Закат невзошедшей звезды

Реализация крайне амбициозного нефтеэкспортного проекта — Казахстанской каспийской системы транспортировки — переносится на неопределенный срок. Причина — неясность со сроками получения «большой нефти» на Кашагане

Закат невзошедшей звезды

Сроки реализации строительства Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) переносятся с 2012 года на более поздний срок, об этом в интервью агентству Trend заявил председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин. Одни специалисты связывают причины отсрочки с необходимостью усиления экологических мер после аварии на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе. Другие — с тем, что акционеры Кашагана не могут договориться о сроках, когда пойдет «большая нефть».

Напомним, что в рамках этого проекта предусматривается создание новой, состоящей из двух сегментов, нефтетранспортной инфраструктуры: соединяющего месторождения Кашаган, Тенгиз и порт Курык трубопровода Ескене—Курык и собственно Транскаспийской системы — от порта Курык (где планируется строительство нефтеналивного терминала для приема крупнотоннажных танкеров) до Баку, откуда нефть пойдет на мировой рынок по трубопроводу Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД) и железной дорогой до Батуми. Планируемая пропускная способность нефтепровода Ескене—Курык на первом этапе составит 23 млн тонн в год с последующим расширением до 56 млн тонн. По предварительным оценкам общая стоимость ККСТ составит около 4 млрд долларов. Финансировать проект планируется преимущественно за счет заемного капитала.

Хроника ККСТ

Договор по поддержке и содействию транспортировке казахстанской нефти на международные рынки через Каспийское море и Азербайджан был заключен президентами двух стран еще в июне 2006 года. Подпись Нурсултана Назарбаева последовала сразу после того, как в конце мая акционеры КТК не смогли согласовать условия его расширения с 28 до 67 млн тонн в год и проект «завис».

В январе 2007 года «КазМунайГаз» участники консорциума Agip KCO и СП «Тенгизшевройл» подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. В конце 2008 года национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана — «КазМунайГаз» и SOCAR — подписали соглашение об основных принципах реализации ККСТ. Стороны договорились, что проект должен быть реализован в 2013—2014 годах. В марте 2009 года «КазМунайГаз» объявил о создании дочерней компании «КМГ-Транскаспий», которая займется исключительно реализацией проекта ККСТ. В октябре прошлого года глава «КазМунайГаза» Каиргельды Кабылдин сообщил, что ввести эту систему предполагается к 2013 году.

Очередной информационный «прорыв» последовал 3 июня текущего года, когда на проходившей в Баку конференции Caspian Oil&Gas-2010 главы «КазМунайГаза» и SOCAR заговорили о необходимости форсирования работ по данному проекту, а заместитель вице-президента SOCAR по инвестициям и маркетингу Виталий Беглярбеков заявил о намерении провести тендер на подготовку ТЭО.

Однако едва минуло 10 дней, как «вдруг» выяснилось, что объемы добываемой на первом этапе освоения месторождения Кашаган нефти (370—450 тыс. баррелей в сутки) не могут обеспечить планируемую транспортную систему сырьем и ожидать этого следует не ранее 2016 года. Да и этот срок под сомнением: когда забьют «фонтаны» кашаганской нефти, неизвестно — второй этап освоения месторождения еще не утвержден. Более того, с учетом того что вследствие финансовых и технических сложностей освоения Кашагана сроки его запуска уже трижды продлевались,  любую утвержденную дату можно считать весьма условной. Таким образом, оказалось, что необходимости в строительстве такой системы, как ККСТ, нет.

Факторы невостребованности

Задействованные в проекте ККСТ специалисты SOCAR, «КазМунайГаза», «Шеврона» и Северо-Каспийского консорциума провели целые серии встреч в Баку, Астане, Лондоне, но решить множество задач юридического, технического и организационного характера так и не удалось. В частности, такой актуальный вопрос проекта, как объемы предоставляемой в систему нефти. Как известно, после длительных переговоров с правительством в конце 2008 года акционеры Северо-Каспийского консорциума дали обязательства только по добыче ранней нефти — не позднее октября 2013 года.

Экспертами неоднократно выражались серьезные сомнения в возможности появления к заявленному сроку у республики реальных объемов нефти, которые могли бы оправдать строительство ККСТ. По их оценкам, необходимость в дополнительных экспортных мощностях к 2016 году вряд ли превысит 30 млн тонн, которые можно более чем спокойно транспортировать по системам КТК и Атырау—Самара (после их расширения), а также по нефтепроводу в Китай.

Кроме того, существует еще ряд заметно снижающих востребованность ККСТ факторов. В частности, тарифные аппетиты владельцев БТД и экономически более выгодный турецко-итальянский проект Самсун — Джейхан (мощность 550-километровой трубы на первом этапе 50 млн тонн в год, стоимость около 1,5 млрд евро). ТЭО этого проекта полностью завершено еще в начале 2007 года, да и партнеры здесь финансово состоятельнее. Таким образом, грандиозные планы «большой нефти» Кашагана вновь переносятся в неопределенное будущее. А звезда ККСТ, не успев взойти, закатилась, пополнив список призрачных проектов Казахстана.