Научить учиться

Научить учиться

Сегодняшняя казахстанская промышленность качественного дефицита в профессионалах не испытывает. В этом уверен кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология машиностроения» Казахского национального технического университета Ерлан Аскаров. По его словам, наше производство столь же отсталое, как и профессиональные знания, которые используются для подготовки кадров. Чтобы промышленность в действительности стала инновационной, он предлагает переформатировать саму систему подготовки кадров, где студенту должны прививать главный навык — получать знания самостоятельно.

— Ерлан Сейткасымович, некоторые эксперты в сфере индустрии говорят, что проблема с техническими кадрами в Казахстане остра в большинстве отраслей. Насколько справедливо это утверждение?

— Да, но технических кадров всегда не хватало. Это объясняется тем, что Казахстан никогда не рассматривался как высокотехнологический регион. В СССР эту роль выполняли Россия, в частности Москва, Ленинград, Куйбышевская область, Южный Урал, Украина и Белоруссия. В этих районах находились и центры обучения кадров. В Казахстане готовились кадры для металлургии, в основном цветной и горной. Например, машиностроение у нас всегда развито было слабо, все заводы были небольшие.

— Отвечают ли специалисты, подготовленные в Казахстане, требованиям отечественной промышленности?

— Специалисты, которых готовят наши вузы, в общем требованиям нашей промышленности отвечают. Но это потому, что материальная база нашей промышленности сильно устарела и износилась. Если брать тоже машиностроение, то здесь в основном станки 80-х годов выпуска. Темп производства не особенно высок, продукция довольно грубая и простая. Проекты в основном представляются заказчиками или берутся из российских источников и на месте обновляются. Но сейчас на многих предприятиях пошла волна обновления, правительство выделяет деньги, предприятия начали обновлять свою материальную базу. Поставщики оборудования заинтересованы в правильной эксплуатации своих машин. Они обучают местные кадры, проводят стажировки на своих заводах. Но для этого необходимо знание языка, в основном английского. Высокая компьютеризация оборудования и его производительность не требуют большого количества специалистов высокого уровня. Специалист не обязан знать устройство машины, принцип ее работы, достаточно грамотно задавать режимы работы. Сервисом и обслуживанием занимаются поставщики. В этом плане очень показательны автосервисы, они напичканы высокотехнологичным оборудованием, но наши рабочие достаточно быстро осваивают его обслуживание.

Основная проблема это преподаватели. За последние годы значительно ухудшился уровень преподавания технических дисциплин. В преподавательском составе образовался возрастной провал. Выпускники вузов конца 80-х и начала 90-х годов не оставались на преподавательской работе: был резкий спад качества подготовки технических специальностей. Сейчас среди педагогов много выпускников конца 90-х годов. Уровень их подготовки низкий, и самое главное, они очень плохо представляют практическую составляющую своего предмета. Например, как функционирует машиностроительный завод, его цеха, так как очень редко бывают на реальном производстве. На занятиях они просто пересказывают учебник. Самое худшее, что они не прививают студенту интереса к предмету, потому что сами его не имеют. Кроме того, на преподавательскую работу остаются не лучшие выпускники, что не повышает уровень преподавания

— На текущую «пятилетку» в нашей стране намечена реализация гос­программы форсированного индустриально-инновационного развития. Какие кадры будут востребованы казахстанскими промышленными предприятиями в этот период?

— В условиях глобализации требуются новые кадры, другая ориентация молодых специалистов. Установкой старой системы была подготовка информированного работника, то есть работника, который досконально знал свою профессию. В основе обучения были технологические знания. Когда-то такая система была эффективная и хорошо работала. Но в настоящее время система ценностей изменилась. На первый план выходят способности находить информацию, самостоятельно обучаться, повышать свои технологические знания и умение менять их характер в зависимости от существующей обстановки. Также немаловажными становятся организаторские способности, спо-собность общения с людьми. Ведь технологии быстро устаревают, их приходится менять на новые, пока студент изучает профессиональные технологии в вузе, они могут устареть, и, придя на реальное производство, ему придется переучиваться.

Необходимо произвести ориентацию вуза с выпуска одинаковых безынициативных «информационных словариков» на энергичных, достаточно информированных, само-стоятельных, ищущих специалистов, способных быстро адаптироваться к разным условиям работы, быстро находить необходимую информацию, самим брать на себя ответственность и принимать смелые решения.

— Нужна ли Казахстану на период реализации ГПФИИР некая специальная и чрезвычайная политика по подготовке кадров? Если да, то в чем ее главные принципы?

— Нет, необходимо сразу строить нормальную современную систему обучения. Не надо «больших скачков», выполнения лозунгов — «догнать и перегнать», все это создает настроения временщиков, штурмовщины, рекордомании. Все надо делать по плану, поэтапно, продуманно, надолго и капитально, чтобы затем не переделывать.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?