Морально не готовы

Отечественному разработчику беспроводных систем контроля и управления мешают развиваться слабая инфраструктура бизнеса и ментальность общества

Морально не готовы

Сегодня технологии беспроводной передачи информации, к которым относятся радиочастотные системы автоматической идентификации и системы спутниковой навигации со встроенными каналами передачи данных, позволяют передавать сигналы на любые расстояния и контролировать состояние удаленных подвижных и неподвижных объектов, дистанционно управлять ими. Например, системы глобального позиционирования (GPS) нужны не только автомобилистам, хотя именно в этой области их применение наиболее массово. Их экономическое предназначение — минимизация издержек в производстве и бизнесе. Технический директор казахстанской компании ZERECON Владимир Лазаренко считает, что из-за отсутствия широкого спроса явной конкуренции в этом сегменте на отечественном рынке пока нет: «Сейчас в Казахстане около десяти компаний. Все они — дистрибьюторы, представляющие российскую, китайскую, корейскую, турецкую и израильскую продукцию». ZERECON — единственная отечественная компания, охватывающая весь производственный цикл: от постановки конкретной задачи до технического исполнения, со всей сопровождающей документацией (протоколами испытаний, стандартами, сертификатами). Компания сама продвигает и продает свой продукт. Но пока это ей удается не так, как хотелось бы. Несмотря на то что навигационные системы очень эффективны и успешно работают на Западе, у нас их практически не используют. Востребованность подобных услуг определяется уровнем организации бизнес-процессов и моральной готовностью предпринимателей и чиновников, которые мало верят в то, что этот продукт можно изготовить силами отечественных специалистов.

Дорога без контроля

Как показывает история компании, ее сотрудничество с государством дальше пилотных проектов и получения патентов так и не продвинулось. В 2005 году состоялась выставка «Инновационный Казахстан», где ZERECON презентовал систему идентификации подвижного железнодорожного состава. Эта система запатентована и сертифицирована в Республике Казахстан, защищена двумя международными евразийскими патентами, действие которых распространяется на Россию и Беларусь. «Идею этой системы разработали американцы в конце 80-х годов. Потом россияне создали ее аналог, который начали применять у себя и выдвинули требования — без оснащения датчиками этой системы ни один вагон на территорию РФ не заедет. Наша железная дорога объявила тендер на установку подобной системы. Мы же ее предлагали и раньше», — рассказывает г-н Лазаренко. Компания успешно разработала и запустила пилотный проект на четырех железнодорожных станциях — Сороковая, Пресногорьковская, Экибастуз и Кокчетав. Этим дело и ограничилось, систему на баланс не поставили, а установленное оборудование сейчас не работает. Проект не состоялся по парадоксальной причине — незаинтересованности КТЖ. По словам Владимира Лазаренко, «благодаря обеспечиваемому системой контролю подвижного состава разовая экономия могла составить, как минимум, 10% его стоимости. В Казахстане около 60 тыс. вагонов, стоимость самого дешевого — 50 тыс. долларов, экономия бы составила 300 млн долларов. Система сокращает простои и исключает пропажу вагонов. КТЖ — одна из самых крупных структур в Казахстане по объемам проходящих через нее денежных средств. Если поставить нашу систему контроля — деньги бы перестали уходить налево и поступали бы в казну».

Мимо кассы

В том же году компанию пригласили разработать беспроводную систему, контролирующую движение пассажирского транспорта в Алматы. «Но за время работы поменялось руководство города. Новые чиновники не проявили интереса к этой теме. Но мы ее не бросили, понимая ее перспективность», — рассказывает Владимир. GPS на пассажирском транспорте города все же были установлены, но не отечественного, а корейского производства. По словам технического директора компании ZERECON, это дорогое оборудование: «Если наш терминал для автобуса стоит 150—200 долларов, то корейский в разы дороже». Сейчас установленная на алматинских автобусах корейская система не работает. Новое руководство акимата Алматы планирует установку диспетчерской системы во вновь создаваемых муниципальных автобусных парках. «Наши специалисты помогают консультациями и составляют документацию по этому вопросу, — рассказывает г-н Лазаренко. — Сейчас на алматинском рынке автобусных перевозок работает около пятидесяти компаний, 1850 автобусов. И только 10% дохода от автобусных перевозок поступает в бюджет, остальные 90% — в частный карман».

У компании есть патент на радиочастотную систему контроля в сельском хозяйстве, улучшающую поголовье крупного и мелкого рогатого скота. При помощи шприца капсула с радиочастотной меткой вводится под кожу животного. Устанавливаются антенны, фиксирующие его местоположение. По идентификационному номеру можно получить информацию о его родословной. Система позволяет контролировать весь скот в стране. «В отечественном сельском хозяйстве других аналогов нет, — утверждает Владимир. — Патент разработан не как госзаказ и не на грант, а по инициативе самой компании. Сейчас он пылится на полке. В Минсельхозе о нем знают. Мы пытались продвинуть наши разработки через Инновационный фонд, но его эксперты к ним интереса не проявили».

Встречают по одежке

Недавно компания получила сертификат СТ КZ о 67-процентном казахстанском содержании — не смогла предоставить накладные, что изготавливает корпуса в Казахстане, и доказать чиновникам, что главное не оболочка, а содержание — интеллектуальные разработки. «Принципиальная схема устройства, топология печатной платы, программные компоненты — это и есть отечественный интеллектуальный продукт, — уточняет Владимир Лазаренко. — Технологий производства печатных плат по нашим чертежам в Казахстане нет. Мы вынуждены заказывать их в Китае, на заводах Шеньженя, где делают дешево и качественно и под контролем нашего специалиста. Там же производится их автоматизированная сборка. Здесь, в Алматы, мы производим окончательную сборку и настройку изделий, установку программ и проводим лабораторные испытания. Помимо завода в Шеньжене у нас есть другие контрагенты, выполняющие работу по нашему заказу. Например, изготавливающие корпуса или рекламную продукцию, оформляющие конструкторскую документацию». Преимущество своей компании технический директор видит в том, что она производит системы, адаптированные к отечественным условиям: «Импортное оборудование, как правило, либо очень дорогое, либо не подходит к нашим сотовым и интернет-сетям. Наши сети, особенно в регионах, работают плохо. Скорость низкая, неудовлетворительное качество связи. Клиент должен подстраиваться под оборудование, которое приобрел. С нами все наоборот — мы подстраиваемся под клиента, его потребности. Если что-то в процессе работы требуется — мы дорабатываем, совершенствуем, — рассказывает г-н Лазаренко. — Мы сами производим и продаем, а конкуренты перекупают. Если у клиентов ломается терминал, то мы сразу ставим новый, в то время как компании-дистрибьюторы его снимают и отправляют на завод для экспертизы. Процедура занимает месяц. Мы делаем все сами, поэтому у нас быстрее».

Брендовое мышление

Что касается частного сектора, то и тут круг клиентов компании невелик. Это средний и малый бизнес — в основном это компании, занимающиеся развозкой товаров по маршрутам, перевозкой и охраной объектов, обслуживанием нефтяных предприятий. Например, «Интерфуд», «Океан-5», «САФ-21». Низкий спрос Владимир объясняет тем, что компании не хотят вкладывать деньги. Приобретенная система окупает себя далеко не сразу. Инвестиции начинают оправдываться только через полгода. Частные структуры по-прежнему плохо информированы. «Для них главное — бренд. Они недоверчиво относятся к отечественным разработкам. Не верят в то, что такую продукцию мы можем делать сами», — переживает он. Серьезным препятствием для внедрения инноваций в производство становится низкий профессионализм персонала. «Однажды у нас был заказ на GPS-оборудование для автопарка, но там не оказалось специалистов, чтобы его подключить и использовать. Не смогли организовать простейший технологический процесс», — сокрушается он. Проблемы с кадрами возникают и у самой компании, которая вынуждена иногда прибегать к помощи российских специалистов. «Одного сотрудника компании переманили в Россию, другого — в Китай. Им предложили хорошие деньги. Это инженеры-разработчики высокого уровня», — сожалеет технический директор компании ZERECON.

Борьба с вредительством

Услуги дистанционного контроля помогают сделать бизнес более эффективным, четко организованным и прозрачным, исключают махинации, нецелевое использование и черную кассу. Возможно, поэтому они у нас недостаточно востребованы. «Мы вынуждены адаптировать и поддерживать работу наших систем фактически в условиях боевых действий. К нам звонят из компании — ваше оборудование перестало работать. Приезжаем, смотрим — иголка в проводе торчит. Исправляем. Через некоторое время опять поломка. В этот раз антенна прикрыта кастрюлей, чтобы не поступал сигнал. В ответ мы разработали программу, учитывающую подобные инциденты. Теперь мы фиксируем, где, когда и как произошла поломка. Все вносится в базу. Такие истории повторяются часто», — утверждает г-н Лазаренко.

Один из факторов, препятствующий росту спроса и развитию потенциала компании — отсутствие заказов. Чтобы разработать тот или иной проект и довести его до промышленного образца и внедрить в производство — нужен крупный заказчик. Таким заказчиком для отечественной компании, занимающейся собственными разработками, может стать государство. Но пока не все наши чиновники готовы к эффективным, отлаженным, а главное, прозрачным схемам контроля. Не готов к ним и отечественный бизнес. Отсутствие спроса на услуги, снижающие издержки и оптимизирующие бизнес-процессы, — симптом, не развивающейся, а деградирующей экономики. По-прежнему действенной остается логика: зачем делать что-то самим, если это можно купить и перепродать?

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее