Неуправляемый синтез

Нестабильность в Киргизии угрожает обострением ситуации во всей Центральной Азии

Неуправляемый синтез

Последние беспорядки на юге Киргизской Республики (КР), начавшиеся еще в момент установления новой власти, в конце первой декады июня переросли в кровавый межэтнический конфликт. Политические аналитики сходятся во мнении, что столкновения на национальной почве — лишь средство для продолжения борьбы временного правительства КР и старой власти в лице экс-президента Курманбека Бакиева, его семьи и соратников. Погромы в Оше и Джалал-Абаде должны были показать неспособность «временщиков» контролировать ситуацию и обеспечивать права граждан, а следовательно — непригодность временного правительства управлять страной. Так или иначе, но усилия «внешних деструктивных сил» (так киргизские политики называют организаторов беспорядков) по дестабилизации обстановки достигли, возможно, даже большего, чем предполагалось: несколько киргизских регионов находятся на военном положении, стране угрожает гуманитарная катастрофа. А эскалация националистических настроений может подорвать стабильность в тех государствах Центральной Азии, где есть крупные национальные диаспоры.

Беда южной столицы

Юг Киргизии уже становился ареной этнического конфликта титульной нации и узбекской диаспоры. В июне 1990 года произошли события, получившие в истории название «Ошская резня». Ровно двадцать лет назад люмпенизированная киргизская молодежь потребовала предоставить им сельскохозяйственные земли и сместить местных партийных функционеров, не решавших, по их мнению, вопросы прописки и трудоустройства. Узбекская диаспора также начала требовать автономии и признания своего языка в качестве одного из государственных. Узбеки выселили киргизов, снимавших у них жилье, и за несколько дней противостояние дошло до столкновений, жертвами которых, по официальным данным, стали 1200 человек (неофициально речь шла о 10 тыс.). Урегулировать конфликт удалось лишь частям Советской Армии, вошедшим в города и населенные пункты Ошской области и заблокировавшим границу с Узбекистаном, откуда на помощь своим соотечественникам выдвинулись узбекские отряды.

При бедности населения и при существовании крупных анклавов диаспор любой конфликт приводит к этническому противостоянию

Нынешний межэтнический конфликт начался в Оше с локальных столкновений между киргизами и узбеками, составляющими до 50% населения города, 10 июня текущего года. Ему предшествовали майские события, в ходе которых сторонники временного правительства боролись с «бакиевцами» и победили их. Не последнюю роль в победе временного правительства на юге играли узбеки, лидер диаспоры которых Кадыржан Батыров с группой своих сторонников поддержал новую власть. Но уже в конце мая начались митинги, где киргизы обвиняли Батырова в разжигании национальной розни, а 10 июня стали распространяться слухи, что узбеки изнасиловали и убили несколько студенток в общежитии Ошского государственного университета. На следующий день в Бишкеке группа киргизов у здания Гостелерадиокомпании потребовала, чтобы одному из них (он утверждал, что узбеки в Оше изнасиловали его сестру) предоставили эфирное время. Телевизионщики данные требования отвергли, тем более что тогда шел матч — открытие чемпионата мира по футболу. Ситуация в самом Оше, именуемом южной столицей КР, крайне обострилась: за сутки пожарным пришлось потушить более 30 крупных пожаров (сгорели Узбекский драматический театр, телекомпания «ОшТВ», торговый центр «Муракам» и ряд других крупных строений), которые, как сообщает Агентство пожарной безопасности КР, в основном стали следствием поджогов. Цены на продукты питания выросли почти в три раза, нарушено газоснабжение и наблюдаются перебои с подачей электричества. С утра 11 июня, по сообщениям разных СМИ, в городе не прекращалась стрельба, в столкновениях с двух сторон участвовали несколько сотен человек. Вечером этого же дня власти потеряли контроль над ситуацией: в 20.00 начался комендантский час, но группы противоборствующих сторон не стали расходиться по домам — столкновения продолжались. Узбеки забаррикадировались в своем районе — махалля «Черемушки». К 16 июня беспорядки практически прекратились, но, как заявляют киргизские силовики, обстановка остается напряженной. В результате погромов за несколько июньских дней только по официальным данным погибло около 190 человек, а по неофициальным — до двух тысяч. Многие ошане из-за общей неразберихи просто не регистрировали смерти своих близких. Ранения получили до двух тысяч человек. За время беспорядков происходил исход узбеков из Киргизии. 12 июня границу для многочисленных (общее число оценивалось в 100 тыс.) беженцев открыл Узбекистан, но уже спустя два дня вице-премьер Узбекистана Абдулла Арипов заявил о закрытии границы. За двое суток узбекские власти зарегистрировали 45 тыс. беженцев из КР (речь идет только о взрослых людях, точных данных о количестве детей нет). «У нас больше нет места, для того чтобы их размещать», — объяснил г-н Арипов, добавив, что Узбекистан в связи с наплывом беженцев нуждается в помощи со стороны международных организаций. При этом, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, в ходе текущего межэтнического конфликта внутри страны переместились 200 тыс.человек.

ОДКБ не при делах

Временное правительство едва справляется с ситуацией, что подтверждает заявление, которое сделала президент Киргизии переходного периода Роза Отунбаева 12 июня: «Нам нужен ввод военных сил из других стран. Мы обратились за помощью к России... Мы общаемся с главой Российской Федерации Дмитрием Медведевым о вводе физической силы для развода сторон, потому что декрет о применении оружия против провокаторов не выполняется в полной мере». Днем ранее Роза Отунбаева обвинила в Ошских событиях внешние силы, а также киргизские партии и движения, которые стремятся воспрепятствовать проведению референдума по новой конституции, который назначен на 27 июня текущего года. Естественно, в качестве ключевой фигуры в организации беспорядков временное правительство видит свергнутого президента Курманбека Бакиева, однако избегает персонификации. Так, например, в минувшую среду временное правительство выступило с обращением к своему народу остановить братоубийство и насилие. В обращении указано, что беспорядки на юге страны спровоцированы прежними правителями, «чтобы потопить в крови свою бывшую родину». И временное правительство уже собирает доказательства вины экс-президента. Комендант Джалал-Абадской области, заместитель председателя Государственной службы национальной безопасности (ГСНБ КР) Кубатбек Байболов заявил, что «вскоре общественности будут представлены неопровержимые доказательства того, что за кровопролитием на юге республики стоит окружение Курманбека Бакиева». Днем ранее правоохранительные органы Киргизии задержали члена поддерживающей Курманбека Бакиева партии «Ак-Жол» Пайзуллабека Рахманова, который, как утверждают в комендатуре Джалал-Абадской области, уже дает признательные показания. А на минувшей неделе в Великобритании был задержан сын экс-президента Максим Бакиев, и киргизские власти уже заявили, что приложат усилия для его экстрадиции.

Сам Курманбек Бакиев, обосновавшийся в Минске, отверг все обвинения в свой адрес. По его словам, временное правительство неспособно взять ситуацию под контроль и обеспечить безопасность граждан. «Вместо того чтобы своевременно мобилизовать все необходимые ресурсы для локализации конфликта, представители временного правительства раздают интервью и проводят пресс-конференции с целью в очередной раз оболгать меня и моих родных, обвиняя в причастности к беспорядкам на юге», — заявил он, добавив, что Киргизия сегодня находится на грани потери государственности.

Попытка временного кабинета привлечь «физические» силы из-за рубежа пока успехом не увенчалась. Новый секретарь киргизского Совбеза генерал Алик Орозов и исполняющий обязанности министра иностранных дел страны Руслан Казакпаев в минувшую среду вылетели в Москву для консультаций с генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николаем Бордюжей. Г-н Бордюжа повторил то, что уже заявлял: государства — члены ОДКБ окажут поддержку правоохранительным органам Киргизии, чтобы нормализовать ситуацию на юге республики. По итогам двухдневных консультаций решено: Казахстан и Россия поставят в Кыргызстан по линии ОДКБ около 9 военных вертолетов.

Затишье после бури

Киргизские власти, по-видимому, полагают, что конфликт уже исчерпал свой потенциал. «В вводе каких-либо войск в республику сейчас необходимости нет. Ситуация успокоилась. Мы справляемся», — фактически взяла свои слова обратно в минувшую пятницу Роза Отунбаева. Три дня с 16 июня были объявлены в Киргизии траурными, а киргизские и узбекские аксакалы в Джалал-Абаде провели встречу-примирение. Аксакалы решили чаще встречаться друг с другом, учить младших мирным способам разрешения конфликтов и пожурили местные власти за отрешенность от народа.

[inc pk='1462' service='media']

Тем временем местные власти демонстрируют неспособность оперативно решать гуманитарные проблемы. Источники, находящиеся в зоне межэтнического конфликта, сообщают, что жители Оша из-за продолжающихся беспорядков не могут добраться до центра территориального общественного самоуправления (ТОС), которое распределяет гуманитарный груз в 160 тонн, прибывший сюда в минувший вторник. Да и сама дорога к аэропорту, куда доставляют помощь, небезопасна: вдоль нее продолжаются вооруженные стычки. Таким образом, жители Оша используют собственные запасы продовольствия, сделанные до начала беспорядков. Как сообщают сразу несколько киргизских информагентств, вооруженные силы, введенные в город для подавления беспорядков, также не получают помощи и просят еду у жителей. «Гуманитарная помощь оказывалась стихийно и с первого дня. Каждая партия по своим каналам отправляет гуманитарную помощь», — подтверждает г-жа Кабилова.

В минувшую среду о поставках гуманитарной помощи в район межэтнического конфликта заявил ряд стран, в том числе и основные страны-игроки региона. В тот же день в аэропорту Оша приземлились 3 борта Министерства чрезвычайных ситуаций РФ со 130 тоннами груза — это одеяла, консервы и сахар. В свою очередь, пресс-служба американского посольства в КР заявила, что правительство США выделяет на оказание помощи народу Кыргызстана 10,3 млн долларов. Помощь КР окажет и Китай: правительство КНР выделило Кыргызстану гуманитарную помощь на сумму 5 миллионов юаней (735 тыс. долларов).

Аналитики уверены, что для эффективного устранения последствий конфликта киргизским властям стоит несколько изменить модель взаимодействия с политическими силами страны и своими гражданами. «Власть заложила основы алгоритма девиантного политического поведения еще во время «тюльпановой революции», — рассказывает аналитик центра стратегического анализа и прогнозирования КазНУ Бауржан Палымбетов, — поощрялись действия по свержению законно избранной власти, смены режима. Отсутствие правовой культуры не могло не проявиться. В ходе последнего переворота граждане понимали, что за нарушение законов этой страны им ничего не будет. Поэтому проблема может быть решена привязкой к наказанию за антиконституционные действия». По мнению руководителя службы стратегического планирования российской Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, политическое благополучие Киргизии зависит от того, насколько эффективные действия предпримут местные генералы и полковники. «Есть центр силы — Комитет национального спасения (КНЕС) (который, впрочем, нелегитимен. — «ЭК»), — говорит г-н Собянин. — Комитет должен собрать всех силовиков, всех тех, кто должен вернуть Киргизию в цивилизованную жизнь. Иначе произойдет надлом нации. Также надо наладить разные формы работы (открытые и закрытые) политических сил внутри КНЕСа».

Заместитель директора центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Сайфулло Сафаров полагает, что решить и данную проблему, и весь политический кризис в Киргизии может политика примирения, которую в свое время опробовал Таджикистан. «Следует амнистировать всех виноватых: раньше были виноваты «акаевцы» и «бакиевцы», теперь временное правительство, — говорит г-н Сафаров. — Все они должны сесть за круглый стол».

Принуждение к дружбе народов

Заявление киргизского руководства о возможности использования миротворцев воспринимается в экспертном сообществе противоречиво. Помимо прочего, дискуссии экспертов вызывает модель наиболее приемлемого формата миротворческого присутствия.

Александр Собянин уверен, что в качестве миротворцев больше подходят российские войска. «Как вы можете представить между киргизом и узбеком казаха или таджика с автоматом?», — недоумевает г-н Собянин. Сайфулло Сафаров также считает, что Россия должна принимать самое активное участие в урегулировании конфликта: «Это зона ответственности России, она самая заинтересованная сторона в стабилизации ситуации. Конечно, и Казахстан, и Узбекистан, и Таджикистан должны оказать содействие и помощь», — отмечает эксперт.

Аналитик казахстанского Института политических решений Александр Князев уверен, что в качестве миротворцев должны выступить российские и казахстанские войска в силу того, что в Киргизии налицо экономические интересы этих двух стран. «Казахстанские вооруженные силы должны обеспечить соблюдение своих интересов, в том числе и в отношении гидроресурсов, минимум на 15 лет», — отметил он. Аналитик уверен, что миротворцы не должны вести активные боевые действия, их задача — обеспечить стабильность, поступление гуманитарных грузов.

«Давно пора было вводить миротворцев, — считает узбекский политолог Владимир Парамонов. — Не для того, чтобы разделить страну и нарезать себе куски, а для того, чтобы спасти жизни простых людей, обеспечить коридоры беженцам и распределение гуманитарной помощи».

На минувшей неделе американский канал CNN распространил анонимное заявление некоего высокопоставленного американского чиновника. Он не исключает, что США готовы отправить в зону межэтнических конфликтов в Кыргызстан своих военных для урегулирования ситуации. Но анонимный источник уточнил, что США не собираются действовать в одиночку, впрочем, эксперт исключает и вероятность одностороннего ввода российских войск.

Киргизский политолог Марс Сариев выражает противоположное мнение, что ввод миротворцев извне вовсе не нужен: «Любые миротворческие войска в Киргизии будут восприняты частью населения как оккупационные. Вне зависимости от того, кто это будет — россияне, натовцы или войска ОДКБ».

Мнение г-на Сариева разделяет и зав­кафедрой политического управления Академии государственного и общественного управления при президенте Республики Узбекистан Рустам Джумаев. «Проблему Кыргызстана должны решать прежде всего Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. Не следует привлекать международные организации вроде ШОС, а также Россию», — говорит он. Г-н Джумаев выражает опасение, что введя войска в Киргизию, Россия окажется втянута в ситуацию, подобную той, которую имеет США в Афганистане.

Зажженный фитиль

Как бы скоро ни были решены проблемы на юге Киргизии, с уверенностью можно утверждать, что Центральная Азия получила еще один серьезный очаг нестабильности, где на сегодняшний день, пускай и эпизодически, идут боевые действия, не срабатывают законы и нарушаются права человека. А это как раз та среда, в которой (это показывает опыт Афганистана) благоприятно чувствуют себя экстремисты. Конечно, Ошская область, как и вся Ферганская долина, и так является традиционно проблемной зоной, через которую осуществляется наркотрафик. Слабость государственной власти тут сиюминутно компенсируется усилением группировок, контролирующих каналы транспортировки наркотиков.

Кроме того, Ошские события показали, как несложно разжечь межэтнический конфликт среди люмпенизированных слоев титульной нации и диаспоры и какой размах этот конфликт принимает. Не исключено, что данный сценарий может быть использован во всех государствах Центральной Азии, где есть диаспоры (люмпенизация вследствие низкого уровня жизни налицо во всех странах), едва там в силу каких-либо причин произойдет ослабление госаппарата. «При бедности населения и при существовании крупных анклавов диаспор любой конфликт приводит к этническому противостоянию», — считает г-н Палымбетов. И опасность даже не столько в военной агрессии против какого-либо государства: механизмы ОДКБ, куда входит большинство стран региона, предусматривают коалиционные ответные действия. Главная угроза — это локальные гуманитарные катастрофы, которые может вызвать исход беженцев на историческую родину. Как выясняется, эффективных и оперативных механизмов, чтобы справляться с гуманитарными катастрофами, в регионе пока нет.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?