От забав Версаля к драматизму Баха

От забав Версаля к драматизму Баха

Быть рядом, чтобы приобрести опыт — эти слова могли бы стать девизом «Камераты Казахстана», образовательно-экспериментального коллектива, пропагандирующего камерную, старинную музыку.

Подошел к концу 12-й концертный сезон под названием «Лаборатория музыкальных экспериментов», в котором особое внимание было уделено музицированию в различных ансамблевых составах и изучению барочной музыки. Завершить его оркестр решил концертом барочной музыки в аутентичном исполнении. Эксперимент удался. В программу концерта вошли произведения Пьетро Локателли, Жана-Батиста Люлли, Карла Филиппа Эмануэля и Вильгельма Фридемана Бахов, Антонио Вивальди, воплотившие в себе причудливую и изощренную в орнаменталистике, способах игры и жанрах эпоху. Гостем концерта стал известный виолончелист, виртуоз виола да гамба Сергей Истомин. Открыл концерт «Кончерто гроссо» Локателли, задавший лейтмотив вечера — соперничество музыкальных идей. «Кончерто гроссо», форма концерта с группой солистов, сложившаяся во времена барокко, исторически предшествовала сольному классическому концерту. А Люлли (чья сюита «Мещанин во дворянстве» была исполнена вторым номером) был придворным композитором в Версале, писал музыку к постановкам великого Мольера и танцевал с самим Королем Солнцем. Атмосферу изящества и романтизма ушедшей эпохи помимо музыки призваны были передать оформление сцены и костюмы музыкантов. Ведущая концерта Анна Саильянц рассказала, что барочные смычки, которыми играли музыканты, изготовлены из редкого дерева, произрастающего на берегах Амазонки, и что струны к концерту приобретены в Чехии, а ноты во Франции. Одна из солисток концерта Дина Курманалинова — обладательница диплома барочной музыки и играла в самом Версале.

«Камерата» (от итал.«камера» — комната) ведет свое происхождение из средневековой Флоренции, богатая знать которой любила слушать музыку. В то время не было концертных залов, а музыкантов приглашали выступать во дворцах и состоятельных домах, где собиралось небольшое количество слушателей, что создавало атмосферу избранности и сиюминутного действия. Зритель располагался в одном пространстве с исполнителем. Камерность подразумевает объединяющее зрителей и исполнителей пространство. Струнный ансамбль — малая форма, ядро будущего оркестра. В истории развития классической музыки струнные инструменты в ансамблевой игре появляются раньше духовых, а духовики как солисты — еще позднее. Лютня, виола — основные инструменты средневековых ансамблей. В большом камерном оркестре, как правило, участвуют и духовые инструменты. И хотя «Камерата» вызывает ассоциации со средневековой музыкой, ее репертуар ею не ограничивается. Она исполняет классику и может играть как ансамбль и как оркестр — все зависит от репертуара. Если это концерты и симфонии — «Камерата» — оркестр. Если это сугубо камерная, например старинная, музыка, то ансамбль. Если «Камерата» исполняет, например, Моцарта, то приглашает духовиков и становится большим камерным оркестром.

Зарождение идеи «Камераты Казахстана» связано с одним из важных периодов биографии народной артистки РК, известной скрипачки Гаухар Мурзабековой — ученичеством у Святослава Рихтера, игрой в его оркестре. На каком-то этапе своего творчества Рихтер захотел играть старинную музыку, а точнее Баха, и пригласил в оркестр Юрия Башмета, Олега Кагана, Наталью Гутман и других музыкантов, ставших впоследствии знаменитыми. «Мы были студентами Московской консерватории, когда нас отобрали в состав этого оркестра. Там мы репетировали по восемь часов в день и гастролировали по России — играли в Петербурге, Москве и других городах», — рассказывает она. Этот опыт стал решающим в ее творческой судьбе и лег в основу этого проекта.

В мире камерат много, но в Центральной Азии «Камерата Казахстана» — единственная. Далеко не все камераты играют на средневековых инструментах, это сужает творческие и репертуарные возможности. Как правило, камераты начинают с классического репертуара, но далеко не каждая обращается к поиску новых форм и к эксперименту. «Каждый сезон мы стараемся придерживаться концепции эксперимента. В этом году мы захотели заниматься барокко. Для этого закупили барочные смычки, которые от обычных отличаются формой и весом. В идеале требуются барочные скрипки, но их мы не можем себе позволить. Поэтому поступили так же, как обычно делают в Европе — с классических скрипок сняли подбородники, надели жильные струны. Звучание жильных струн другое, в нем нет такой силы, оно не рассчитано на большие залы. Отсюда и камерность. Начали формировать библиотеку барочных нот», — рассказала г-жа Мурзабекова. По ее мнению, камерная музыка в Казахстане развита недостаточно: «Географически мы отдалены от бурлящей музыкальной жизни Европы и ощущаем нехватку информации, что мешает нам развивать именно камерное направление».

И хотя специфика камерного жанра узкая, даже интимная, он не для широкой публики, есть ряд важных причин, по которым был выбран именно он. Главное преимущество камерности — поиск. Если симфонический оркестр — это дирижер и сто с лишним исполнителей, то в большом камерном — их сорок. Обычно камерные оркестры имеют еще меньший состав. В симфоническом оркестре более сложная система — разбивка на группы. У каждой группы есть свой концертмейстер. Так, концертмейстер первых скрипок берет на себя руководство оркестром, он лидер, и другие скрипки могут за него спрятаться. И чем дальше вглубь оркестра, тем больше представляется возможностей спрятаться за игрой других музыкантов. В ансамбле, где мало исполнителей, это сделать очень сложно. Бывают такие сочинения, как, например, виртуозные сонаты Россини, в которых важна филигранность и качество игры. Музыканты «Камераты» обязаны демонстрировать качество индивидуальной игры — интонацию. Это особый род работы — строй, поясняет Гаухар Мурзабекова. «Камерата» играет образовательно-просветительскую роль, способствуя не только росту профессионализма музыкантов, но и развитию кругозора и вкусов публики.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее