Впереди паровоза

Впереди паровоза

Время от времени «Назик» опережает время со своими предложениями рынку. Около пяти лет назад компания стала изготавливать разноцветные, сделанные из свеклы, моркови, шпината маленькие пельмешки «Балам» — они должны были понравиться детям и, как следствие, их родителям. Однако в те годы продукт испугал молодых мам. Сейчас одна из отечественных компаний успешно продает такие пельмешки, и «Назику» входить второй раз в ту же реку нет смысла. Также «Назик» пытался продавать в своих магазинах живое итальянское мороженое, которое готовится прямо на месте и продается в специальном контейнере, благодаря чему довольно долго сохраняет первоначальные свойства. Компания приобрела дорогостоящее оборудование в самой Италии, однако продажи пошли плохо и вскоре «Назик» от идеи вынужден был отказаться. Татьяна Семенова, впрочем, уверена, что в не столь отдаленном будущем кто-нибудь приобретет в Алматы соответствующее оборудование и сделает на живом мороженом неплохие деньги.

Преждевременные запуски — один из эффектов той системы принятия решений, которая принята в компании. Впрочем, по словам вице-президента «Назика», в подавляющем большинстве случаев она эффективна. Главный инструмент при выведении товара на рынок — интуиция. Причем, как правило, речь идет о даре предвидения основательницы компании Татьяны Семеновой или ее дочери Анны Мирте. «На кулинарном совете будут сидеть пятнадцать человек, — говорит Анна. — Им новый продукт может нравиться, но если он не нравится нам, он не идет в производство. В одном случае из трех на предложения, которые мне не по душе, я соглашаюсь. Но в итоге оказывается, что я была права — несимпатичный мне продукт или товар в неудачной, с моей точки зрения, упаковке продается, как правило, плохо».

Исследования рынка, по мнению Анны Мирте, в таком бизнесе не совсем уместны: «Покупателя нужно приучать к тому или иному продукту, оформлению. Постепенно ему прививается вкус, он привыкает к новому. Сразу оно может и не выстрелить, но спустя время люди начинают активно покупать необычный товар, советовать взять его знакомым». Тут, пожалуй, уместно провести сравнение с фэшн-индустрией.

Любовь Толмачева говорит, что нужная информация часто поступает и от продавцов: «Они напрямую с покупателями контактируют, поэтому и лучше всех знают, чего те хотят. Торт ли, колбасы ли какие-то. Люди много сейчас ездят по миру, спрашивают, есть ли у нас то-то или это. Технологи, получив сведения, начинают думать, как сделать тот или иной продукт».