Лучше, чем завтра и вчера

Несмотря на то что потребительская способность казахстанцев, согласно исследованию консалтинговой компании ICC Business Advisors, восстанавливается, они по-прежнему не готовы брать кредиты

Лучше, чем завтра и вчера

Исследование KZ Business Barometer консалтинговой компании ICC Business Advisors показывает, что покупательская способность потребителей восстанавливается. Как пояснил «Эксперту Казахстан» консультант Дмитрий Головинов, участвовавшие в исследовании респонденты отвечают на вопросы о возможности совершать покупки, откладывать деньги, направлять расходы на улучшение условий и качества жизни через призму своего кармана. По-сути, потребители отвечают на вопрос, готовы ли они сегодня или через полгода тратить деньги на какие-либо цели. Это индекс желаний потребителей, исходя из их возможностей, потратиться сейчас или в будущем.

В целом, согласно опросу, количество людей, оценивших свои возможности по покупке автомобиля, жилья, а также товаров среднесрочного потребления — телевизора, холодильника, мебели, — растет. «Это говорит об улучшении экономической ситуации в стране, которая непосредственно влияет на потребителей и их карманы. Людей, позитивно смотрящих в ближайшее будущее, становится больше», — отмечает г-н Головинов. Так, людей положительно прогнозирующих общую экономическую ситуацию в республике в следующие 3 месяца, большинство — рост по этому показателю за три квартала составил 23,2 пункта (120 во II квартале 2010 года против 96,8 в III квартале 2009 года).

Индекс уверенности потребителей за II квартал 2010 года увеличился на 16,3 пункта по сравнению с III кварталом 2009 года, достигнув позитивного уровня — 105,9. Покупательская сила большей части респондентов выросла за год практически на 30 пунктов, а прогнозируемая в течение ближайшего полугода — на 16 пунктов. Напомним, что индекс колеблется в пределах от нуля до двухсот. Значение индекса меньше 100 означает, что количество пессимистично настроенных респондентов по тому или иному вопросу больше оптимистов, выше 100 — соответственно, наоборот.

Несмотря на то что большая часть респондентов положительно оценивает свои текущие возможности по покупке товаров долгосрочного потребления — этот показатель вырос на 6,9 пункта, составив 96,5, они не уверены, что смогут совершать аналогичные покупки через 6 месяцев. Здесь наблюдается негативная динамика — минус 10,5 пункта (107,5 против 118 три квартала назад). Это означает, что даже несмотря на текущие улучшения, многие респонденты не уверены, что этот тренд продолжится в будущем. При этом количество людей, положительно ответивших на такой вопрос, как вероятность покупки автомобиля в следующие 6 месяцев, за год выросло на 13,8 пункта. Хотя пессимистов по этому вопросу пока еще большинство — 78,1. Здесь, впрочем, свою роль могли сыграть последние инициативы правительства, касающиеся пошлин на автомобили. По такой позиции, как возможность покупки или постройки жилья в следующие 12 месяцев, рост составил 20,3 пункта (индекс — 72,5), вероятность обращения за потребительским займом в следующие три месяца — 18,4 (индекс — 58,9). Несколько выбивается из этого ряда такая позиция, как плнируемые расходы на улучшение жилья в следующие 6 месяцев. Здесь рост за год составил 13,1 пункта, а индекс равен 142,6, что означает явное доминирование оптимистично настроенных людей по этому вопросу.

Большая часть респондентов положительно ответили на следующие вопросы: насколько вероятно, что в течение следующих 6 месяцев вы будете накапливать сбережения (в тенге, иностранной валюте, золоте, депозитах, финансовых инструментах и т.д.)? Какова вероятность, что ваша семья потратится на улучшение жилья (затраты на отопительную систему, побелку (покраску), ремонт кухни или ванной и так далее, исключая мелкие покупки) в течение следующих 6 месяцев?

Отрицательный ответ большинством дан на следующие вопросы: Какова вероятность, что вы обратитесь за займом (потребительское кредитование, другие займы) для финансирования потребительских расходов в течение следующих 3 месяцев? Насколько вероятно, что вы приобретете или построите жилье в течение следующих 12 месяцев? Какова вероятность, что ваша семья приобретет автомобиль в течение следующих 6 месяцев?

При этом на вопрос «насколько изменятся затраты на покупку среднесрочных потребительских товаров (одежда, обувь, предметы кухонного обихода и т.д.) в течение следующих 3 месяцев по сравнению с тремя месяцами назад?» 47,4% ответили, что немного повысятся. 33,5% считают, что эти затраты останутся на прежнем уровне, и лишь 5,9% уверены, что они резко повысятся.

В целом можно констатировать восстановление потребительской способности казахстанцев, которые, тем не менее, пессимистично смотрят в будущее.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики