Футбол — горячая тема

Футбол — горячая тема

По мнению президента мини-футбольной лиги Олега Прекраснова, основные проблемы развития массового футбола — недостаточное внимание СМИ и отсутствие выгоды от спонсорских вливаний.

— Каково положение массового футбола в Казахстане сегодня?

— Естественно, футбол в Казахстане, как и во всем мире, является спортом № 1. Объяснения тому весьма простые: это самая легкая спортивная игра — по экипировке, по правилам, по доступности. Люди любят футбол, люди играют в футбол. Несмотря на большое количество спортивных площадок, сейчас достаточно сложно арендовать их в вечернее время — все время занято. Это свидетельствует о большом интересе к футболу со стороны населения. Другое дело, что все это проводится на уровне расслабляющих тренировок после рабочего дня и изредка «междусобойчиков» между двумя-тремя командами. Организованных массовых турниров мало. Турниры проводятся во многих городах Казахстана, но об уровне их организации из-за недостатка информации я судить не могу. Когда в разговоре я упоминаю о нашем турнире, зачастую первая реакция собеседника «Ого себе! А я никогда и не слышал! Более 80 команд?!» В Казахстане образовался информационный голод в вопросе массового футбола — в СМИ очень мало публикаций. За 7 лет нашего существования не наберется и десятка статей в газетах. Почему? В этом нет большого секрета — в нашем государстве очень редко что-то делается бесплатно. До сегодняшнего дня мы использовали для популяризации нашего турнира по большей части Интернет — во-первых, это практически бесплатно, во-вторых, нам есть чем гордиться перед интернет-аудиторией: ни в одном турнире в Казахстане нет такой своевременной подачи событий матчей и такой полной статистики — мы ведем результаты всех матчей в режиме онлайн.

— В чем основные проблемы в развитии массового футбола?

— Проблемы найти спортивные площадки для организации соревнований сейчас нет — по крайней мере в Алматы и в Астане. Хотя еще совсем недавно определенные трудности в данном вопросе были. Семь лет назад мы начинали наш турнир на резиновом покрытии. Сейчас в Алматы множество площадок с искусственной травой, что не может не радовать. Проблем с кадрами тоже не ощущается. Но тут все строится на энтузиазме. К сожалению, мы пока не можем платить адекватные зарплаты людям, которые проводят на турнирах практически все выходные дни. Но таких энтузиастов, как мы, много. Я верю, что настанет день, когда для нас наше сегодняшнее увлечение станет основной работой с достойной оплатой труда. Сейчас, увы, ситуация в финансовом плане плачевная. Наш турнир существует за счет взносов команд (этой весной их набралось 84). Эти взносы идут на оплату аренды, покупку мячей и призов, оплату работы судей, инспекторов, дежурных, хронометриста и т.д. Других денежных вливаний в турнир нет.

— Что следует делать государству и обществу, чтобы массовый футбол в Казахстане развивался интенсивнее?

— Давайте посмотрим в советское прошлое. Да, играли на асфальте, на опилках, в огороде. Играли резиновыми мячами, в сандалиях. Но бесплатно! Были детские секции, детско-юношеские спортшколы. Сейчас недостатка в спортивных площадках нет, но аренда любой из них — платная. За детские футбольные клубы опять же родителям надо платить. Единственной футбольной школой, работающей бесплатно по принципу академии, является «ЦЕСНА». Если мы ставим большие футбольные цели — этого очень мало. В развитых футбольных странах каждый клуб имеет свою детскую академию. Часто сейчас обсуждается пример Украины по обязательному вводу в образовательную программу урока по футболу. Почему нет? И вопрос со школьными спортивными площадками решается легко. Отдайте их коммерческим структурам — пусть сделают качественный газон: в дневное время школа проводит уроки, в вечернее время коммерческие структуры сдают площадку в аренду. И все от этого в выигрыше. А самое главное — выигрывает футбол. Самый больной вопрос — закон о спонсорстве: им в Казахстане заниматься просто невыгодно. Главный барьер для коммерческих структур — высокое налогообложение, так как спонсорская деятельность также облагается налогом. Получается, что организация за свой вклад в, как сейчас стали красиво называть, социальную ответственность еще и наказывается налогом. При этом налоговое послабление, если я не ошибаюсь, всего 2%, а в Европе оно достигает 30%.

Еще один болезненный вопрос — поддержка СМИ. Если СМИ будут больше освещать наш отечественный профессиональный футбол — у людей будет больше заинтересованности в массовом футболе.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее