Трудолюбивое КАСКО

Улучшить сбор премий по добровольному страхованию автотранспорта можно за счет улучшения бизнес-модели

Трудолюбивое КАСКО

Начало текущего года принесло страховому рынку разочарование. За четыре первых месяца 2010 года премии по КАСКО (добровольному страхованию автотранспорта) упали на 36%, тогда как год назад падение было гораздо меньшим — 21%. У 13 из 25 компаний, работающих с КАСКО, сбор премий оказался ниже результатов 2009 года. В среднем он снизился на 45%.

Падение сборов по КАСКО — тревожный сигнал для страхового рынка. Добровольное автострахование, в отличие от обязательного, показывает реальный спрос на услуги со стороны населения и компаний. Учитывая, что прошлогодние объемы страхования КАСКО были завязаны на банковском кредитовании населения и деловой активности компаний, которые за время рецессии сократились, страховщики не смогли возместить потери за счет розничного бизнеса.

Банки замедленного действия

Страховщики отмечают несколько причин снижения сбора премий КАСКО. Во-первых, фактор сезонности — к лету потребности в страховании падают. Как считает директор департамента розничного страхования компании «Альянс Полис» Константин Табала, в этот период у людей возникают более приоритетные траты — на отдых, отпуск или ремонт жилья. Спрос, как правило, восстанавливается к сентябрю.

Второй — более глобальный — фактор снижения премий связан с сокращением банковского кредитования. Согласно статистике Национального банка, за четыре месяца 2010 года кредиты банков населению на потребительские цели сократились в 1,3 раза — с 1,04 трлн до 837 млрд тенге по сравнению с тем же периодом 2009 года. Одновременно почти в два раза выросла просрочка физических лиц по кредитам банков, с 67 млрд до 124 млрд тенге.

И хотя банки прекратили активно выдавать кредиты два года назад, на премиях КАСКО это сказалось только сейчас. «В 2009 году по сравнению с 2008 годом падение страхования КАСКО составило всего 21%. Хотя это также много для рынка, поскольку страховой портфель компаний небольшой. Скорее всего, есть некоторый временной лаг, за время которого физические лица страховались по инерции, находили средства нести расходы по страхованию. Но сейчас мы ощущаем спад потребительского спроса. При этом банки хоть и не выдавали новые кредиты, зато поддерживали старые, когда заемщики ежегодно возобновляли договоры страхования. Скорей всего, многие кредитные периоды заканчиваются в этом году, поэтому налицо резкий спад», — поясняет председатель правления компании «Сентрас Иншуранс» Талгат Усенов.

В-третьих, в рамках вступления страны в Таможенный союз активно муссировались разговоры о введении льгот на ввоз автомобилей. Многие потребители заняли выжидательную позицию и не были готовы покупать новые авто в кредит. «В связи с тем, что вопрос повышения пошлин отложен на год и, кроме того, цены для физических лиц будут еще выгоднее (с 1 июля 2010 года введены льготы на ввоз автомобилей физическими лицами. — Прим. ред.), автокредитование немного стабилизируется. И возможно, что к середине этого года мы увидим восстановление объема премий по КАСКО. Хотя оно не будет 100-процентным, мы получим лишь некий отскок вверх, когда минус сократится, но все же останется», — уверен г-н Усенов.

Из-за слабого проникновения страхования, виной которому является мизерная прослойка среднего класса в обществе, физических лиц, готовых платить за добровольную страховку своих имущественных интересов, не так много. Основные клиенты страховых компаний по КАСКО — корпорации. И в ближайшие два-три года, по мнению эксперта, ситуация вряд ли изменится.

Остается ждать кардинального восстановления банковского кредитования населения. Однако сегодня банки не готовы массово выдавать автокредиты. Во-первых, банки не имеют достаточно большого количества относительно дешевых денег, как несколько лет назад. Во-вторых, банки сегодня борются за улучшение качества своих кредитных портфелей, которое тем не менее снижается. И пока проблема не решена, активно наращивать бизнес им не с руки. В-третьих, как считает управляющий директор АТФ Банка Иван Радойчич, рынок автомобилей на сегодняшний день достаточно непостоянный, очень чувствительный к экономическим изменениям и рискованный как с точки зрения ведения бизнеса со стороны продавцов, так и со стороны покупателей, желающих приобрести автомобиль в кредит. Условия для автомобильного бизнеса ухудшились. Повышение таможенных пошлин сильно ударило по спросу клиентов: стоимость машин подскочила на 30—50%, при этом оценочная стоимость автомобиля стала чрезвычайно нестабильной. Негативный новостной фон и обсуждения изменений в законодательстве заставляют банки более осторожно подходить к кредитованию в данном сегменте. Хотя спрос на приобретение машины в кредит присутствует, но ввиду рискованности рынка условия предоставления подобных займов достаточно жесткие, что приводит к ситуации, когда спрос выше предложения.

По мнению банкира, автокредитование развивалось бы гораздо активнее, если бы у банков был твердый залог, что полностью искоренило бы риск невозврата займа. Движимому имуществу такие условия может обеспечить длительный срок страхования залогового обеспечения, которым выступает приобретаемый автомобиль. «На сегодняшний день существуют двусторонние программы страхования авто, они не очень доступны для населения, но практически полностью покрывают случаи частичной или полной утраты автомобиля. Если бы страховые компании обеспечили доступность подобных страховых программ для населения и на более длительные сроки, то рынок автокредитования приобрел бы иной темп развития», — полагает г-н Радойчич.

Когда будет рост

Тем не менее рынок имеет прекрасные перспективы. Например, в России объемы продаж по КАСКО соответствуют объемам продаж по обязательному страхованию ответственности автовладельца. В отличие от Казахстана, где КАСКО значительно отстает от обязательных премий. Так, за четыре первых месяца КАСКО собрало 1,7 млн тенге, а ГПО ВТС — 5,9 млн тенге. В идеале объем страхования КАСКО должен увеличиться до объема премий обязательного страхования автовладельцев.

Проблема в том, что КАСКО — вид страхования, который надо уметь продавать. А рынок КАСКО в Казахстане мал, и продажи в основном идут через банковские каналы. Концентрация рынка такова, что на семь крупных компаний приходится больше 70% объема премий.

Поэтому ключевой задачей ставится вопрос создания работающей агентской сети. Несмотря на то что розница — дорогое удовольствие, наиболее крупные неаффилированные страховые компании уже завершили построение региональной сети (открытие филиалов и представительств) и приступили к созданию каналов агентских продаж. По мнению Константина Табалы, рост страхования КАСКО можно также стимулировать за счет проведения страховыми компаниями активных рекламных и маркетинговых акций. «Возможно, страховщики будут реализовывать определенные промо- и рекламные акции по данным программам страхования. Со своей стороны отмечу, что низкая страховая грамотность населения, безусловно, влияет на недостаточно высокий спрос на программы КАСКО. Распространено ошибочное мнение многих водителей о том, что страховые программы добровольного автострахования дорого стоят. Чтобы повышался уровень страховой грамотности казахстанцев, конечно, необходимо лояльное участие в формировании страховой культуры со стороны СМИ», — говорит эксперт.

Заместитель председателя правления Нефтяной страховой компании Мурат Кылышбай более оптимистичен: «По сравнению с прошлым годом мы шагнули вперед в повышении страховой культуры и понимании потребителями важности страхования. Хотя говорить о формировании полноценной страховой культуры, конечно же, рано. С возможным наращиванием потребительского кредитования банками, в капитал которых зашел фонд “Самрук-Казына”, мы ожидаем определенного оживления по автокредитованию. Вместе с активной работой агентских сетей до конца года вполне возможен прирост премий по КАСКО».

Успеть построить бизнес

Развитие розницы важно еще и потому, что с 1 января 2015 года страховщикам будут повышены налоги. На данный момент страховые компании имеют льготное налогообложение, уплачивая 4% с собранных премий и не выплачивая 20-процентный налог с прибыли. Получается, что из 100 тенге премий только четыре идут в бюджет, а 96 остаются у компании на развитие, расходы и страховые выплаты. Все, что потом остается у компании, составляет ее прибыль. И, надо сказать, остается немало. Страхование в Казахстане наименее убыточная деятельность. Средний коэффициент убыточности по рынку равен 23%. С 2015 года страховое налогообложение планируется привести в соответствие с общим режимом. Одновременно страховщики прогнозируют повышение убыточности страхового рынка. «Развитие западных рынков показывает, что с ростом культуры страхования повышается его убыточность. В Казахстане уровень убыточности сравнительно низок. В частности, по самому массовому виду страхования — ГПО автовладельцев — из-за невысокой страховой культуры, а также бюрократических барьеров, увеличивающих сроки получения подтверждающих документов от госорганов, многие клиенты предпочитают урегулировать аварийную ситуацию минуя страховую компанию, не вся информация о страховых случаях доходит до страховой компании. Естественно, выплаты ниже возможных, и доход компании больше», — комментирует ситуацию Мурат Кылышбай.

Возникает вопрос, смогут ли компании в 2015 году нарастить сбор страховых премий до докризисного уровня, чтобы не бояться увеличения налогового бремени?

«Впереди еще четыре года, я думаю, что за этот период страховщики все-таки смогут поставить нормальное рыночное страхование, особенно розничное, и будут готовы платить налоги на общем основании, — считает Талгат Усенов. — На сегодняшний день налоговые льготы помогают перетоку финансовых потоков из других структур финансовой группы именно в страховую компанию. Льгота была оправданна на стадии становления страхового рынка, но сейчас компании уже встали на ноги. И в последующие 2—3 года в связи с принятыми законодательными изменениями и требованием регулятора о повышении капитализации они смогут стать еще крепче, и тогда полноценно заработают рыночные механизмы».

Эффективное использование агентской сети, новые продукты и сервис внесут значительный вклад в увеличение объемов страховых премий. Однако меры не будут полными без изменения отношения к инвестиционной прибыли. В отличие от западных коллег, наши страховщики предпочитают зарабатывать от основной деятельности, не уделяя большого внимания инвестированию активов. Поскольку низкий уровень убыточности позволял финансово «расслабиться». Тем не менее данные статистики уже показывают рост доходов страховых компаний от инвестиционного управления активами. Весомым шагом, позволяющим страховому рынку получать хороший инвестиционный доход, может стать передача управления страховыми активами в конкурентную среду. Большинство местных страховщиков — аффилированные с банками компании, активы которых инвестируются банковской управляющей компанией, для которой важен финансовый результат в целом по группе, а не для отдельной страховой компании. Портфели страховых компаний закрытые, но, скорее всего, многие из них управляются неэффективно.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности