Наказание для бизнеса

В Казахстане необходимо менять концептуальные установки государственной конкурентной (антимонопольной) политики. Акцент на защите прав потребителей ограничивает конкуренцию на рынке

Наказание для бизнеса

Антимонопольное регулирование, имеющее более чем вековую историю, является одним из наиболее важных направлений деятельности государства. В нашей стране после ряда лет, когда антимонопольный орган незаслуженно был оттеснен на второстепенные роли, в последние годы проведены институциональные реформы, которые при условии корректировки концептуальных основ государственной конкурентной политики могут привести к реальным положительным результатам для экономики страны.

Традиционно в мире признается, что целью антимонопольных органов является защита экономической конкуренции и через обеспечение такой защиты — удовлетворение интересов потребителей, повышение эффективности экономики и т. д.

Цели антимонопольного регулирования достигаются за счет ограничения свободы предпринимательской деятельности, причем не только субъектов рынка, обладающих значительной рыночной властью, но и тех предпринимательских организаций, которые не обладают возможностью в одностороннем порядке в значительной степени влиять на рынок. При этом антимонопольное регулирование, как и любое другое вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов, препятствует субъектам рынка в увеличении их прибыли и доли на рынке.

Нерациональное ограничение свободы предпринимательской деятельности может причинить значительный вред бизнесу и экономике страны в целом. В этой связи чрезвычайно важным является соблюдение баланса между целью государства по развитию предпринимательской деятельности, с одной стороны, а также целью по защите конкуренции — с другой.

Как показывает передовой опыт антимонопольного регулирования в мире, государство должно крайне щепетильно относиться к свободе предпринимательской деятельности и ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов только в исключительных случаях. Однозначно, что антимонопольное регулирование вместо защиты конкуренции не должно приводить к превалированию текущих прав и краткосрочных интересов потребителей над интересами бизнеса и долгосрочными экономическими целями государства. В ином случае такая политика может причинить серьезные отрицательные последствия для экономики страны.

В нашей стране концептуальные законодательные и административные установки антимонопольного регулирования нацелены в первую очередь именно на выполнение цели по защите прав потребителей и удовлетворению их краткосрочных интересов. При этом достижение данной цели зачастую обеспечивается, даже если это может повлечь ограничение конкуренции на рынке. Таким образом, антимонопольный орган в нашей стране в большей степени вынужден выполнять функции органа по защите прав и краткосрочных интересов потребителей, а не органа по защите конкуренции.

Защищая краткосрочные интересы и права потребителей, тем более без учета того, что зачастую субъекты рынка в реальности не обладают значительной рыночной властью, мы объявляем преступным стремление к успеху в бизнесе. На самом деле целью бизнеса, как бы это резко ни звучало, является стремление стать главным на рынке, зарабатывать больше всех, получить рыночную власть, т.е. смягчить влияние конкуренции и даже устранить конкуренцию. Поэтому закон о конкуренции может служить инструментом для наказания бизнеса.

Более наглядным отрицательным следствием концептуальной направленности антимонопольного регулирования на обеспечение краткосрочных интересов и прав потребителей является то, что за совершение злоупотребления доминирующим положением путем ущемления законных прав конкретного конечного потребителя должны налагаться такие же санкции, как и за злоупотребление доминирующим положением путем ограничения конкуренции в целом на рынке. В результате, к примеру, доминирующий телекоммуникационный оператор может понести одинаковую ответственность как за отказ в оказании услуг связи одному из конечных потребителей, так и за отказ конкуренту в предоставлении услуг по присоединению к своей сети, несмотря на то что в указанных случаях размер вреда является несоизмеримым. Учитывая то обстоятельство, что антимонопольный орган в своей практике штраф за монополистическую деятельность рассчитывает в процентах от годового оборота (выручки) субъекта рынка, штраф на доминирующего субъекта за ущемление прав одного из миллионов потребителей может составить астрономическую цифру.

Очевидно, что конкурентное законодательство не должно конкурировать как с законодательством о защите прав потребителей, так и иным законодательством в достижении их целей. Цель защиты интересов потребителей в конкурентном законодательстве должна носить опосредованный характер через достижение цели по развитию и защите конкуренции. При наличии на рынке эффективной конкуренции интересы потребителей должны считаться защищенными и в конкурентном праве она не должна рассматриваться в качестве его непосредственной цели. В отсутствие эффективной конкуренции интересы потребителей могут признаваться в качестве непосредственной цели конкурентного права, и оно должно обеспечить такой уровень удовлетворенности интересов потребителей, который был бы при отсутствии барьеров входа на рынок и, соответственно, наличии на рынке эффективной конкуренции.

В этой связи необходимо вносить корректировки концептуального характера в конкурентное законодательство, чтобы целью антимонопольного органа была защита экономической конкуренции, и, соответственно, исключить нормы, которые ведут к наступлению необоснованно вредных для предпринимательства и экономики в целом последствий.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики