Саммит наблюдателей

Саммит наблюдателей

Прошедший 11 июня саммит Шанхайской организации сотрудничества пытался решить те задачи, о которых наш журнал писал в прошлом номере: накормить киргизов, не пустить иранцев, привлечь афганцев (подробнее см. «Задачи ШОС», «Эксперт Казахстан», № 21 от 6 июня 2010 года). Первая задача оказалась самой сложной.

В ночь перед открытием саммита в Оше, где после второй киргизской революции власть переходит из рук сторонников временной администрации к сторонникам Курманбека Бакиева и обратно, начались массовые беспорядки, в ходе которых погибло около 20 человек, а более 100 получили ранения. Глава временной администрации Роза Отунбаева назвала эти события провокационными и связала их с саммитом ШОС. Связать их с неспособностью возглавляемого ею правительства управлять страной ей, видимо, показалось слишком банальным.

Киргизия — полноправный член ШОС с момента создания организации, однако временная администрация, находящаяся у власти в Бишкеке, до проведения выборов не рассматривается в качестве легитимной, поэтому представляющий ее интересы на саммите и.о. министра иностранных дел Руслан Казакбаев фактически имел полномочия наблюдателя. Участники саммита приняли решение направить в Киргизию миссию наблюдателей ШОС. В чем будут заключаться функции наблюдателей, пока неясно, но, возможно, за образец будет взят опыт работы наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликтов. 27 июня в Киргизии пройдет референдум по новой Конституции, а 10 октября — парламентские выборы. Члены ШОС решили понаблюдать и за этими событиями. Организовывать наблюдение придется Казахстану, который после саммита станет председателем ШОС. По счастью, наша страна сейчас возглавляет также и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Следовательно, сможет организовать наблюдение и за конфликтными зонами, и за выборами, используя весь опыт и возможности ОБСЕ.

О том, что иранцев в ШОС не пустят, стало известно заранее. Подготовленные к принятию на саммите правила приема новых членов включали в себя такое условие, как отсутствие санкций Совбеза ООН, а у Ирана этих резолюций о санкциях больше, чем лидеров у киргизской революции. Поскольку правила приема новых членов фактически закрывают перед Ираном дорогу к постояному членству в ШОС, президент Махмуд Ахмадинежад на саммит не приехал. Впрочем, с Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным он уже встречался несколькими днями ранее в Стамбуле на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Представлявший Иран в Ташкенте министр иностранных дел Манучехр Моттаки изложил хорошо всем известную позицию своей страны в виде лозунга «Ядерная энергия — всем, ядерное оружие — никому».

Официально Афганистан не является ни наблюдателем, ни партнером по диалогу. Но его неформальный статус намного выше — он формирует повестку ШОС. Неудивительно, что президент Афганистана Хамид Карзай, непременный участник всех саммитов ШОС, тоже прибыл в Ташкент.

Афганский вопрос был вновь в центре внимания, причем как в своем традиционном аспекте (угрозы региональной безопасности), так и с точки зрения возможного взаимодействия ШОС с НАТО. Буквально накануне саммита в Москве прошла международная конференция «Афганское наркопроизводство — вызов мировому сообществу». Участвовавший в ней помощник генсека НАТО по планированию операций Мауритц Йохемс заявил: «Безусловно, есть необходимость в том, чтобы НАТО, ШОС и ООН гораздо более тесно могли сотрудничать в остановке перекачки наркотиков из Афганистана. Этот вопрос требует более интенсивной работы упомянутых организаций».

Это заявление наверняка заставит многих по-новому взглянуть на предложение Узбекистана, впервые выдвинутое еще до сентября 2001 года и в очередной раз озвученное президентом Исламом Каримовым на саммите в Ташкенте. Суть этого предложения — переговоры в формате 6+3 (Афганистан, приграничные государства плюс США, Россия и НАТО). Впрочем, не исключено, что Казахстан в качестве председателя ШОС сможет предложить вариант диалога, в котором найдется место также Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ОБСЕ и всем прочим организациям, включившим Афганистан в зону своей ответственности.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее