свою очередь, тренеры академий должны искать таланты во дворах или среди школьников», — говорит ветеран казахстанского футбола Игорь Свечников.

Все — в поле

Во времена СССР практически в каждом населенном пункте Казахстана было свое футбольное поле. И это не считая пришкольных футбольных площадок.

В настоящее время не каждый клуб премьер-лиги имеет собственный стадион, не говоря о детских секциях. При этом качество газона оставляет желать много лучшего. «На поле, какое у нас есть в Шымкенте, класс местного “Ордабасы” и амстердамского “Аякса” будет одинаков, ведь какие-то сложные технические элементы здесь показать нереально. Прогресс будет, когда в каждой школе появится свой маленький стадион с хорошим искусственным газоном», —  заявляет г-н Трофимов.

В XXI веке воспоминания специалиста Казахстанской дирекции спортивного менеджмента и маркетинга Михаила Маркина о том, что много лет тому назад они начинали играть в футбол во дворе, когда штангами были деревья, а вместо мяча использовали мешок с опилками, вызывают умиление. Но и только. Сегодня государство просто обязано строить во дворах футбольные площадки. «А пока там грязь, пыль и море автомобилей припарковано», — говорит физрук школы «Достар» Владимир Говорухин.

«Мы должны смотреть вперед, а не оглядываться назад. Сегодня есть все возможности делать искусственные поля. Кому-то это может показаться дорогим удовольствием, но время того требует. Сейчас все дорого: экипировка, мячи, а аренда футбольной площадки на один час стоит 12 тыс. тенге. Все это сильно тормозит развитие массового футбола», — считает президент мини-футбольной лиги Алматы Олег Прекраснов.

Нам бы Хиддинка или «своих» накормить!

Не хочется все время повторять, что во времена СССР у нас было и то, и это, но так уж получается. Когда-то у нас были десятки тысяч детских футбольных тренеров, работавших в обычных школах и детско-юношеских спортивных школах, специализированных интернатах и в школах олимпийского резерва.

На сегодняшний день вся эта система существует номинально и давно не выполняет возложенные на нее функции. Мы растеряли тренеров. Из-за безденежья 90% тех, кто может тренировать детей, ушли из футбола. Сегодня средняя зарплата детского тренера составляет 30—35 тыс. тенге (200—230 долларов).

Спортивный комментатор Роман Лопатенко считает, что низкая зарплата унижает тренеров. «У нас еще не перевелись тренеры-энтузиасты, за свой счет покупающие атрибутику, организующие чистку полей. Сделай им нормальную зарплату, так они будут день и ночь тренировать, ведь им нужно что-то есть, во что-то одеваться и семью кормить».

Для сравнения, в Узбекистане, не считаясь с расходами, детских тренеров приглашают из-за рубежа. В Украине, где средняя зарплата детского тренера 1,5—2 тыс. гривен, или 187—250 долларов, в академии при футбольном клубе «Заря» платят в два-три раза больше.

Эффективность лекций зарубежных футбольных специалистов вызывает скепсис местных экспертов. «Нашему массовому футболу это ничего не дает», — убежден г-н Трофимов.

Футбол начинается с базы. То есть со школы, где ребенку необходимо прививать азы футбола. «В частности, необходимо планомерно и упорно отрабатывать один технический элемент за другим. Такой подготовки, за редким исключением, попросту нет. В результате наши профессиональные футболисты проигрывают и в классе, и в мастерстве, и в физической подготовке своим сверстникам», — подмечает г-н Трофимов.

Внутри спортивных школ тоже хватает проблем. Очень сложно на ранней стадии определить, какой ребенок на что способен. «Звездятся все, а в настоящих звезд превращаются на первый взгляд середнячки, которые упорно трудятся», — продолжает г-н Трофимов.

Еще одна немаловажная проблема — дефицит занятий футболом в общеобразовательных школах. Департаменты образования, директора школ видят в футболе второстепенный предмет, мешающий другим дисциплинам. Поэтому в большинстве школ Казахстана уроки физкультуры в среднем занимают два часа в неделю.

При этом, заметил спортивный комментатор ТРК «Казахстан» Павел Цыбулин, первая четверть посвящена легкой атлетике, вторая — гимнастике, третья — баскетболу, и только четвертая — футболу. «В свое время в “Литературной газете” была полоса № 16, которая называлась “Если бы я был директором”. Так вот если бы я был директором, то футбол был бы каждый день», — говорит г-н Музофалов.

Замкнутый круг

Спонсоры не хотят финансировать турниры, если они не освещаются средствами массовой информации (СМИ). Со своей стороны, СМИ не хотят освещать состязания бесплатно. «В результате у нас нет ни спонсора, ни денег, а соревнования проводятся за счет самих футболистов», — сетует г-н Прекраснов.

Выход из этой ситуации один: государство должно предоставить льготы и преференции для бизнеса, который инвестирует деньги в футбол. При этом должна быть дифференцированная шкала. Например, послабления для бизнеса, инвестирующего в детский футбол, должны быть существеннее, чем для бизнеса, инвестирующего в команду мастеров.

Чтобы говорить о полнокровном развитии массового футбола, нам нужно научиться привлекать детей в футбол. Мелочи, о которых мы, взрослые, даже не думаем, для детей представляют большую ценность. «На одной из футбольных викторин мой сын получил шарф с автографом члена сборной Казахстана по футболу. Теперь мой сын меньше симпатизирует европейским командам и не пропускает матчи нашей сборной. Потому что он не только был с ними на одном поле, но получал передачи, бил пенальти», — говорит спортивный обозреватель ТК «Алматы» Андрей Лицов.

Детям весьма важна поддержка взрослых с того самого момента, когда они пришли в футбольную школу. К примеру, на Западе родители принимают самое деятельное участие в судьбе своих детей. «Поэтому американцы приходят на игры в полном составе: бабушки, дедушки, тети, братья, сестры, мамы, папы, приносят с собой стулья, сидят, смотрят, болеют, поддерживают. В такой обстановке ребенок выкладывается по максимуму», — поясняет г-н Музофалов.

Мы должны показывать футбол по телевидению, писать о нем в СМИ. К примеру, начать необходимо с очевидного: показывать национальный чемпионат в премьер-лиге в полном объеме, как это делается в России. Причем делать это профессионально. Люди любят шоу, значит, Федерации футбола РК необходимо принять нововведения, стимулирующие клубы к бескомпромиссной борьбе. Последнее, безусловно, повысит интерес к футболу со стороны родителей, сделает футбол престижным занятием. Тогда и детей в футбольных школах станет больше, и выбор для тренеров расширится.

«Надо пропагандировать отечественный футбол и отечественных футболистов. Делать из них звезд. К примеру, как это делают в России, когда пишут об Андрее Аршавине. Тогда подростки будут заряжаться примером звезд и стремиться стать такими же, как звезды», — резюмирует директор RG Brands Kazakhstan Еркен Кашаубаев.

Кстати, за каждым японским футболистом, играющим в зарубежных клубах, специально приставлен журналист, который рассказывает со страниц газет или по телевидению чуть ли не о каждом вдохе-выдохе кумира.

Будь это у нас, на чемпионатах мира по футболу мы бы болели за Казахстан, а не за Англию, Бразилию или Россию.

Редакция выражает искреннюю признательность рекламному агентству USP, а также лично Наталии Пасечник за поездку на футбольный диспут в Астану

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности