От забав Версаля к драматизму Баха

От забав Версаля к драматизму Баха

Быть рядом, чтобы приобрести опыт — эти слова могли бы стать девизом «Камераты Казахстана», образовательно-экспериментального коллектива, пропагандирующего камерную, старинную музыку.

Подошел к концу 12-й концертный сезон под названием «Лаборатория музыкальных экспериментов», в котором особое внимание было уделено музицированию в различных ансамблевых составах и изучению барочной музыки. Завершить его оркестр решил концертом барочной музыки в аутентичном исполнении. Эксперимент удался. В программу концерта вошли произведения Пьетро Локателли, Жана-Батиста Люлли, Карла Филиппа Эмануэля и Вильгельма Фридемана Бахов, Антонио Вивальди, воплотившие в себе причудливую и изощренную в орнаменталистике, способах игры и жанрах эпоху. Гостем концерта стал известный виолончелист, виртуоз виола да гамба Сергей Истомин. Открыл концерт «Кончерто гроссо» Локателли, задавший лейтмотив вечера — соперничество музыкальных идей. «Кончерто гроссо», форма концерта с группой солистов, сложившаяся во времена барокко, исторически предшествовала сольному классическому концерту. А Люлли (чья сюита «Мещанин во дворянстве» была исполнена вторым номером) был придворным композитором в Версале, писал музыку к постановкам великого Мольера и танцевал с самим Королем Солнцем. Атмосферу изящества и романтизма ушедшей эпохи помимо музыки призваны были передать оформление сцены и костюмы музыкантов. Ведущая концерта Анна Саильянц рассказала, что барочные смычки, которыми играли музыканты, изготовлены из редкого дерева, произрастающего на берегах Амазонки, и что струны к концерту приобретены в Чехии, а ноты во Франции. Одна из солисток концерта Дина Курманалинова — обладательница диплома барочной музыки и играла в самом Версале.

«Камерата» (от итал.«камера» — комната) ведет свое происхождение из средневековой Флоренции, богатая знать которой любила слушать музыку. В то время не было концертных залов, а музыкантов приглашали выступать во дворцах и состоятельных домах, где собиралось небольшое количество слушателей, что создавало атмосферу избранности и сиюминутного действия. Зритель располагался в одном пространстве с исполнителем. Камерность подразумевает объединяющее зрителей и исполнителей пространство. Струнный ансамбль — малая форма, ядро будущего оркестра. В истории развития классической музыки струнные инструменты в ансамблевой игре появляются раньше духовых, а духовики как солисты — еще позднее. Лютня, виола — основные инструменты средневековых ансамблей. В большом камерном оркестре, как правило, участвуют и духовые инструменты. И хотя «Камерата» вызывает ассоциации со средневековой музыкой, ее репертуар ею не ограничивается. Она исполняет классику и может играть как ансамбль и как оркестр — все зависит от репертуара. Если это концерты и симфонии — «Камерата» — оркестр. Если это сугубо камерная, например старинная, музыка, то ансамбль. Если «Камерата» исполняет, например, Моцарта, то приглашает духовиков и становится большим камерным оркестром.

Зарождение идеи «Камераты Казахстана» связано с одним из важных периодов биографии народной артистки РК, известной скрипачки Гаухар Мурзабековой — ученичеством у Святослава Рихтера, игрой в его оркестре. На каком-то этапе своего творчества Рихтер захотел играть старинную музыку, а точнее Баха, и пригласил в оркестр Юрия Башмета, Олега Кагана, Наталью Гутман и других музыкантов, ставших впоследствии знаменитыми. «Мы были студентами Московской консерватории, когда нас отобрали в состав этого оркестра. Там мы репетировали по восемь часов в день и гастролировали по России — играли в Петербурге, Москве и других городах», — рассказывает она. Этот опыт стал решающим в ее творческой судьбе и лег в основу этого проекта.

В мире камерат много, но в Центральной Азии «Камерата Казахстана» — единственная. Далеко не все камераты играют на средневековых инструментах, это сужает творческие и репертуарные возможности. Как правило, камераты начинают с классического репертуара, но далеко не каждая обращается к поиску новых форм и к эксперименту. «Каждый сезон мы стараемся придерживаться концепции эксперимента. В этом году мы захотели заниматься барокко. Для этого закупили барочные смычки, которые от обычных отличаются формой и весом. В идеале требуются барочные скрипки, но их мы не можем себе позволить. Поэтому поступили так же, как обычно делают в Европе — с классических скрипок сняли подбородники, надели жильные струны. Звучание жильных струн другое, в нем нет такой силы, оно не рассчитано на большие залы. Отсюда и камерность. Начали формировать библиотеку барочных нот», — рассказала г-жа Мурзабекова. По ее мнению, камерная музыка в Казахстане развита недостаточно: «Географически мы отдалены от бурлящей музыкальной жизни Европы и ощущаем нехватку информации, что мешает нам развивать именно камерное направление».

И хотя специфика камерного жанра узкая, даже интимная, он не для широкой публики, есть ряд важных причин, по которым был выбран именно он. Главное преимущество камерности — поиск. Если симфонический оркестр — это дирижер и сто с лишним исполнителей, то в большом камерном — их сорок. Обычно камерные оркестры имеют еще меньший состав. В симфоническом оркестре более сложная система — разбивка на группы. У каждой группы есть свой концертмейстер. Так, концертмейстер первых скрипок берет на себя руководство оркестром, он лидер, и другие скрипки могут за него спрятаться. И чем дальше вглубь оркестра, тем больше представляется возможностей спрятаться за игрой других музыкантов. В ансамбле, где мало исполнителей, это сделать очень сложно. Бывают такие сочинения, как, например, виртуозные сонаты Россини, в которых важна филигранность и качество игры. Музыканты «Камераты» обязаны демонстрировать качество индивидуальной игры — интонацию. Это особый род работы — строй, поясняет Гаухар Мурзабекова. «Камерата» играет образовательно-просветительскую роль, способствуя не только росту профессионализма музыкантов, но и развитию кругозора и вкусов публики.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?