Саммит наблюдателей

Саммит наблюдателей

Прошедший 11 июня саммит Шанхайской организации сотрудничества пытался решить те задачи, о которых наш журнал писал в прошлом номере: накормить киргизов, не пустить иранцев, привлечь афганцев (подробнее см. «Задачи ШОС», «Эксперт Казахстан», № 21 от 6 июня 2010 года). Первая задача оказалась самой сложной.

В ночь перед открытием саммита в Оше, где после второй киргизской революции власть переходит из рук сторонников временной администрации к сторонникам Курманбека Бакиева и обратно, начались массовые беспорядки, в ходе которых погибло около 20 человек, а более 100 получили ранения. Глава временной администрации Роза Отунбаева назвала эти события провокационными и связала их с саммитом ШОС. Связать их с неспособностью возглавляемого ею правительства управлять страной ей, видимо, показалось слишком банальным.

Киргизия — полноправный член ШОС с момента создания организации, однако временная администрация, находящаяся у власти в Бишкеке, до проведения выборов не рассматривается в качестве легитимной, поэтому представляющий ее интересы на саммите и.о. министра иностранных дел Руслан Казакбаев фактически имел полномочия наблюдателя. Участники саммита приняли решение направить в Киргизию миссию наблюдателей ШОС. В чем будут заключаться функции наблюдателей, пока неясно, но, возможно, за образец будет взят опыт работы наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликтов. 27 июня в Киргизии пройдет референдум по новой Конституции, а 10 октября — парламентские выборы. Члены ШОС решили понаблюдать и за этими событиями. Организовывать наблюдение придется Казахстану, который после саммита станет председателем ШОС. По счастью, наша страна сейчас возглавляет также и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Следовательно, сможет организовать наблюдение и за конфликтными зонами, и за выборами, используя весь опыт и возможности ОБСЕ.

О том, что иранцев в ШОС не пустят, стало известно заранее. Подготовленные к принятию на саммите правила приема новых членов включали в себя такое условие, как отсутствие санкций Совбеза ООН, а у Ирана этих резолюций о санкциях больше, чем лидеров у киргизской революции. Поскольку правила приема новых членов фактически закрывают перед Ираном дорогу к постояному членству в ШОС, президент Махмуд Ахмадинежад на саммит не приехал. Впрочем, с Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным он уже встречался несколькими днями ранее в Стамбуле на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Представлявший Иран в Ташкенте министр иностранных дел Манучехр Моттаки изложил хорошо всем известную позицию своей страны в виде лозунга «Ядерная энергия — всем, ядерное оружие — никому».

Официально Афганистан не является ни наблюдателем, ни партнером по диалогу. Но его неформальный статус намного выше — он формирует повестку ШОС. Неудивительно, что президент Афганистана Хамид Карзай, непременный участник всех саммитов ШОС, тоже прибыл в Ташкент.

Афганский вопрос был вновь в центре внимания, причем как в своем традиционном аспекте (угрозы региональной безопасности), так и с точки зрения возможного взаимодействия ШОС с НАТО. Буквально накануне саммита в Москве прошла международная конференция «Афганское наркопроизводство — вызов мировому сообществу». Участвовавший в ней помощник генсека НАТО по планированию операций Мауритц Йохемс заявил: «Безусловно, есть необходимость в том, чтобы НАТО, ШОС и ООН гораздо более тесно могли сотрудничать в остановке перекачки наркотиков из Афганистана. Этот вопрос требует более интенсивной работы упомянутых организаций».

Это заявление наверняка заставит многих по-новому взглянуть на предложение Узбекистана, впервые выдвинутое еще до сентября 2001 года и в очередной раз озвученное президентом Исламом Каримовым на саммите в Ташкенте. Суть этого предложения — переговоры в формате 6+3 (Афганистан, приграничные государства плюс США, Россия и НАТО). Впрочем, не исключено, что Казахстан в качестве председателя ШОС сможет предложить вариант диалога, в котором найдется место также Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ОБСЕ и всем прочим организациям, включившим Афганистан в зону своей ответственности.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики