ОБСЕ: итоги полуфинала

Успешное проведение неформальной встречи министров иностранных дел в Алматы должно открыть дорогу проведению саммита ОБСЕ — первого за последние одиннадцать лет

ОБСЕ: итоги полуфинала

Председательство Казахстана в ОБСЕ, определенное президентом Нурсултаном Назарбаевым как общенациональный стратегический проект, является уникальным событием не только для нашей страны, но и для самой организации. Казахстану, отметившему всего лишь 18 лет своей независимости, довелось возглавить крупнейшую региональную организацию по безопасности и сотрудничеству. При этом Казахстан стал первым постсоветским, преимущественно азиатским и мусульманским председателем в истории ОБСЕ. Для нас эта миссия — не столько почетная обязанность, сколько ответственное поручение и шанс внести свой вклад в укрепление Организации, развитие сотрудничества и взаимопонимания в Евро-Атлантике и Евразии. Соответственно, и мы, и наши партнеры подошли к этой ответственной миссии с большими ожиданиями, большими надеждами и большими планами.

Консенсус и баланс

Основной целью ОБСЕ является предотвращение конфликтов и укрепление мира через выявление и нейтрализацию основных причин напряженности, содействие социально-экономическому прогрессу, развитие демократических институтов и уважение прав человека.

Заняв пост председателя ОБСЕ 1 января сего года, Казахстан с первых дней акцентирует внимание на недопущениивозникновения новых разделительных линий на пространстве ОБСЕ, развитии атмосферы доверия во имя интересов всех, расширении и укреплении консенсусного поля по основополагающим вопросам развития Организации. При этом мы делаем акцент на конкретных действиях в рамках мандата председателя ОБСЕ, четко осознавая, что в текущем году мы являемся первыми среди равных в организации, работающей на принципе консенсуса.

Огромным подспорьем для нас являются внимание и поддержка президента Казахстана, доброжелательное отношение к Казахстану со стороны всех наших партнеров по ОБСЕ и, конечно, осознание в столицах всех государств ОБСЕ того факта, что наша организация должна получить новый импульс, увидеть новые горизонты и перспективы.

Уже к началу нашего председательства была сверстана динамичная и достаточно амбициозная программа, которая последовательно реализуется. По всем заявленным приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ — военно-политического, экономико-экологического и гуманитарного, — а также по межизмеренческим вопросам ведется каждодневная систематичная работа, дающая осязаемые результаты.

Казахстану удалось «встряхнуть» Организацию, в том числе через инициирование предметных дискуссий по широкому кругу вопросов. Этому способствовало несколько факторов. Программное видеообращение Нурсултана Назарбаева к государствам-участникам на заседании Постоянного совета ОБСЕ 14 января обозначило обширную программу, дало мощный импульс многостороннему обсуждению наиболее актуальных проблем ОБСЕ и, наконец, наглядно продемонстрировало серьезность намерений Астаны на посту политического лидера Организации. Активное включение в работу Организации Действующего председателя ОБСЕ, государственного секретаря — министра иностранных дел Каната Саудабаева подтолкнуло страны-участницы к более активной позиции по проблемам зоны ответственности ОБСЕ. За прошедший период он посетил два десятка государств-участников, состоялись его предметные переговоры с руководителями внешнеполитических ведомств. Охват регулярными консультациями всех без исключения государств-участников Организации свидетельствует об учете председательством консенсусного характера механизма принятия решений и уважении мнения каждого государства-участника. Своевременное принятие бюджета Организации на 2010 год (впервые за последние пять лет) позволило с первых дней текущего года обеспечить полноценную работу всех институтов ОБСЕ, в том числе проектную деятельность полевых миссий. Мы проводим активные консультации с другими региональными организациями.

Мы стремимся обеспечивать баланс всех трех измерений ОБСЕ — военно-политического, экономико-экологического и гуманитарного. Именно поэтому в первом, военно-политическом, измерении мы акцентируем внимание на решении «затяжных» конфликтов, стабилизации Афганистана — партнера ОБСЕ и на модернизации Венского документа ОБСЕ 1999 года о мерах доверия и безопасности. Во второй, экономико-экологической, корзине приоритет отдается продвижению евразийской экономической интеграции, улучшению транспортной инфраструктуры на пространстве ОБСЕ и разработке новой стратегии для второго измерения, определяющего посткризисные экономические отношения в зоне ответственности Организации, так называемый «Маастрихт плюс».

В третьей, гуманитарной, корзине мы поддерживаем продвижение демократических реформ и укрепление прав человека, определяя приоритетное значение толерантности и недискриминации, особенно учитывая уникальный опыт в этой сфере такой многоконфессиональной и полиэтничной страны, как Казахстан. Состоявшаяся 29—30 июня в Астане Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации, с одной стороны, высветила бесспорную актуальность данной проблематики для всего пространства ОБСЕ, с другой — создала задел для дальнейшего обсуждения вопросов толерантности, укрепления взаимопонимания и диалога между цивилизациями на высшем уровне.

Безопасность без границ

[inc pk='1439' service='media']

Сегодня понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки, охватывая обширное пространство Евразии. Именно поэтому казахстанское председательство уделяет особое внимание Афганистану. Фокус на Афганистане в рамках казахстанского председательства является логическим звеном внешней политики Казахстана, рассматривающего афганскую проблематику сквозь призму глобальной и региональной безопасности и оказывающего многолетнюю последовательную поддержку усилиям международной коалиции. Распространенное недавно «Видение председательства по дальнейшим усилиям для активизации сотрудничества с Афганистаном», как мы считаем, может стать основой для определения консенсусной платформы и дальнейших практических шагов всей

ОБСЕ. Именно в социально-экономической и гуманитарной сфере Казахстан в качестве Действующего председателя намерен сполна использовать возможности и потенциал Организации на афганском направлении.

Безусловно, серьезным вызовом для Казахстана и всей нашей организации стал кризис в соседнем Кыргызстане. Мы прилагаем все усилия, чтобы использовать потенциал Организации для оказания помощи этой стране. Кроме того, и на двусторонней основе Казахстаном оказывалась и будет оказываться весомая помощь. Мы считаем также важным мобилизовать политическую волю 56 государств-членов ОБСЕ, с тем чтобы Кыргызстан получил ту степень поддержки со стороны Организации, в которой он столь остро нуждается сегодня.

Но наш главный приоритет — укрепление Организации, повышение ее релевантности в решении самых актуальных проблем современности. Именно поэтому и именно в контексте широкой палитры проблем, накопившихся на пространстве ОБСЕ, мы последовательно и целенаправленно работаем над реализацией актуальной и востребованной инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о проведении в текущем году саммита ОБСЕ.

Мы полагаем, что предложение казахстанского лидера — это исторический шанс для стран-участниц Организации найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на огромном пространстве зоны ответственности ОБСЕ, адаптировать Организацию к сегодняшним реалиям.

Сегодня мы вышли на финишную прямую в подготовке к неформальной встрече министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Алматы 16—17 июля — одному из главных мероприятий нашего председательства. В ходе дискуссий в Алматы мы планируем обсудить нерешенные вопросы в общей повестке дня ОБСЕ в контексте предложения президента по созыву саммита в конце 2010 года с целью выработки обновленного стратегического видения евро-атлантической и евразийской безопасности.

Эффективность неформальных дискуссий

Только что закончился чемпионат мира по футболу, и в памяти свежи все перипетии этого красочного действа. Если заимствовать футбольную терминологию, то можно сказать, что предстоящая на днях встреча министров — это своего рода полуфинал, и мы в Казахстане убеждены, что мы все, государства-участники ОБСЕ, с честью пройдем его. Мы рассчитываем, что министры иностранных дел 56 государств выведут диалог в рамках организации на качественно новый уровень, придадут новую динамику нашему сотрудничеству. Мы также рассчитываем, что в ходе предстоящей встречи министрам удастся подвести промежуточные итоги и принять консенсусное решение о сроках и месте проведения встречи в верхах. Это будет нашей общей, но все же еще промежуточной победой.

Принимая во внимание наличие проблем, разделяющих государства — участников(например, конфликты и контроль над вооружениями), а также вызовов, которые их объединяют (например, транснациональные угрозы), нашей общей целью должно стать укрепление основ «семьи» ОБСЕ в целях выработки более эффективных общих ответов на нерешенные и новые вызовы.

Еще в прошлом году, говоря о приоритетах казахстанского председательства, Канат Саудабаев отмечал, что ОБСЕ переживает непростые времена: «Есть определенные противоречия позиций стран к западу и к востоку от Вены. Еще одним свидетельством кризисного состояния служит то, что в последние восемь лет практически не было согласовано ни одной резолюции на заседаниях совета министров иностранных дел ОБСЕ. Ну и последний саммит был десять лет назад в Стамбуле». Для того чтобы от обсуждения формулировок резолюций вернуться к обсуждению проблем, было решено выйти на неофициальный уровень. Летом прошлого года на греческом острове Корфу прошла неформальная министерская встреча ОБСЕ. Главным результатом дискуссий на неофициальном уровне, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, стало то, «что они выявили всеобщую неудовлетворенность состоянием дел в Евро-Атлантическом регионе, которую уже не прикрыть удобными обкатанными формулами, прославляющими «достижения» ОБСЕ». Опыт таких дискуссий был признан удачным, их назвали процессом Корфу и в специальной декларации решили, что он будет продолжен.

Трудно переоценить значение процесса Корфу как важного механизма, с помощью которого государства-участники стремятся укрепить доверие, повысить эффективность и востребованность нашей Организации в условиях изменяющейся архитектуры безопасности. Этот диалоговый процесс подтверждает ключевую роль ОБСЕ в строительстве общего и неделимого пространства евро-атлантической и евразийской безопасности.

В ходе открытого диалога по процессу Корфу с вовлечением всех государств-участников и партнеров были обсуждены десять наиболее актуальных и злободневных для ОБСЕ тем — это конфликты, транснациональные угрозы, безопасность и контроль над вооружениями, экономика и экология, гуманитарная сфера, межизмеренческие подходы и эффективность, евро-атлантическая и евразийская безопасность и пр.

Наша общая победа

Среди государств-участников были распространены около 50 предложений, охватывающих все аспекты всеобъемлющей концепции ОБСЕ по неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве, включая меры доверия и безопасности, свободу средств массовой информации, правовой статус ОБСЕ, оперативное реагирование на случаи возникновения напряженности.

По их итогам подготовлен промежуточный доклад председательства, который ляжет в основу дискуссий на неформальной встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Алматы 16—17 июля, созванной казахстанским председательством для обзора прогресса и выработки последующих шагов. Итоги обсуждения по повестке дня процесса Корфу мы рассматриваем в качестве содержательной основы предполагаемого саммита ОБСЕ в 2010 году.

В ходе обсуждений в Вене наработан солидный материал для наполнения саммита. Мы считаем, что следует сконцентрироваться на относительно небольшом круге крупных приоритетов, по которым можно достичь позитива и серьезного продвижения вперед. Такой круг приоритетов мог бы включать подтверждение ключевых ценностей и принципов ОБСЕ, закрепление процесса Корфу и важных наработок, достигнутых в его рамках, обновление Венского документа, эффективную евразийскую интеграцию во имя преодоления последствий глобального финансового и экономического кризиса, а также транснациональные угрозы, Афганистан и Кыргызстан, вопросы толерантности и недискриминации.

Недавно в Вене нами было представлено «Видение казахстанского председательства в ОБСЕ: саммит ОБСЕ 2010 года», в котором очерчены актуальность, основные цели и ожидаемые итоги встречи в верхах, а также «дорожная карта» на пути к саммиту. Этот документ может стать хорошей концептуальной основой для конструктивного обмена мнениями в Алматы.

Принимая во внимание, что 2010 год проходит под знаком ряда ключевых событий для ОБСЕ, включая 35-летие заключения Хельсинкского Заключительного акта и 20-летие подписания Парижской хартии для новой Европы, предстоящий саммит предоставит нам возможность вновь подтвердить приверженность принципам и обязательствам, лежащим в основе нашей Организации, а также продемонстрировать решимость построить подлинно единое и неделимое сообщество безопасности, простирающееся от Ванкувера до Владивостока.

Именно сегодня настало время, когда лидеры стран-участниц ОБСЕ могли бы проявить политическую волю и дать ответы на непростые вызовы, стоящие перед их народами. Саммит не только даст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит доверие, уважение наших народов к самой Организации.

Все мы заинтересованы в том, чтобы «команда ОБСЕ», членами которой являются все без исключения 56 государств-участников, победила в «чемпионате» 2010 года. Успешное и результативное проведение саммита станет общей победой нашей общей организации.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности