Звездная болезнь нам не грозит

Международный фестиваль оперного и балетного искусства, прошедший в Алматы, показал, что отечественной сцене еще расти и расти

Звездная болезнь нам не грозит

Классическое искусство называют высоким. Его подлинность определяется сложностью живого действия и исполнения, требующего как большого мастерства и таланта в ансамблевом взаимодействии — в симфоническом оркестре или сыгранности и спетости актеров на сцене, — так и усилий со стороны зрителей. Театр воспринимается зрителями как сакральное место. Как говорят, он начинается с вешалки, с одежды и этикета. Все это ступени подготовки к главному — восприятию музыкального действия, требующего определенного настроя и способности к эстетическому переживанию. Но наша публика в театр оперы и балета ходит плохо. И причина не только в том, что она не готова к восприятию высокого.

Вершина искусства

Сегодня классическое искусство — образовательный институт, обеспечивающий передачу традиций и развитие культуры. Классическая музыка дала жизнь другим музыкальным жанрам. Можно сказать, что она в каком-то смысле утеряла свою целостность, а отдельные ее аспекты и функции (например, ритм и гармония) стали развиваться самостоятельно. Песня превратилась в самостоятельные жанры. Ритм получил продолжение в электронной музыке. Лучше всего это проявляется в техно, отдающем предпочтение ритму, биту и пульсации. Лирическая составляющая, начиная с «Битлз» и джаза, нашла отражение в брит-попе. Симфонический оркестр, как его понимали еще в ХХ веке (не важно, где он играет, в театре или филармонии), уже не так популярен сегодня. Отдельные функции классики развились, стали сложными и богатыми. Возможно, ближайшей задачей, которая будет способствовать возрождению классики, станет соединение этого разрозненного многообразия в одно целое.

Другая сторона современной музыки — она фоновая, ее прослушивание не требует эрудиции и дается легко. Может быть, исключение составляет лишь джаз. Хотя классическая музыка так же доступна, как и современная, — ее можно услышать и увидеть по телевидению и радио, скачать записи из интернета, и слушать их как дома, так и в автомобиле — все же ничто не заменит живую встречу с классикой в театре. Но чтобы играть в оркестре, петь и танцевать на классической сцене — нужно учиться годами. Профессионализм классического исполнителя складывается из природных данных и приобретенных в результате обучения и упорной работы навыков и мастерства. Зрителям и слушателям также нужна подготовка, знания и усилие — дающие настрой на нужную волну эстетического восприятия. Без образования и привычки слушать классическое искусство понять трудно. Немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер считал оперу вершиной искусства, синтезом музыки и пластики, единством театрального действия, пения и симфонического звучания.

Поддерживать традиции престижно

Об уровне развития страны судят и по тому — есть ли в ней свой симфонический оркестр, своя опера и свой балет. Поэтому развивающиеся и развитые страны, не имеющие традиций европейской классики, стремятся к развитию институтов классического искусства. В Казахстане традиции классического образования стали формироваться со времен Просвещения, а основы классической музыки были заложены в советское время, когда в 1934 году в Алма-Ате на базе музыкальной студии был создан театр оперы и балета, а в 1935-м состоялась первая постановка «Кармен». О его истории свидетельствует и здание театра, спроектированное в стиле сталинского ампира.

Классическое искусство сегодня — это традиции культуры. А поддерживать традиции не только престижно, но и необходимо. Поэтому неудивительно, что компания JTI решила поддержать их развитие в Казахстане. Фестиваль оперного и балетного искусства должен был стать не только праздником для алматинской публики, но и примером мастерства для отечественных исполнителей. По мнению музыковеда Юрия Аравина, фестиваль с участием звезд оперы и балета решает для страны сразу три задачи: «Во-первых, это великий мастер-класс для местных артистов. Во-вторых, это их сценическая коммуникация с полным зрительным залом. Для артистов сцена — это единственная школа, где происходит переплавка знаний в навык и становление мастером, звездой. В-третьих, наше общество получает возможность сравнения звезд с нашими артистами, чтобы понять, что у нас в Казахстане есть огромный потенциал, есть свои звезды, есть что ценить».

Звездами фестиваля стали дирижер, заслуженный артист РФ Андрей Аниханов, прима балета Большого театра Анна Антоничева, солист балета Мариинского театра Евгений Иванченко, заслуженная артистка РФ Анастасия Волочкова, дирижер Пьер-Доминик Поннель из Италии, солистка немецкой оперы Нетта Ор и другие. Все они репетировали и выступили на сцене вместе с артистами Государственного театра оперы и балета им. Абая. Фестиваль открылся балетом Петра Чайковского «Лебединое озеро». В следующий вечер можно было услышать его же «Пиковую даму». На третий и четвертый вечера программу разнообразили «Жизель» Адольфа Адана и «Богема» Джакомо Пуччини. Программа фестиваля была сформирована по инициативе нашего театра. Как рассказал его директор Куаныш Уразгалиев на пресс-конференции, организованной специально для журналистов (она сопровождалась экскурсией по театру и арт-ланчем), спектакли подобраны так, чтобы в полной мере проявилось мастерство отечественных исполнителей. Особые надежды он возлагал на «Пиковую даму». Сравнить «Пиковую даму» с постановкой «Богемы», как и оценить уровень балетного искусства фестиваля, не представилось возможным — это единственный спектакль, на котором удалось побывать автору этих строк. На остальные журналистов не аккредитовали.

Дом собеса

Несмотря на обнадеживающие слова директора, спектакль все же разочаровал. Нельзя сказать, что я ожидала чего-то особенного. Но все же увиденное не изменило моего отношения к отечественной сцене в лучшую сторону. У нас почему-то не принято оценивать оперу по декорациям и постановке, считается, что главное в ней музыка и вокальные партии. Но это верно лишь отчасти и в том случае, если солисты и вправду хороши. Нельзя забывать, что опера — это театральное действие. Зародилась и развивалась опера не только как музыкальный, но и как зрелищный жанр. Стоит вспомнить роскошные оперы и балетные постановки при Версальском дворе времен барокко. В конце концов, декорация неразрывная часть действия. Еще важнее игра актеров, пластика на сцене, драматургия — это основа, из которой вырастает вокальное исполнение.

Оставим в стороне критику вокала (голос либо есть, либо нет, да и сильные солисты у нас всегда были наперечет). Но почему декорации невзрачные и бедные, а постановка слабая? Неужели лидирующий театр страны так плохо финансируется, что не может позволить себе придумать и воплотить костюмы и декорации, которые бы не выглядели как на детском утреннике? Возможно, более важно, что вокал главного героя Германа (народный артист РК Султан Байсултанов) проигрывал вокалу Томского (солист Мариинского театра Виктор Черноморцев), а его дуэт с Лизой (народная артистка Украины Татьяна Анисимова) выглядел мезальянсом. Но эти «вокальные недостатки» так бы не бросались в глаза — если бы зритель смог насладиться не только живой оркестровой музыкой, но и достойным зрелищем с грамотной драматургией, красивыми костюмами, яркими, привлекающими внимание декорациями. Увы, и тут, как показал пример «Пиковой дамы», нам похвастаться нечем. Наш театр нуждается не только в мастерах вокала, но и в профессиональных постановщиках, костюмерах, дизайнерах. Ведь наша публика плохо ходит на оперу и балет не только потому, что не готова к восприятию высокого искусства — просто оно у нас убого представлено. В то время как на подмостках театров цивилизованных стран оно превращается в настоящее шоу. И чтобы понять это, никуда ехать не надо, достаточно включить телевизор. Зрители пойдут в театр и во второй, и в третий раз, если в первый они смогут получить удовольствие (тем более если оно эстетическое). И будут готовы еще раз отдать за этот праздник для души, уха и глаза свои деньги.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики