Такие разные союзники

Редакционная статья

Такие разные союзники

Хотя решение о создании Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии было принято еще осенью 2007 года, его практическое формирование началось в прошлом году и совпало с острой фазой кризиса во всех странах. Запуск ТС запланирован на 1 июля этого года. Будет ли это тройственный союз или двойственный — только Казахстана и России, без капризной Белоруссии — другой вопрос. Важно, что он объединит в единую таможенную территорию, со временем и в единое экономическое пространство, достаточно разные государства и экономики. Как раз эти различия сильнее проявились во время кризиса и выхода из него.

Еще в прошлом году эксперты, опрошенные Институтом посткризисного мира (ИПМ, Москва), оценили как наиболее своевременные и результативные антикризисные меры в России и Казахстане. Эти же страны, по мнению респондентов, должны были первыми на постсоветском пространстве выйти из кризиса. Успехи и шансы Белоруссии оценивались лучше, чем других стран СНГ, но хуже, чем Казахстана и России. Большим плюсом последних эксперты посчитали наличие «подушек» в виде нефтяных фондов, аккумулировавших достаточно средств, чтобы поддержать финсистемы, а через них и реальный сектор. Кроме того, у обеих стран были четкие программы выхода из кризиса, которые были реализованы — с большим или меньшим успехом, возможно, с ошибками и отступлениями от планов. Но рост ВВП в первом квартале может стать лучшей оценкой их эффективности.

В то же время скептики могут сказать, что антикризисные меры правительств РК и РФ поддержал рост цен на нефть. Неизвестно, до какой степени девальвировала бы национальная валюта, если учесть остановку притока зарубежного капитала и падение сырьевых рынков, от чего в различной, конечно, степени, но зависят обе страны. А поддержка курса национальных валют, тем более что Казахстан в начале 2009 года в момент разовой девальвации объявил коридор, хорошо бы отхватила от международных резервов стран. Кстати, эксперты, опрошенные ИПМ, сошлись во мнении, что первыми из кризиса выйдут именно крупные экспортеры энергоносителей.

Со стороны кажется, что Белоруссия за неимением нефти и газа меньше вовлечена в глобальный рынок и меньше от него зависит, но это не так. Она является экспортером готовой продукции, в том числе крупнейшим поставщиком на мировой рынок калийных удобрений. В кризис экспорт по всем основным товарным позициям упал за счет снижения как спроса, так и цен. Феномен Белоруссии и отличие от двух других стран ТС — все рычаги управления экономикой находятся в руках государства. Если, например, Казахстану пришлось перейти на ручное управление экономикой в кризис, то госрегулирование в РБ всегда было сильным. И, скорее всего, останется таким и после кризиса. Об этом свидетельствует то, что несмотря на падение экспорта, экспортно ориентированные предприятия не снизили темпов выпуска продукции. Предприятия имели эту возможность благодаря выдаваемым административным путем кредитам.

Все три страны по-разному, но выходят из кризиса. Хотелось бы несколько слов сказать о его уроках. Странам, во всяком случае Казахстану и России (о достаточно закрытой Белоруссии трудно сказать что-то определенное), удалось остановить развитие кризиса, но глубинные проблемы пока остаются. В частности, пока в обеих странах так и не ожило банковское кредитование реального сектора. Причинами являются перегруженность предприятий кредитами и их нежелание увеличивать долговую нагрузку, осторожность банков, а также спад в таких высокомаржинальных отраслях, как строительство и торговля.

Российские экономисты сетуют на то, что за два года не было предпринято попыток реструктурировать банковский сектор, чтобы он в большей степени удовлетворял потребности экономики. В Казахстане, где банковская система пострадала больше, чем в других странах ТС, была принята концепция контрцикличного регулирования финсектора. Она позволит увеличить капитализацию банков в благополучные времена и создать подушку безопасности на случай новых кризисных ситуаций. Кроме того, власти в условиях разрастания кризиса в прошлом году были полны решимости задавать тон в развитии тех или иных отраслей через государственно-частное партнерство.

После кризиса правительства должны сосредоточиться на мерах по укреплению финансовых систем и не допускать разрастания системных рисков, которые связаны с оттоком и притоком внешнего капитала, повышать кредитоспособность несырьевых секторов. Кроме того, нужно развивать в рамках Таможенного союза инструменты поддержки и защиты стран-участниц от кризисов.