Лучше, чем завтра и вчера

Несмотря на то что потребительская способность казахстанцев, согласно исследованию консалтинговой компании ICC Business Advisors, восстанавливается, они по-прежнему не готовы брать кредиты

Лучше, чем завтра и вчера

Исследование KZ Business Barometer консалтинговой компании ICC Business Advisors показывает, что покупательская способность потребителей восстанавливается. Как пояснил «Эксперту Казахстан» консультант Дмитрий Головинов, участвовавшие в исследовании респонденты отвечают на вопросы о возможности совершать покупки, откладывать деньги, направлять расходы на улучшение условий и качества жизни через призму своего кармана. По-сути, потребители отвечают на вопрос, готовы ли они сегодня или через полгода тратить деньги на какие-либо цели. Это индекс желаний потребителей, исходя из их возможностей, потратиться сейчас или в будущем.

В целом, согласно опросу, количество людей, оценивших свои возможности по покупке автомобиля, жилья, а также товаров среднесрочного потребления — телевизора, холодильника, мебели, — растет. «Это говорит об улучшении экономической ситуации в стране, которая непосредственно влияет на потребителей и их карманы. Людей, позитивно смотрящих в ближайшее будущее, становится больше», — отмечает г-н Головинов. Так, людей положительно прогнозирующих общую экономическую ситуацию в республике в следующие 3 месяца, большинство — рост по этому показателю за три квартала составил 23,2 пункта (120 во II квартале 2010 года против 96,8 в III квартале 2009 года).

Индекс уверенности потребителей за II квартал 2010 года увеличился на 16,3 пункта по сравнению с III кварталом 2009 года, достигнув позитивного уровня — 105,9. Покупательская сила большей части респондентов выросла за год практически на 30 пунктов, а прогнозируемая в течение ближайшего полугода — на 16 пунктов. Напомним, что индекс колеблется в пределах от нуля до двухсот. Значение индекса меньше 100 означает, что количество пессимистично настроенных респондентов по тому или иному вопросу больше оптимистов, выше 100 — соответственно, наоборот.

Несмотря на то что большая часть респондентов положительно оценивает свои текущие возможности по покупке товаров долгосрочного потребления — этот показатель вырос на 6,9 пункта, составив 96,5, они не уверены, что смогут совершать аналогичные покупки через 6 месяцев. Здесь наблюдается негативная динамика — минус 10,5 пункта (107,5 против 118 три квартала назад). Это означает, что даже несмотря на текущие улучшения, многие респонденты не уверены, что этот тренд продолжится в будущем. При этом количество людей, положительно ответивших на такой вопрос, как вероятность покупки автомобиля в следующие 6 месяцев, за год выросло на 13,8 пункта. Хотя пессимистов по этому вопросу пока еще большинство — 78,1. Здесь, впрочем, свою роль могли сыграть последние инициативы правительства, касающиеся пошлин на автомобили. По такой позиции, как возможность покупки или постройки жилья в следующие 12 месяцев, рост составил 20,3 пункта (индекс — 72,5), вероятность обращения за потребительским займом в следующие три месяца — 18,4 (индекс — 58,9). Несколько выбивается из этого ряда такая позиция, как плнируемые расходы на улучшение жилья в следующие 6 месяцев. Здесь рост за год составил 13,1 пункта, а индекс равен 142,6, что означает явное доминирование оптимистично настроенных людей по этому вопросу.

Большая часть респондентов положительно ответили на следующие вопросы: насколько вероятно, что в течение следующих 6 месяцев вы будете накапливать сбережения (в тенге, иностранной валюте, золоте, депозитах, финансовых инструментах и т.д.)? Какова вероятность, что ваша семья потратится на улучшение жилья (затраты на отопительную систему, побелку (покраску), ремонт кухни или ванной и так далее, исключая мелкие покупки) в течение следующих 6 месяцев?

Отрицательный ответ большинством дан на следующие вопросы: Какова вероятность, что вы обратитесь за займом (потребительское кредитование, другие займы) для финансирования потребительских расходов в течение следующих 3 месяцев? Насколько вероятно, что вы приобретете или построите жилье в течение следующих 12 месяцев? Какова вероятность, что ваша семья приобретет автомобиль в течение следующих 6 месяцев?

При этом на вопрос «насколько изменятся затраты на покупку среднесрочных потребительских товаров (одежда, обувь, предметы кухонного обихода и т.д.) в течение следующих 3 месяцев по сравнению с тремя месяцами назад?» 47,4% ответили, что немного повысятся. 33,5% считают, что эти затраты останутся на прежнем уровне, и лишь 5,9% уверены, что они резко повысятся.

В целом можно констатировать восстановление потребительской способности казахстанцев, которые, тем не менее, пессимистично смотрят в будущее.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее