Финансовое просветление

Финансовое просветление

В России только на первом этапе будет вложено 10 миллионов рублей в создание межрегионального центра повышения финансовой грамотности россиян. Об этом сказал президент Ассоциации региональных банков (АРБ) Анатолий Аксаков. Как пояснил г-н Аксаков, банки, не дожидаясь запуска государственной программы, решили создать при ассоциации собственный центр финансовой грамотности. Этот центр уже зарегистрирован, а средства на него дали банки, входящие в АРБ.

Центр финансовой грамотности при АРБ будет вести деятельность по трем направлениям. Во-первых, планируется разработать программу, с помощью которой россиянам объяснят, как планировать свой бюджет. Еще одна программа — «Как стать миллионером» — будет нацелена на средний класс и, как ожидается, поможет подготовить «массовых» инвесторов. Третья программа центра уже стартовала в Уфе, она разработана совместно с российскими банками и посвящена потребительскому кредитованию. В дальнейшем планируется внедрить ее в городах-миллионниках, таких как Санкт-Петербург, Ростов, Нижний Новгород, Екатеринбург и Новосибирск.

В России в этом году всерьез озаботились вопросами финансовой грамотности. В марте 2010 года Роспотребнадзор оценивал затраты государства на специальную программу повышения финансовой грамотности россиян в 110 миллионов долларов в течение ближайших 3—4 лет. А в апреле текущего года Федеральная служба по финансовым рынкам запустила проект «Поезд финансовой грамотности» в крупных городах России. Этот проект охватил Нижний Новгород, Казань, Самару, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и Санкт-Петербург.

Планируемая деятельность центра при АРБ несколько напоминает казахстанскую Программу повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан на 2007—2011 годы, которую в настоящее время реализует Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы. Отечественная программа нацелена на предоставление гражданам базовых знаний в области использования различных финансовых инструментов, обучение основным навыкам управления личным бюджетом, а также на увеличение количества и качества источников получения информации, необходимой для повышения финансовой грамотности. Правда, положительные результаты ее работы пока не очевидны.