Задачи ШОС

Если взять за образец афоризм первого генерального секретаря НАТО лорда Исмея, который изложил цели альянса в виде короткого афоризма: «Держать русских вовне, американцев — внутри, а немцев — внизу», то задачи Шанхайской организации сотрудничества на ближайшее время можно сформулировать так: накормить киргизов, не пустить иранцев, привлечь афганцев

Задачи ШОС

22 мая в Ташкенте состоялось очередное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В нем приняли участие главы дипломатических ведомств Казахстана, Китая, России, Узбекистана и Таджикистана. Киргизию, не имеющую легитимного правительства, представлял национальный координатор ШОС, занимающий во временной администрации пост заместителя министра иностранных дел.

Кроме того, в работе заседания участвовали генеральный секретарь ШОС Муратбек Иманалиев (в 1997 — 2002 гг. — министр иностранных дел Киргизии) и директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Дженисбек Джуманбеков (в 1995 — 1997 гг. — председатель КНБ Казахстана).

Эта встреча традиционно предваряет саммит организации (заседание совета глав государств — членов ШОС), который проходит в столице страны-председателя. На саммите подписываются документы, предварительно согласованные на СМИД, и происходит передача эстафеты от одной страны-председателя другой. Поэтому повестка заседания СМИД и саммита, который пройдет в Ташкенте 10—11 июня, сформулированы Узбекистаном — в части успехов и достижений за отчетный период и Казахстаном — в части планов на ближайший год.

Подписание судьбоносных документов или принятие каких-то сенсационных деклараций на саммите не планируется, некоторая интрига связана лишь с Положением о порядке приема новых членов в ШОС. Естественными претендентами на членство в организации являются страны со статусом наблюдателя — Индия, Иран, Монголия и Пакистан, следом идут страны — партнеры по диалогу Белоруссия и Шри-Ланка. Кроме того, до сих пор неясно, кто будет представлять на саммите Киргизию.

Накормить брата

Ташкент может с полным основанием гордиться тем, что было сделано после саммита в Екатеринбурге в июне прошлого года. На саммите 10—11 июня, помимо Положения о порядке приема новых членов, примут Правила процедуры, которые, как отмечалось в ходе заседания СМИД, будут способствовать совершенствованию правовых основ деятельности постоянно действующих органов ШОС и эффективности реализации принимаемых решений. К несомненным успехам ШОС и его председателя следует отнести и подписание Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН (5 апреля 2010 года), зафиксировавшей основные принципы и направления взаимодействия между двумя организациями. Набор задач, который может выполнять ШОС при наличии мандата ООН, сопоставим с той миссией, которую выполняют в Афганистане американцы и их союзники.

Словом, Ташкент сделал многое, но предотвратить очередную революцию в Киргизии не смог. И киргизский вопрос стал одним из центральных при обсуждении ситуации в регионе. Но если в Кремле, увлеченном подбором кандидата на пост главы киргизского государства, особое внимание уделяли вопросу о представителе Киргизии на заседании СМИД и на июньском саммите, то Казахстан был озабочен вопросами сугубо практическими — как накормить соседей и сделать так, чтобы их, видимо, неизбежные революции не наносили ущерба казахстанской экономике.

Судя по тому, что Канат Саудабаев предложил отнести киргизский вопрос к компетенции создаваемого центра ШОС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, Астана пока не готова к тому, чтобы строить отношения с киргизскими братьями на межгосударственном уровне. По крайней мере до тех пор, пока они не создадут хоть какое-то подобие государства — с российским ли, американским ли ставленником во главе, не так уж важно.

Предвидя неизбежный торг вокруг вопроса о том, что есть помощь, а что плата за «киргизскую» воду из Сырдарьи, казахстанский министр предложил обсудить вопрос о помощи братской Киргизии в рамках ШОС. «ШОС также могла бы инициировать оказание государствами — членами ШОС совместной гуманитарной помощи Бишкеку. Ввиду оказания помощи исключительно на двусторонней основе предлагаем провести встречу экспертов министерств по чрезвычайным ситуациям для консультаций по соответствующей юридической основе и механизмам предоставления такой помощи», — сказал он.

Расширение отложено

Несмотря на то что практический вклад ШОС в решение проблем региональной безопасности и экономического развития до сих пор ограничивался разработкой и принятием документов декларативного характера, многие страны уже давно заявляют о своем желании присоединиться к организации.

Но если Монголия, осознающая свой статус буферного государства, от ШОС не ждет ничего сверх того, что сегодня получают такие страны-члены, как Таджикистан или Киргизия, то Иран рассматривает ШОС как инструмент защиты своих геополитических интересов. В способности Ирана использовать международные организации в своих целях сомневаться не приходится. Буквально накануне заседания СМИД ШОС в Душанбе прошла 37-я сессия СМИД Организации Исламская конференция (ОИК). В итоговой резолюции и в выступлении генерального секретаря одно из центральных мест было отдано Ирану, точнее, его праву на развитие собственной ядерной программы, реализованное в виде соглашения между Ираном, Турцией и Бразилией об обмене низкообогащенного иранского урана на высокообогащенный.

Индия и Пакистан, также имеющие статус наблюдателей, не нуждаются в щите от международных санкций, но конфликтный потенциал их двусторонних отношений так велик, что они почти наверняка постараются спроецировать на них традиционную для ШОС риторику относительно трех сил зла — терроризма, сепаратизма и экстремизма. А наиболее вероятен вариант вступления в ШОС просто для того, чтобы иметь возможность накладывать вето на любые решения или заявления, которые покажутся Исламабаду или Дели неприемлемыми или просто подозрительными.

Поэтому в последние годы ШОС решала для себя непростой вопрос — как расширять сферу своего влияния, не принимая в свои ряды новых членов. Были созданы две формы сотрудничества с ШОС — в качестве страны-наблюдателя и в качестве партнера по диалогу.

В Душанбе Канат Саудабаев изложил позицию Казахстана по вопросу приема новых членов в организацию. Она показывает, каким образом ШОС будет воздерживаться от приема новых членов после того, как правила приема вступят в силу.

Во-первых, заявки на прием будут рассматриваться после принятия документа под названием Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса члена ШОС. Документ этот еще не разработан, то есть до июня 2011 года, когда пройдет очередное заседание СМИД, а затем саммит ШОС, он утвержден не будет.

Во-вторых, мораторий на прием новых членов пока официально не был отменен. Казахстан предлагает с отменой моратория не спешить. На практике он может действовать даже после того, как все политические и процедурные вопросы присоединения к ШОС будут юридически проработаны и оформлены.

Наконец, подчеркнул министр, «Казахстан в целях дальнейшего стабильного развития Организации считает принципиально важным, чтобы потенциальные кандидаты в члены ШОС не подпадали под санкции Совета Безопасности ООН». Это означает, что Ирану дорога в ШОС пока закрыта.

Кроме того, сказал Канат Саудабаев, при возможном приеме в члены необходимо четко оговорить, чтобы двусторонние проблемы отдельных стран никоим образом не влияли на взаимодействие в рамках ШОС. Это замечание относится, видимо, к Индии и Пакистану, но как его оформить юридически и как обеспечить его выполнение на практике, пока неясно. Например, в работе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, к сотрудничеству с которым призывал министр, принято просто не упоминать о наличии двусторонних проблем, что, разумеется, серьезно ограничивает возможности этого форума.

Афганский узел

Для того чтобы расширить географию работы организации, Казахстан предложил превратить статус наблюдателя в некое подобие привилегированной акции, владелец которой имеет право на получение дивидендов, то есть на участие во всех проектах и программах ШОС, но не имеет права голоса, то есть не участвует в их утверждении. «На данном этапе государства-наблюдатели нужно максимально вовлечь в практическую деятельность экспертных групп и совещаний отраслевых министерств и ведомств. Более того, было бы целесообразным шире использовать уникальный институт “партнеров по диалогу”, каковыми являются Беларусь и Шри-Ланка», — пояснил глава казахстанского МИДа.

Казахстан считает, что предоставление Афганистану статуса партнера по диалогу ШОС способствовало бы систематизации контактов Организации с Кабулом, которые ограничиваются лишь участием президента этой страны в качестве гостя в заседаниях Совета глав государств.

Работу ШОС на афганском направлении Астана считает неудовлетворительной, а работу контактной группы «ШОС — Афганистан» практически приостановленной. Отметив, что ШОС могла бы более активно подключиться к процессу нормализации ситуации в Афганистане через создание стабилизационного механизма по оказанию необходимого содействия и помощи Кабулу, Канат Саудабаев предложил комплекс практических мер. Он включает в себя активизацию работы контактной группы «ШОС — Афганистан», использование возможностей Исполкома РАТС ШОС для контактов с афганской стороной, практическую реализацию документов, принятых по итогам Московской международной конференции по Афганистану в марте прошлого года, проведение совместных с ОДКБ мероприятий по афганской тематике. Кроме того, Афганистан занимает центральное место в разрабатываемой Антинаркотической стратегии ШОС на 2011—2016 годы.

Если же говорить о задачах Казахстана как председателя ШОС, то самая главная из них — достойно отметить десятилетие организации в июне 2011 года. По части праздников и юбилеев нам нет равных, поэтому никто не сомневается в том, что с этой задачей мы справимся.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности